Диагностика уровня и особенностей развития внимания у детей с ОНР 3 уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, также наблюдаются отклонения в развитии таких психических процессов как внимание и память.

Оглавление

Введение
1. Глава І – Теоретическое изучение внимания у детей с ОНР ІІІ уровня.
1.1. Психологические особенности детей с ОНР ІІІ уровня.
1.2. Особенности внимания у детей с ОНР ІІІ уровня.
2. Глава ІІ – Опытно – экспериментальная работа по изучению внимания у дошкольников с ОНР ІІІ уровня.
2.1. Диагностика.
2.2. Анализ полученных результатов.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсач ППД.doc

— 774.00 Кб (Скачать)

Средний уровень: задание выполнено с одной ошибкой (например знаки перепутаны между собой в треугольнике и ромбе).

Низший уровень: задание выполнено с двумя ошибками, либо полностью неправильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика № 3  «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса)

(см. приложение 1)

Назначение теста:

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения концентрации и устойчивости внимания.

 

Описание текста:

Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

"Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится".

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова "стоп" и "начинай".

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. [1]; [13]; [19]

 
Оценка проводится следующим образом:
Концентрация и устойчивость высокая: длительно удерживает внимание на объекте;
Концентрация и устойчивость средняя: внимание удерживает на несколько секунд, быстро отвлекается;
Концентрация и устойчивость низкая: внимание рассеянное, не задерживается на одном  объекте;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика № 4 «Таблицы Шульте»

(см. приложение 1)

Цель исследования: определение объема внимания и динамики работоспособности.

Материал и оборудование: для проведения эксперимента нужно иметь 5  таблиц размером 25×25 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25. Кроме того, для эксперимента потребуются секундомер и небольшая указка.

Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая показ словами: «На этой таблице расположены не по порядку числа от 1 до 25». Далее таблицу прикрывают и продолжают инструкцию: «Сейчас указкой покажи и назови вслух по порядку все числа от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее, но не ошибайся». (Если испытуемый не понял задания, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор ставит перед испытуемым таблицу (на расстоянии 70-75 см от него) и тут же, включая секундомер, дает команду «Начали».

Ребенок должен отыскать на таблице числа от 1 до 25 и указать их карандашом (или указкой), называя вслух: «Один, два, три и т.д.»

Пока испытуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, фиксируя остановки (дальше цифры нет, не вижу, где 10 и т.д.). А когда испытуемый называет число 25, экспериментатор останавливает секундомер.

Далее отмечается, равномерно ли испытуемый отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое – нибудь число.

Обработка результатов:

Прежде всего выявляют различия во времени, которое испытуемый тратит на отыскивание чисел одной таблицы. В среднем на одну таблицу тратится от 30 до 50 сек., чаще всего 40-42 сек.

Бывает, что испытуемый называет и показывает ряд чисел со скоростью 1 – 1.5 сек. на число, а затем вдруг не может найти какое – либо одно число, смотрит вроде бы на него, но не видит и заявляет экспериментатору, что такого числа в таблице вообще не. Такие паузы могут объясняться кратковременным состоянием охранительного торможения в корковых клетках зрительного анализатора (испытуемый смотрит, но не видит числа). Наличие таких пауз позволяет делать вывод о неравномерности темпа психической деятельности испытуемого.

До эксперимента необходимо убедиться, что ребенок свободно считает от 1 до 25 лет. Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми, если они не носят очки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика №5 «Зашумленные изображения»

(А.Р.Лурия)

Цель: выявить характер зрительного восприятия, определить устойчивость и переключение внимания.

Стимульный материал: картинки с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов, наложенных друг на друга.

Процедура исследования: ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предъявляют поочередно картинки и просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» предметов.

 

Оценка результатов.

10 баллов – ребенок назвал все предметы, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов – ребенок назвал все предметы, затратив на их поиск от 21 до 30 секунд.

6-7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за 41-50 секунд.

2-3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 секунд.

0-1 балл – за время, большее чем 60 сек., ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех предметов, «спрятанных» в трех рисунках.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий

8-9 баллов – высокий

4-7 баллов – средний

2-3 балла – низкий

0-1 балл – очень низкий

2.2 .  Анализ полученных результатов.

После выполнения методик были получены следующие результаты:

Выявили три уровня развития внимания у детей с ОНР ІІІ уровня по следующим критериям: устойчивость, распределение, переключение.

 

Первый уровень – высокий, характеризуется как: ребенок сосредоточен, удерживает в поле зрения 4-5 объектов, сознательно переключает внимание с одного объекта на другой, длительно в течении нескольких минут сохраняет свое внимание на объекте.

 

Второй уровень – средний: ребенок периодически отвлекается, ему трудно концентрировать внимание на одном объекте длительное время, с трудом удерживает в поле зрения 2-3 объекта.

 

Третий уровень – низший: ребенку трудно сохранить внимание на данном объекте даже на короткий срок, удерживает в поле зрения 1-2 объекта, внимание с одного объекта на другой переключает с трудом, внимание рассеивается.

 

 

ФИО

Высокий уровень

Средний уровень

Низший уровень

Ира Л.

 

+

 

Дима К.

 

 

+

Макар М.

 

 

+

Саша К.

 

+

 

Саша П

 

+

 

 

 

 

 

Вывод: В ходе выполнения заданий дети вели себя спокойно, но в завершении начали отвлекаться, внимание рассеивалось.

Макаров Макар и Кузьмин Дима гипервозбудимые мальчики, они допускали много  пропусков и ошибок, поэтому у них низкий результат, и им было сложно удержаться на одном месте.

У остальных детей  результат средний, они тоже допускали ошибки.

 

На основании диагностики можно наметить цели и задачи по развитию внимания данных детей.

Цель: Развивать внимание.

Задачи:

1.                  Отобрать игры для развития внимания детей среднего возраста.

2.                  Уделять больше времени на игры, связанные с развитием внимания.

3.                  Провести беседу с родителями, порекомендовать игры, в которые можно играть дома.

[2, с174]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками по овладению вниманием (сравнения, классификации, анализа, синтеза), можно сделать вывод, что дети отстают в развитии разного вида внимания, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР ІІІ уровня позволяют определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции, определить содержание и направления логопедической работы по формированию внимания у дошкольников экспериментальной группы с ОНР ІІІ уровня.

Таким  образом, у  детей  с  ОНР  ІІІ уровня  значительно  снижены  различные  свойства  внимания – переключаемость, распределение, объем, концентрация  и  устойчивость. Вместе  с  тем  следует  помнить, что  комбинация  этих  показателей  у  отдельных  детей  может  существенно  различаться  и  требовать  разных  коррекционных  мероприятий. 

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.

Информация о работе Диагностика уровня и особенностей развития внимания у детей с ОНР 3 уровня