Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:39, реферат
Работа посвящена привычке и динамическому стереотипу как составной части психологии деятельности.
В основной части рассмотрены: в первой главе – механизм образования навыков и привычек; во второй – дано
понятие привычки, определены ее особенности; в третьей части – рассмотрены психологические механизмы коррекции привычек; четвертая часть посвящена динамическому стереотипу как близкой к привычке, но отличной от нее форме
деятельности. В заключении определено место привычке в психологии.
Введение……………………………………………………….5
Основная часть
1. Процессы и механизмы возникновения привычки…………………………………………………….7
2. Категория привычки в психологии…………………….18
3. Методы коррекции привычек……………………………21
4. Динамический стереотип………………………………...25
Заключение…………………………………………………..28
Список использованной литературы…………………..33
требует все меньшей затраты нервного труда. [4, 178]
Динамическим стереотипом в психологии называется слаженная
интегрированная система условнорефлекторных процессов в коре больших
полушарий, формирующаяся в результате многократного применения постоянного
порядка следования одних и тех же положительных и тормозных условных
раздражителей с постоянными интервалами времени между ними. Образование
динамического стереотипа представляет значительные трудности, для нервной
системы, выработанный, он делает нервную деятельность экономной и
высокоэффективной, поскольку каждая предыдущая реакция в этом случае
подготавливает последующую. [13, 65]
Установившийся стереотип бывает трудно изменить и привести в
соответствие с новой обстановкой, новыми требованиями жизни. Запечатлевая
определенный опыт и сохраняясь длительное время, динамические стереотипы
обнаруживают склонность к прочной фиксации, формируясь в процессе
повседневного уравновешивания организма со средой, жизненные стереотипы
составляют в известной степени основу человеческой личности, обычно весьма
стабильную по форме и динамическую по содержанию.
Если динамический стереотип хорошо зафиксирован, он представляет собой
весьма консервативную систему, и его отмена и выработка нового — трудная
для нервной системы задача, которая может привести к временному нарушению
высшей нервной деятельности. Выдержать такое испытание может только сильный
нервный тип. «Мне кажется,— писал И.П.Павлов,— что часто тяжелые чувства
при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при
потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах и ломке
верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени
именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в
трудности установки нового». [4, 179] И действительно, существует ряд так
называемых ситуационных неврозов, причиной которых является ломка жизненных
стереотипов, необходимость срочной психологической перестройки в целях
адаптации. Одним из важных условий возникновения ситуационных неврозов
может быть несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических
возможностей для переработки поступающей информации скорости ее поступления
и количеству. В таких случаях она может оказаться недостаточной или
избыточной. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной
разнообразных невротических расстройств, вызываемых нарушениями
коммуникационных (межличностных) отношений человека. Чем меньше у человека
объем информации по остроактуальному для него вопросу, тем больше
вероятности того, что в случае необходимости его решения в ограниченное
время произойдет нарушение адаптированного состояния человека и разовьется
нервно-психическое расстройство. [4, 179]
Научные знания, в том числе и психологические, все более становятся в
наше время мощной производительной силой. Поэтому овладение сведениями из
области психогигиены, психопрофилактики, саморегуляции и
самопрограммирования личности, которыми так богат исторический опыт
человечества, имеет не только теоретический интерес, но и непосредственное
практическое значение. Современный хорошо информированный читатель уже
достаточно подготовлен не только для восприятия этого опыта, но и для
понимания сущности психических процессов, лежащих в его основе.
Сущность человека открыта будущему, что ее возможности универсальны.
Миру природы человек противостоит в своем бытии как сила универсальная,
обладающая неисчерпаемыми возможностями, уходящими в бесконечность. И это
диалектическое единство постоянного, устойчивого и беспрерывно меняющегося
— одна из наиболее важных характеристик человека. Поистине человек — самое
изменчивое существо.
Примечательно, что великий физиолог И.П.Павлов уже располагал
неоспоримыми научными фактами из области высшей нервной деятельности
человека, чтобы сделать вывод: «Человек есть, конечно, система... в
высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая,
восстановляющая, поправляющая и даже совершенствующая». [6, 248]
В связи с этим перед такими науками о человеке, как психология,
педагогика, медицина, стоит большая задача приумножения, развития и
использования тех величайших резервов нервной системы и психики человека.
Преимущества психического самопрограммирования перед всякого рода
фармакологическими и генохирургическими воздействиями прежде всего в том,
что такое самопрограммирование делает человека истинно свободным творцом
собственной личности. Именно этот путь совершенствования личности исключает
всякий соблазн навязать что-то ей несвойственное или, тем более,
преднамеренно программировать ее поведение посредством постороннего
вмешательства.
Ознакомление с закономерностями и методами программирования
психической деятельности поможет лучше понять приведенные примеры, которые
он не без основания мог воспринять с недоверием. Важнее, однако, другое:
методы самопрограммирования и саморегуляции психических состояний
предоставляют широкие возможности для самосовершенствования человека,
создавая дополнительные «степени свободы» для его многостороннего развития.
Овладение соответствующими навыками позволяет не только в высокой степени
интенсифицировать свой интеллектуальный и физический труд, но и сознательно
и систематически преодолевать отрицательные черты своего характера и даже
корректировать некоторые физические недостатки собственного тела. Именно
такой высокий уровень саморегуляции личности исключает возможность
постороннего отрицательного влияния и духовного насилия.
