Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа
Актуальность. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, также наблюдаются отклонения в развитии таких психических процессов как внимание и память.
Введение
1. Глава І – Теоретическое изучение внимания у детей с ОНР ІІІ уровня.
1.1. Психологические особенности детей с ОНР ІІІ уровня.
1.2. Особенности внимания у детей с ОНР ІІІ уровня.
2. Глава ІІ – Опытно – экспериментальная работа по изучению внимания у дошкольников с ОНР ІІІ уровня.
2.1. Диагностика.
2.2. Анализ полученных результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение
Средний уровень: задание выполнено с одной ошибкой (например знаки перепутаны между собой в треугольнике и ромбе).
Низший уровень: задание выполнено с двумя ошибками, либо полностью неправильно.
Методика № 3 «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)
(см. приложение 1)
Назначение теста:
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения концентрации и устойчивости внимания.
Описание текста:
Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
"Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится".
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. [1]; [13]; [19]
Методика № 4 «Таблицы Шульте»
(см. приложение 1)
Цель исследования: определение объема внимания и динамики работоспособности.
Материал и оборудование: для проведения эксперимента нужно иметь 5 таблиц размером 25×25 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. Кроме того, для эксперимента потребуются секундомер и небольшая указка.
Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая показ словами: «На этой таблице расположены не по порядку числа от 1 до 25». Далее таблицу прикрывают и продолжают инструкцию: «Сейчас указкой покажи и назови вслух по порядку все числа от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее, но не ошибайся». (Если испытуемый не понял задания, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор ставит перед испытуемым таблицу (на расстоянии 70-75 см от него) и тут же, включая секундомер, дает команду «Начали».
Ребенок должен отыскать на таблице числа от 1 до 25 и указать их карандашом (или указкой), называя вслух: «Один, два, три и т.д.»
Пока испытуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, фиксируя остановки (дальше цифры нет, не вижу, где 10 и т.д.). А когда испытуемый называет число 25, экспериментатор останавливает секундомер.
Далее отмечается, равномерно ли испытуемый отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое – нибудь число.
Обработка результатов:
Прежде всего выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскивание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40-42 сек.
Бывает, что испытуемый называет и показывает ряд чисел со скоростью 1 – 1.5 сек. на число, а затем вдруг не может найти какое – либо одно число, смотрит вроде бы на него, но не видит и заявляет экспериментатору, что такого числа в таблице вообще не. Такие паузы могут объясняться кратковременным состоянием охранительного торможения в корковых клетках зрительного анализатора (испытуемый смотрит, но не видит числа). Наличие таких пауз позволяет делать вывод о неравномерности темпа психической деятельности испытуемого.
До эксперимента необходимо убедиться, что ребенок свободно считает от 1 до 25 лет. Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми, если они не носят очки.
Методика №5 «Зашумленные изображения»
(А.Р.Лурия)
Цель: выявить характер зрительного восприятия, определить устойчивость и переключение внимания.
Стимульный материал: картинки с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов, наложенных друг на друга.
Процедура исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.
Оценка результатов.
10 баллов – ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8-9 баллов – ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.
6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за 41-50 секунд.
2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.
0-1 балл – за время, большее чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех предметов, «спрятанных» в трех рисунках.
Выводы об уровне развития.
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
2.2 . Анализ полученных результатов.
После выполнения методик были получены следующие результаты:
Выявили три уровня развития внимания у детей с ОНР ІІІ уровня по следующим критериям: устойчивость, распределение, переключение.
Первый уровень – высокий, характеризуется как: ребенок сосредоточен, удерживает в поле зрения 4-5 объектов, сознательно переключает внимание с одного объекта на другой, длительно в течении нескольких минут сохраняет свое внимание на объекте.
Второй уровень – средний: ребенок периодически отвлекается, ему трудно концентрировать внимание на одном объекте длительное время, с трудом удерживает в поле зрения 2-3 объекта.
Третий уровень – низший: ребенку трудно сохранить внимание на данном объекте даже на короткий срок, удерживает в поле зрения 1-2 объекта, внимание с одного объекта на другой переключает с трудом, внимание рассеивается.
ФИО | Высокий уровень | Средний уровень | Низший уровень |
Ира Л. |
| + |
|
Дима К. |
|
| + |
Макар М. |
|
| + |
Саша К. |
| + |
|
Саша П |
| + |
|
Вывод: В ходе выполнения заданий дети вели себя спокойно, но в завершении начали отвлекаться, внимание рассеивалось.
Макаров Макар и Кузьмин Дима гипервозбудимые мальчики, они допускали много пропусков и ошибок, поэтому у них низкий результат, и им было сложно удержаться на одном месте.
У остальных детей результат средний, они тоже допускали ошибки.
На основании диагностики можно наметить цели и задачи по развитию внимания данных детей.
Цель: Развивать внимание.
Задачи:
1. Отобрать игры для развития внимания детей среднего возраста.
2. Уделять больше времени на игры, связанные с развитием внимания.
3. Провести беседу с родителями, порекомендовать игры, в которые можно играть дома.
[2, с174]
Заключение.
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками по овладению вниманием (сравнения, классификации, анализа, синтеза), можно сделать вывод, что дети отстают в развитии разного вида внимания, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР ІІІ уровня позволяют определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции, определить содержание и направления логопедической работы по формированию внимания у дошкольников экспериментальной группы с ОНР ІІІ уровня.
Таким образом, у детей с ОНР ІІІ уровня значительно снижены различные свойства внимания – переключаемость, распределение, объем, концентрация и устойчивость. Вместе с тем следует помнить, что комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать разных коррекционных мероприятий.
Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
Информация о работе Диагностика уровня и особенностей развития внимания у детей с ОНР 3 уровня