Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:35, реферат
Массовая психология, только зарождающаяся, включает еще необозримое множество отдельных проблем и ставит перед исследователем бесчисленные, пока еще даже не систематизированные задачи. Одна только группировка различных форм образования масс и описание проявленных ими психических феноменов требуют усиленных наблюдений и умелого отображения и уже породили обильную литературу.
Введение
Ле Бон и его характеристика массовой души
Две искусственные массы: церковь и войско
Идентификация
Одна ступень в человеческом Я
Идентификация
Идентификация известна
психоанализу как самое раннее проявление
эмоциональной связи с другим
лицом. Она играет определенную роль
в предыстории Эдипова
Одновременно с
этой идентификацией с отцом, а может
быть, даже и до того, мальчик начинает
относиться к матери как к объекту
опорного типа. Итак, у него две психологически
различные связи с матерью
чисто сексуальная
Идентификация является
самой ранней и самой первоначальной
формой эмоциональной связи; в условиях
образования симптомов, т.е. вытеснения
и господства механизмов бессознательного,
часто случается, что объектный
выбор снова становится идентификацией,
т.е. Я перенимает качества объекта.
Примечательно, что при этих идентификациях
Я иногда копирует нелюбимое лицо,
а иногда любимое. Достойно внимания,
что в обоих случаях
Одна ступень в человеческом Я
Если рассматривать жизнь отдельного человека нашего времени, пользуясь дополняющими друг друга описаниями массовой психологии, то ввиду множества осложнений можно потерять мужество и не решиться на обобщающее изложение. Каждый отдельный человек является составной частью многих масс, он с разных сторон связан идентификацией и создал свой Я-идеал по различнейшим образцам. Таким образом, отдельный человек участник многих массовых душ: своей расы, сословия, церковной общины, государственности и т.д. и сверх этого может подняться до частицы самостоятельности и оригинальности. Эти постоянные и прочные массовые формации со своим равномерно длящимся воздействием меньше бросаются в глаза, чем наскоро образовавшиеся текучие массы, на примере которых Ле Бон начертал блестящую психологическую характеристику массовой души, и в этих шумных, эфемерных массах, которые будто бы наслоились на первых. Как раз и происходит чудо: только что признанное нами как индивидуальное развитие бесследно, хотя и временно, исчезает.
Мы поняли это
чудо так, что отдельный человек
отказывается от своего Я-идеала и заменяет
его массовым идеалом, воплощенным
в вожде. Оговоримся, что это чудо
не во всех случаях одинаково велико.
Отграничение Я от Я-идеала у многих
индивидов не зашло слишком далеко,
оба еще легко совпадают, Я
часто еще не сохраняет прежнее
нарцистическое самодовольство. Это
обстоятельство весьма облегчает выбор
вождя. Нередко ему всего лишь
нужно обладать типичными качествами
этих индивидов в особенно остром
и чистом чекане и производить
впечатление большей силы и либидинозной
свободы, и сразу на это откликается
потребность в сильном
Если что-нибудь в Я совпадает с Я-идеалом, всегда будет присутствовать ощущение триумфа. Чувство виновности (и чувство неполноценности) может также быть понято как выражение напряженности между Я и Я-идеалом.
Как известно, есть люди,
у которых общая настроенность
периодически колеблется; чрезмерная
депрессия через известное
Литература
Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1991.
Информация о работе Две искусственные массы: церковь и войско