Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 18:39, контрольная работа
Вопросами дифференциальной диагностики ЗПР занимались многие отечественные исследователи: М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Л. С. Выготский, С.Д. Забрамная. Важное значение при исследовании уровня психического развития имеет использование представлений Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, о роли помощи взрослого в обучаемости ребенка. Существуют общие закономерности аномального развития.
1.. Дифференциальная диагностика ЗПР.
2. Основные критерии отграничения ЗПР и умственной отсталости.
3. Литература.
Курс II (V)_
Группа Б219 (519) СПС_
№ зачётной книжки
Специальность:
«специальная психология»
050716.65_____
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Психология лиц с задержкой
психического развития.
Студентки
Ставропольского
Государственного
Педагогического
Института
Магомедова П.А.__
Преподаватель
Ольшанский Д.А_
Адрес: с.Прасковея ,
ул. Украинская 16__
Тема:
Дифференциальная диагностика
ЗПР.
ПЛАН:
2. Основные критерии отграничения ЗПР и умственной отсталости.
3. Литература.
Вопросами дифференциальной диагностики ЗПР занимались многие отечественные исследователи: М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, Л. С. Выготский, С.Д. Забрамная. Важное значение при исследовании уровня психического развития имеет использование представлений Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, о роли помощи взрослого в обучаемости ребенка. Существуют общие закономерности аномального развития. Ребенок всегда испытывает трудности во взаимодействии с окружающим миром, нарушения вербализации., снижение устойчивости и концентрации внимания, недостаточность словесно-логических операций, замедленность формирования понятий.
Поэтому нельзя использовать интеллектуальные тесты в качестве единственного диагностического средства, так как это не дает достаточных данных для дифференцированного диагноза, а свидетельствует лишь об отставании уровня умственного развития.
Многочисленные исследования, проведенные и в нашей стране, и за рубежом доказывают, что оценка результатов, которая производится на основе интегративных количественных показателей и основывается на сопоставлении со средне статистическими показателями, не позволяют разграничить разные категории аномальных детей. Необходимо использовать качественные методы психодиагностики, что позволит дифференцировать нарушения развития. В.И.Лубовский предложил использовать таблицу (табл. 1), которая дает возможность интерпретировать данные диагностических методик. Таблица предполагает, что количественной характеристикой степени выраженности недостаточности отраженных в ней психических функций представлена: 1 — отсутствие недостаточности функций; 2 — слабая или умеренно выраженная недостаточность функций; 3 — грубая недостаточность функций.
Таблица 1
Тип нарушения | Уровень мышления | Уровень речи | Уровень обучаемости |
лёгкий | средний | тяжёлый | лёгкий |
ЗПР | + | + | + |
Умственная отсталость | + | + | + |
ФФН | + | + | + |
В
таблицу вносятся данные о состоянии
мыслительной деятельности, которые
будут достаточно надежны, если охарактеризовать
все виды мышления. Как легкая и
средняя степени нарушения
Далее в таблицу вносятся данные о состоянии речевой деятельности. Нормальный уровень речевого развития определяется в том случае, когда состояние всех трех сторон речи близко к норме. Встречаются только некоторые недостатки звукопроизношения, ограниченность активного словаря и грамматического строя речи. Существенное значение имеет возможность ребенка переводить речь из внутреннего плана во внешний. Средняя степень недостаточности речи определяется в том случае, если у ребенка имеются задержка речевого развития, маленький объем словаря, дефекты звукопроизношения, недостатки в грамматическом оформлении фраз. К грубым недостаткам речевого развития относятся случаи, когда наблюдаются трудности во внутреннем программировании и речевом оформлении высказываний, бедность словаря, аграмматизмы в речи, полиморфные нарушения звукопроизношения.
