Факторы детерминации поведения личности: Макро и Микросреда личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:01, контрольная работа

Краткое описание

Целью моей работы было раскрытие того, что вообще представляют факторы детерминации поведения личности: Макро и Микросреда личности.
В соответствии с целью данной работы можно сформулировать задачи, которые будут рассмотрены в предлагаемом исследовании:
• ознакомится с факторами детерминации поведения личности;
• изучить макро и микросреды личности;
• раскрыть сущность данной темы;
• подвести общие итоги и выводы по подобранному и проанализированному материалу.

Оглавление

Введение………………………………………………………..3

Факторы детерминации
поведения личности…………………………………….4

Макро- и Микросреда личности……………………….10

Заключение……………………………………………………17

Список используемых источников…………………………18

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 87.63 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Тверской государственный  технический университет»

(ТвГТУ)

 Кафедра БУАиА

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: « Деловое общение»

На тему: «  Факторы детерминации поведения личности: Макро и Микросреда личности».

 

 

                                                           ВЫПОЛНИЛ: студент 3 курса 

                                                                          Института ДПО и П

                                                                            Группы РБА-36-09

                                                                                 Разуваева Е.В.

                                                  ПРОВЕРИЛ:  Константинова Т.Г.

 

 

г. Ржев  2011г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………..3

 

  1. Факторы детерминации

поведения личности…………………………………….4

 

  1. Макро- и  Микросреда личности……………………….10

 

Заключение……………………………………………………17

 

Список используемых источников…………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность.

       Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении. Ключевые понятия, такие, как "Я", "социальные стереотипы", "макро- и микросреда личности", "ролевое поведение" и т.д., заслуживают специального рассмотрения.

         Целью моей работы было раскрытие того, что вообще представляют факторы детерминации поведения личности: Макро и Микросреда  личности.

  В соответствии с целью данной работы можно сформулировать задачи, которые будут рассмотрены в предлагаемом исследовании:

• ознакомится с факторами детерминации поведения личности;

• изучить макро и микросреды личности;

• раскрыть сущность данной темы;

• подвести общие итоги  и выводы по подобранному и проанализированному  материалу.

        Работа представляет собой исследование, состоящее из вводной части, основной части и заключения. Основная часть состоит их двух глав.

 

    В работе будет  использована методическая литература, ссылки, на которые будут переведены  в конце работы.

 

1. Факторы детерминации поведения личности.

    Отвлекаясь от содержания тех или иных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств и особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Представленная ниже схема позволяет выявить динамику процесса детерминации поведения личности (рис. 1).

     Смысл предлагаемой  схемы: отразить обстоятельство, что вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении. Рассмотрим ключевые понятия данной схемы: «Я», «социальные стереотипы», «макро- и микросреда личности», «ролевое поведение» и т.д.(1,2)

Самоутверждение «Я»



Общество (макросреда личности)


Реальное «Я»




«Я»


Ролевое поведение


«Я» - образ



Социальные  стереотипы



Группы (микросреда личности)


Имидж



 

 

Установка «Я»


 


 

Рис. 1. Динамика процесса детерминации поведения личности.

 

 

«Я» и его роль в деловом общении «Я» — это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное выделение в принципе невозможно. Красивая сказка о Маугли с научной точки зрения не выдерживает никакой критики. Известен случай, когда некий не в меру любознательный восточный деспот пожелал узнать, какой язык «от аллаха»: маленького ребенка кормили, ухаживали за ним, но под страхом смерти с ним не разрешалось разговаривать. Ждали долго, но напрасно: ребенок вырос, но так и не заговорил на человеческом языке, по сути дела, так и остался животным.

   Становление индивидуального «Я», осознание себя личностью, субъектом, противополагающим себя другим членам племени, — длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначально господствовало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со временем деление на «Мы» и «Они» сменилось на «Я» и «Они». Так, например, в ходе расследования обстоятельств гибели в 1779 г. адмирала британского королевского флота Джеймса Кука миссионеры буквально замучили туземцев проповедями о греховности людоедства. Каннибалы отвечали им без намека на угрызения совести, просто, но искренне: «Мы людей не едим. Они — не люди». Смысл сказанного вполне очевиден: людьми считались только члены своего племени, а все остальные — потенциальной добычей, охраняемой, правда, обычаем кровной мести со стороны членов своего племени, Точно так же на языке ряда народов Крайнего Севера слово, обозначающее название народа, переводится как «люди».