Именно развитая способность к саморегуляции и самопрограммированию,
проявляемая на основе высокого нравственного уровня и идейной убежденности,
станет одной из основных характеристик психологического облика человека
будущего. [16, 584-585]
Наше время, динамичное и противоречивое, время стремительной научно-
технической революции, характеризуется прогрессирующим изменением условий
жизни общества и окружающей среды, ростом интенсивности нервно-психической
деятельности человека. Уже сегодня от него требуется небывало высокий
уровень психической пластичности и адаптивности. До сих пор человек в
известных пределах сравнительно свободно приспосабливался к меняющимся
условиям жизни. Не уменьшились его внутренние резервы и сегодня. Известно,
что в связи с этим в порядок дня выдвигается весьма оптимистическая
проблема третьего периода жизни—«активной старости», охватывающей
возрастной период от 60 до 70—80 лет. В этом плане психология активности
также может способствовать сохранению долголетия и полноценного здоровья.
[4, 254]
Резюмируя все сказанное, можно сформулировать основные задачи
психологии активности, круг которых складывался в соответствии с жизненными
потребностями человека на протяжении многих столетий и которые более или
менее успешно решались практически. Современное состояние знаний позволяет
дать строго научное объяснение эмпирически установленным психологическим
явлениям. Понимание же смысла и механизмов психологических методов повышает
степень их действенности, так как в этом случае проявляется мощная
стимулирующая роль сознания.
Круг задач, стоящих перед психологией активности, должен, в частности,
включать:
— понимание психологических особенностей и закономерностей
формирования основных психических состояний человека;
— понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции
психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том
числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных
продуктивных состояний;
— овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем
работоспособности и творческих возможностей;
— выработку необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек,
свойств личности, черт характера;
— рациональную постановку и разумное обоснование жизненных целей (как
ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;
— понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость
нервно-психической сферы и состояние здоровья человека. [16, 14]
Последнее положение требует более подробного объяснения. Дело в том,
что современная медицина занимается телом и психикой человека, как правило,
только в тех случаях, когда появляются определенные болезненные изменения.
Нравственных и моральных сторон жизни она не касается. Сегодняшняя
педагогика озабочена преимущественно тем, чтобы вложить в голову учащегося
все возрастающий объем информации. К тому же в последние десятилетия как-то
стихийно сложилось представление, что знания сами по себе делают человека
воспитанным, нравственным. Мы слишком уверовали в силу знаний и не
понимаем, что во многих случаях человека может удержать от дурных поступков
именно совесть, а не знание. Жизнь систематически предоставляет
убедительные тому доказательства. Работу по формированию нравственного
облика человека следует начинать с самого раннего детства. Именно с этого
начинается настоящая забота о его здоровье, о его жизненной устойчивости.
Следует иметь в виду, что в наборе психических качеств человека
имеется качество, которое играет исключительную роль в управлении человека
самим собой, своим поведением, своими поступками. Это — чувство
ответственности личности, чувство долга, или то, что в повседневной жизни
мы называем совестью. Характерно, что, не порождаясь само по себе какими-то
определенными потребностями, чувство ответственности впоследствии выполняет
высшую регулирующую функцию по отношению к самим потребностям, ранжирует
их, различает по признаку дозволенных и недозволенных.
Нравственность — важнейшее условие полноценного физического и
психического здоровья, жизненной устойчивости. Лишенный нравственности
человек лишается и основных рычагов для осуществления процесса
самосовершенствования. Полностью отдавая себе отчет в том, что он собой
представляет, он не рассчитывает на участие социальной среды в своей
судьбе. Таким образом, в этом случае оказываются выключенными,
незадействованными высшие механизмы психической регуляции и защиты
личности.
Интеллектуальные психические и физические резервы организма
чрезвычайно велики. Их развитие, приумножение и практическое использование
в повседневной жизни человека — задача, которую надо решать уже сегодня.
Для этого важно с учетом своеобразия законов функционирования организма
научиться систематически повышать уровень его резервов и целесообразно
использовать их в соответствующих случаях. Главное условие, которое
требуется для этого,— изначальная активная позиция самого человека,
рассматривающего свои психические физические возможности как продукт своего
собственного труда, своих внутренних сознательных усилий. И не существует
на пути самосовершенствования личности — при наличии соответствующих
социальных условий — иных препятствий, кроме тех, которые создает себе она
сама.
Список использованной литературы
1. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988 – 187с.
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии: СПб.: Союз, 1997 – 144с.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: Изд-во ЛГУ,
1988 – 564с.
4. Гримак Л.И. Резервы человеческой психики: Введение в психологию
активности. – М.: Политиздат, 1987. – 286с.
5. Кісарчук З.Г. Методологія і методи практичної психології//
Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - №3. – с.29-34.
6. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. – 2
изд., - Ростов н/Д: «Феникс», 1998 – 512с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат,
1977. – 304с
8. Максименко С.Д. Наукова психологія і психологічна практика //
Практична психологія та соціальна робота. – 2001. - №9. – с.2-5
9. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука,
1969.- 376с.
10. Никитенко С.Г. Интернет для психологов. Ресурсы и технологии //
Школьные технологии. – 2002. - №2. – С.200-205.
11. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического
образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС,