Две искусственные массы: церковь и войско

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:35, реферат

Краткое описание

Массовая психология, только зарождающаяся, включает еще необозримое множество отдельных проблем и ставит перед исследователем бесчисленные, пока еще даже не систематизированные задачи. Одна только группировка различных форм образования масс и описание проявленных ими психических феноменов требуют усиленных наблюдений и умелого отображения и уже породили обильную литературу.

Оглавление

Введение
Ле Бон и его характеристика массовой души
Две искусственные массы: церковь и войско
Идентификация
Одна ступень в человеческом Я

Файлы: 1 файл

Психология масс и анализ человеческого Я. З.Фрейд.docx

— 28.48 Кб (Скачать)

Идентификация

Идентификация известна психоанализу как самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом. Она играет определенную роль в предыстории Эдипова комплекса. Малолетний мальчик проявляет особенный  интерес к своему отцу. Он хочет  сделаться таким и быть таким, как отец, хочет решительно во всем быть на его месте. Можно спокойно сказать: он делает отца своим идеалом. Его поведение не имеет ничего общего с пассивной или женственной  установкой по отношению к отцу (и  к мужчине вообще), оно, напротив, исключительно мужественное. Оно  прекрасно согласуется с Эдиповым комплексом, подготовлению которого и содействует.

Одновременно с  этой идентификацией с отцом, а может  быть, даже и до того, мальчик начинает относиться к матери как к объекту  опорного типа. Итак, у него две психологически различные связи с матерью  чисто сексуальная захваченность  объектом, с отцом идентификация  по типу уподобления. Обе связи некоторое  время сосуществуют, не влияя друг на друга и не мешая, друг другу. Вследствие непрерывно продолжающейся унификации психической жизни они, наконец, встречаются, и, как следствие этого  сочетания, возникает нормальный Эдипов комплекс. Малыш замечает, что дорогу к матери ему преграждает отец; его идентификация с отцом  принимает теперь враждебную окраску  и делается идентичной с желанием заменить отца у матери. Ведь идентификация  изначально амбивалентна, она может  стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения. Она подобна отпрыску первой оральной фазы либидинозной организации, когда  соединение с желанным и ценимым  объектом осуществлялось его съеданием  и когда при этом этот объект как  таковой уничтожался.

Идентификация является самой ранней и самой первоначальной формой эмоциональной связи; в условиях образования симптомов, т.е. вытеснения и господства механизмов бессознательного, часто случается, что объектный  выбор снова становится идентификацией, т.е. Я перенимает качества объекта. Примечательно, что при этих идентификациях Я иногда копирует нелюбимое лицо, а иногда любимое. Достойно внимания, что в обоих случаях идентификация  лишь частичная, крайне ограниченная, и копируется только одна-единственная черта объектного лица.

Одна ступень в  человеческом Я

Если рассматривать  жизнь отдельного человека нашего времени, пользуясь дополняющими друг друга  описаниями массовой психологии, то ввиду  множества осложнений можно потерять мужество и не решиться на обобщающее изложение. Каждый отдельный человек  является составной частью многих масс, он с разных сторон связан идентификацией и создал свой Я-идеал по различнейшим образцам. Таким образом, отдельный  человек участник многих массовых душ: своей расы, сословия, церковной  общины, государственности и т.д. и сверх этого может подняться  до частицы самостоятельности и  оригинальности. Эти постоянные и  прочные массовые формации со своим  равномерно длящимся воздействием меньше бросаются в глаза, чем наскоро  образовавшиеся текучие массы, на примере  которых Ле Бон начертал блестящую  психологическую характеристику массовой души, и в этих шумных, эфемерных  массах, которые будто бы наслоились на первых. Как раз и происходит чудо: только что признанное нами как  индивидуальное развитие бесследно, хотя и временно, исчезает.

Мы поняли это  чудо так, что отдельный человек  отказывается от своего Я-идеала и заменяет его массовым идеалом, воплощенным  в вожде. Оговоримся, что это чудо не во всех случаях одинаково велико. Отграничение Я от Я-идеала у многих индивидов не зашло слишком далеко, оба еще легко совпадают, Я  часто еще не сохраняет прежнее  нарцистическое самодовольство. Это  обстоятельство весьма облегчает выбор  вождя. Нередко ему всего лишь нужно обладать типичными качествами этих индивидов в особенно остром и чистом чекане и производить  впечатление большей силы и либидинозной свободы, и сразу на это откликается  потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую  он и не стал бы претендовать. Другие индивиды, идеал которых не воплотился бы в нм без дальнейших поправок, вовлекаются «внушением», т.е. путем  идентификации.

Если что-нибудь в  Я совпадает с Я-идеалом, всегда будет присутствовать ощущение триумфа. Чувство виновности (и чувство  неполноценности) может также быть понято как выражение напряженности  между Я и Я-идеалом.

Как известно, есть люди, у которых общая настроенность  периодически колеблется; чрезмерная депрессия через известное среднее  состояние переходим в повышенное самочувствие, и притом эти колебания  проходят в очень различных больших  амплитудах, от еле заметного до тех крайностей, которые в качестве меланхолии и мании в высшей степени  мучительно и вредоносно нарушают жизнь  таких людей. В типичных случаях  этого циклического расстройства внешние  причины, по-видимому, не имеют решающего  значения; что касается внутренних мотивов, их мы находим не больше, и  они не иные, чем у всех других.

Литература

Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1991.

Информация о работе Две искусственные массы: церковь и войско