 

    Следовательно, отделение «Я» от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты — к земледелию, с появлением частной собственности. Вместе с тем существование в человеческом самосознании наряду с индивидуальным «Я» чувства принадлежности к определенной этнической группе во многом определяет живучесть национализма.(8)

   Формирование и функционирование человеческого «Я» напрямую связаны с периодизацией историй цивилизации и на каждом из ее этапов, имеет свои особенности. Так, например, в античную эпоху на первом месте было гармоничное развитие личности, символом эпохи был атлет. В Средние века картина радикально изменилась — плоти противостоял дух кик путь к жизни вечной, страдание, как считалось, не унижает, но возвышает, новым символом стало распятие. Плоть считалась главным источником порока, ее активно усмиряли постом, и молитвою» В эпоху Возрождения и раннего капитализма антропоцентрическое, гуманистическое мировоззрение замещает геоцентрическое, происходит настоящий взрыв индивидуализма в форме стремления к безграничному личному самоутверждению и обогащению. Подобное положение вызвало ответную реакцию в форме протестантской' этики. У Мартина Лютера личная вера, скромность и добросовестный труд противопоставляются внешнему, обрядовому, церковному авторитету. Стремление к богатству и прибыли объявляется нравственной ценностью и рассматривается как награда Господа за благочестие, добросовестный  труд и заботу о ближних. При этом не надо забывать, что «ближними», т.е. богоизбранными, протестанты считали только единоверцев, а с остальными, например североамериканскими индейцами и африканскими рабами, можно было особо не церемониться.(6)

    Вопрос о становлении индивидуального «Я» каждого конкретного индивида не менее, интересен. На первый взгляд ничего, особенно сложного здесь нет: достаточно индивиду противопоставить себя группе — вот и появилось самосознание. На самом деле все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источником формирования нашего «Я», или, как. говорят философы, рефлексии, были и остаются окружающие нас люди. Это подметил еще Карл Маркс, а позднее оформил  в качестве научной теории американский исследователь-Чарльз Кули, Как писал Маркс, «человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».

    Проще говоря, содержание нашего «Я» во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены, и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных, с точки зрения его самооценки, импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но в первую очередь с теми, кто способствует процессу нашего самоутверждения обеспечивает нам высокую самооценку. А последняя практически не насыщаема: красивая девушка постоянно нуждается в знаках внимания со стороны поклонников, артист — в рукоплесканиях публики, ребенок — в похвале со стороны взрослых, взрослый — в уважении в семье и со стороны коллег и т.д. Интересно отметить, что люди, богато одаренные природой, зачастую не прилагают особых усилий для самоутверждения: в школе, например, прослеживается обратная связь между природными способностями (или внешними данными) и прилежанием учащихся.(10)

     Источники формирования положительной самооценки конкретного индивида поддаются классификации. Для одних наиболее успешной сферой самореализации: «Я» выступает работа, профессиональная деятельность. Бывает так, что работа заменяет, как бы компенсирует, трудоголику отсутствие семьи, служит для него единственным и самым важным источником положительных импульсов. Женщины, как правило, живут семьей и для семьи, работа для них — источник дополнительного заработка, приятный круг общения, место разговоров о мужьях, покупках, домашнем хозяйстве и т.д. Для кого-то источником самоутверждения может выступать любимое непрофессиональное занятие, или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную деятельность, когда человек посвящает свое свободное время социально-значимой деятельности, мотивируемой нравственно-религиозным или политическим идеалом. Далее, возможны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназванных формах деятельности, пытается решить проблему самоутверждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зависимость от импульсов извне. Поведение такого рода характерно для наркоманов и алкоголиков, Вместе с тем «снятие» проблемы, иллюзия самодостаточности личности на уровне субъективного восприятия может быть достигнута не только путем употребления наркосодержащих препаратов, но и в случае регулярного выполнения целого комплекса специальных физических упражнений. В частности, йога и у-шу не дают оснований сомневаться в том, что соматическое состояние не только детерминирует сознание индивида, но и активно участвует в формировании его самооценки.(5)

А теперь представим себе ситуацию, в которой ни один из вышеназванных факторов «не сработал». Как, откуда и каким путем личность  может получить жизненно необходимые для самоутверждения своего «Я» положительные импульсы? Ответ на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный, защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. infantilis — младенческий, детский). Суть инфантилизма заключается в том, что человек как бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и передает свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне уместна, так как любой малыш психологически чувствует себя более комфортно, чем взрослый. Он более стрессоустойчив, поскольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений.(5)

    Формы  проявления «Я»   - Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания предстоит выяснить, в каких формах, наше «Я» проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выявить, по крайней мере, два аспекта проблемы. Каждый акт нашего самосознания, любое состояние нашего «Я» -   предполагает наличие трех компонентов: разум, воля и чувства.

       Разум позволяет дать описание ситуации, чувства — ее эмоциональную оценку; воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться, что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, и тогда мы: говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли, заставляет себя или других делать то что делать-то, в общем, совсем не хочется.

Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы, соотносимы не только с внешним миром, но и самим «Я» как таковым, В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три «Я»: «Я»-образ, реальное «Я» и имидж. (У некоторых, конечно, бывает и больше, но это уже интересно не психологу, а психиатру.)(4)

 «Я» - образ и реальное «Я», «Я»-образ — это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, при этом нередко мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я» — это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, неосознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве. В последнем случае мы имеем: дело с комплексом неполноценности  (идея немецкого психолога А. Адлера) как следствием неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка («Я»-образ), и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной личной власти (Наполеон, Гитлер), либо в форме жертвенного служения человечеству (М, Ганди, Л. Толстой). Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели, во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной  жизни.

Информация о работе Факторы детерминации поведения личности: Макро и Микросреда личности