Диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

В нашей стране в начале 50-ых годов сложилось и успешно развивается оригинальное направление психофизиологических особенностей человека. Оно получило название*дифференциальная психофизиология* и тесно связано с именами известных психологов- Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики

Оглавление

Введение........................................................................................................................3
Основное понятие Психофизиологии человека……………………………………5
Основные методы исследования психофизиологических особенностей ………7
Диагностика психофизиологических особенностей у студентов очной формы обучения, путём проведения теста Л.Г. Почебута…………...................................12
Заключение…………….............................................................................................13
Список использованной литературы …………

Файлы: 1 файл

Психофизиология человека .docx

— 40.83 Кб (Скачать)

 

 

МАДИ (ГТУ)

Факультет Управления, кафедра: Управление Персоналом

Преподаватель: Дворянинова И.С.

 

РЕФЕРАТ

На тему

«Диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей»

 

 

 

 

          

 

 

                        Работа студентов очной формы обучения, группы 1БУП1

                                    Ахметжанова Руслана и Абрамова Алана

 

 

                                 Москва, 2014

Содержание

 

Введение........................................................................................................................3

Основное понятие Психофизиологии человека……………………………………5

Основные методы исследования психофизиологических особенностей ………7

Диагностика психофизиологических особенностей у студентов очной формы обучения, путём проведения теста Л.Г. Почебута…………...................................12

Заключение…………….............................................................................................13

Список использованной литературы ………………………...................................14

Приложение …………………………………………………………………………n

 

 

 

 

 

 

 

2

                                     

 

 

 

 

Введение

 

В нашей стране в начале 50-ых годов сложилось и успешно развивается оригинальное направление психофизиологических особенностей человека. Оно получило название*дифференциальная психофизиология* и тесно связано с именами известных психологов-  Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына. Современная психологическая диагностика определяется  как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности. Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом  связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии практический психолог.

Цель: Выявить психофизиологические особенности у студентов очной формы обучения - 1 группы 1 курса, факультета Управления.

Объект: Студенты 1 группы 1 курса, Факультета Управления, Московского Автомобильно - Дорожного Государственного Технического Университета (МАДГТУ)

 

 

 

 

3

Задачи:

1.Дать определение психофизиологии, которое вошло в основную часть, для объяснения ключевых моментов.

2.Охарактеризовать методы исследования  психофизиологических особенностей  в группе.

3.Представить результаты исследования.

4.Сделать выводы и дать рекомендации группе.

 

Метод исследования психофизиологических особенностей: данное исследование будет проводиться с помощью теста на агрессивность  Л.Г. Почебута.

Выборочная совокупность: Исследование будет проводиться среди студентов 1 группы 1 курса, Факультета Управления МАДИ (МАДГТУ).

 

 

 

 

 

 

 

4

 

             Основное понятие Психофизиологии человека

Психофизиология человека - дисциплина, изучающая поведение человека посредством исследования духовных психических и физических функций организма в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Главными целями психофизиологии являются:

а) Получение данных о физических и психических механизмах поведения в целом, обогащающих теоретическую основу психофизиологии.

б) Использование теоретической информации для предсказания поведения человека (коллектива) в будущем, для оптимизации управления человека своим поведением и для эффективного внешнего управления его поведением.

Психофизиологические наблюдения стары. Это древнее и благородное явление легло в основу нескольких современных научных концепций. О психологическом состоянии другого человека всегда судили по какому-нибудь четкому физиологическому изменению (например, по увеличению притока крови к лицу). Кроме того, считалось, что физиологическое изменение — более верное свидетельство, чем любые слова. Вскоре появились и практические приложения знаний, полученных путем психологических наблюдений. В ряде государств существовали примитивные методы детекции лжи. В Китае, например, человеку, обвиняемому в преступлении, давали в рот пригоршню сухого риса, и если он был в состоянии полностью выплюнуть рис, его признавали невиновным. У англосаксов применялась сходная процедура: если обвиняемый мог легко разжевать и проглотить кусок сухого хлеба, его освобождали. Обе эти пробы на невиновность основывались на том факте, что при стрессе активируется симпатическая нервная система и в результате этого, в

5

частности, замедляется слюноотделение.                                                                            