Сложнее
рассматривать степень
Начинается заполнение таблицы с оценки состояния мыслительной деятельности. Чаще всего дети с ЗПР не выполняют задания словесно-логического характера. Оценивая состояние речевого развития, принимаются во внимание особенности фонетико-фонематической стороны речи, словарного запаса и грамматического строя речи. У детей с ЗПР выявляются нарушения, как в звуковой, так и в смысловой стороне речевой деятельности: маленький объем словаря, дефекты звукопроизношения, недостатки в лексической вариативности. Последним характеризуется обучаемость, для оценки которой необходимо учитывать способность к переносу усваиваемых операций, приемов, действий в новые условия и виды оказываемой помощи. Детям с ЗПР оказывают помощь, и они способны к переносу усвоенных понятий в новые условия.
Легкая или средняя степень выраженности недостатков в развитии мышления при возможном наличии речевых дефектов и сниженной по сравнению с нормой обучаемостью наблюдается при задержке психического развития.
Диагностика детей с ЗПР сложна, так как трудно отграничить задержанное развитие от сходных состояний: умственной отсталости, педагогической запущенности, детского аутизма, инфантилизма.
Обобщая все подходы и точки зрения на определение дифференциальных критериев диагностики детей с ЗПР, можно выделить следующие, на наш взгляд, наиболее интегративные показатели: степень поражения головного мозга, сформированность процессов познавательной деятельности, сформированность компонентов речевой деятельности, способ выполнения действий, произвольность, характер оказываемой помощи, способность к переносу, уровень психической деятельности (табл.2).
Важно разграничивать ЗПР церебрально-органического генеза и умственную отсталость, так как у детей отмечаются сходные элементы психического недоразвития, которые требуют разных подходов психолого-педагогической коррекции.
В
отличие от умственной отсталости при
ЗПР диффузное поражение
2. Основные критерии отграничения ЗПР и умственной отсталости.
Таблица 2
Дифференциальные признаки | ЗПР | Умственная отсталость |
Степень поражения головного мозга | Функциональные нарушения ЦНС. Локальные очаговые поражения средней и лёгкой степени | Диффузное
в сочетании с очаговыми |
Познавательное развитие | Несформированность словесно-логических операций, восприятие недифференцированное, внимание неустойчивое, затруднения в переработке вербальной информации | Тотальное психическое недоразвитие: недоразвитие наглядных форм мышления, восприятие искаженно и нецелостно, слабое развитие памяти, внимания. |
Речевое развитие | Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | Общее недоразвитие речи. |
Способ выполнения действий | Метод проб и ошибок, действия не всегда адекватны ситуации | Нерациональные, непродуктивные и неадекватные способы манипулирования. |
Произвольность | Отсутствие произвольности в психических функциях, но при обучении ребенок переходит к элементам произвольности | Отсутствие произвольности в любой деятельности. |
Характер оказываемой помощи | Помощь принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы | Развёрнутая помощь взрослого. Не принимает и не использует при выполнении заданий. |
Способность к переносу | Имеется у большинства детей | Нет способности к переносу и ли затруднён |
Уровень психической деятельности | Средний | Низкий |
Произвольность | Отсутствие произвольности в психических функциях, но при обучении ребенок переходит к элементам произвольности | Отсутствие произвольности в любой деятельности. |
Характер оказываемой помощи | Помощь принимает и использует ее при выполнении заданий. Взрослый разъясняет инструкции, правила и в ходе совместной деятельности показывает образец работы | Развёрнутая помощь взрослого. Не принимает и не использует при выполнении заданий. |
Способность к переносу | Имеется у большинства детей | Нет способности к переносу и ли затруднён |
Уровень психической деятельности | Средний | Низкий |
Анализ по этим параметрам позволяет выделить своеобразные особенности развития детей с ЗПР и отграничить ЗПР от других аномальных состояний.
Анализ
эмпирических данных в исследованиях
детей с ЗПР показал, что они
имеют определенную, только им свойственную
психологическую структуру, и поэтому
выделенные показатели и критерии наиболее
информативно указывают нам на уровень
интеллектуально-
Таблица по отграничению сходных состояний
|