В этих исследованиях выяснена важнейшая роль «примитивных» мозговых структур, наличных у человека,служащих центрами эмоциональных процессов, проявления инстинктов, сна и т.д. Как утверждает наука, человек есть животное. Но если мы пойдем дальше таких примеров, как замирание сердца от страха или восторга, то окажется, что мы редко думаем о себе как о биологическом существе. В моменты резкого физического напряжения или эмоционального возбуждения вы можете отчетливо ощущать состояние своего тела, однако при более обычных обстоятельствах все протекающие в нем процессы остаются неосознанными. Психофизиология включает в себя круг научных направлений и проблем сопоставимого уровня сложности более широкий, чем физиология и психология в отдельности. Эта сравнительно новая отрасль биологии призвана создать целостные естественнонаучные знания о человеке, в отличие от отвлеченных начал, предлагаемых психологией, физиологией и более частными дисциплинами. Психофизиология призвана создать методологию, теорию, инструменты, методики более универсальные, чем те, что используются в психологии, физиологии и дисциплинах их составляющих. Следует ожидать, что и прикладная психофизиология в большей степени, чем частные дисциплины, будет оправдывать надежды организаторов разных форм поведения человека. Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная

6

психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.

Основные методы исследования  психофизиологических особенностей

К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большим арсеналом методических средств диагностики СНС, прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики. Сначала кратко остановимся на истории создания методик в школе Теплова—Небылицына. На начальном этапе изучения свойств нервной системы у человека исходным в поисках и создании методик было раскрытие с максимальной достоверностью физиологического содержания каждого из основных свойств нервной системы, принятых в школе И.П. Павлова. Б.М. Тепловым были сформулированы четкие и ясные требования к методическим приемам. Наиболее точное знание о содержании СНС можно получить, используя методики «непроизвольных» реакций, и особенно такие, в которых непроизвольным является не только регистрируемый индикатор, но и реакция, с помощью которой он получается. Эти показатели чаще всего наиболее ясны по своему физиологическому содержанию и наиболее однозначно определяют изучаемые свойства, и, следовательно, в контексте поставленной задачи эти методические средства действительно могут рассматриваться как основные. Первоначально ведущая роль в изучении СНС у человека принадлежала условно-рефлекторным методикам. Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических

7

особенностей человека. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. К методическим средствам Психологии относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-психологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. Психология предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчёта либо сравниваться между собой. Области практического использования результатов психодиагностической работы. В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз. 1. Методы высокого уровня формализации: тесты, опросники, проективная техника, психофизиологические методики. Для них характерна жёсткая регламентация процедуры обследования, стандартизация, надёжность (постоянные показатели, в точности соответствующие уровню развития изучаемого психологического свойства, если получаемые показазатели в одних и тех же условиях варьируют от случая к случаю, то она не надежна), валидность (пригодность, соответствие, выявляет и оценивает именно то психологическое свойство, для которого оно предназначено, существуют 2 основных вида:

1. внутренняя - соответствует ли метод предмету;

2. внешняя – соответствие результатов данного теста, результатам подобных тестов, с которыми этот тест связан по логике вещей.

2. Методы малоформализованные: наблюдение, опросы, анализ продуктов деятельности. Очень трудоёмкие, но плохо поддаются объективизации или являются чрезвычайно изменчивыми.

I. 1. Тесты – это стандартизированные  краткие и чаще всего ограниченные  во

8

времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. По форме: 1.Индивидуальные и групповые.2.Устные и письменные (по форме ответа). 3.Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования). 4.Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала). По содержанию: Тесты интеллекта, Тесты способностей. Тесты достижений. Тесты личности.

1.2 Опросники – это  такая группа методик, в которой  задания представлены в виде  вопросов и утверждений. Они предназначены  для получения данных со слов  обследуемого. Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчёты, которые по форме бывают групповыми и индивидуальными. Чаще всего письменными, бланковыми или компьютерными. По характеру ответов на вопросы они делятся на вопросники с предписанными ответами (закрытые опросники «да», «нет», «не знаю») и со свободными ответами (открытые).Опросники-анкеты служат для получения какой-либо информации о человеке, не имеющей непосредственного отношения к его психологическим особенностям (например, для получения данных об истории его жизни). Они предполагают жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, чёткое указание форм ответов. Ответы могут даваться опрашиваемым наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии экспериментатора (прямой опрос).

1.3. Проективная техника  – это группа методик, предназначенных  для диагностики личности. Для  них характерен глобальный подход  в оценке личности, а не выделение  отдельных черт. Наиболее существенным  признаком П. методик является  использование в них неопределённых  символов, которые 

9

испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. в отличие от интеллектуальных тестов ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.

1.4. Психофизиологические  методики. Они диагностируют природные  особенности человека, обусловленные  основными свойствами его нервной  системы. (Б.М. Теплов – В.Д. Небылицын в рамках «дифференциальной психологии»). В отличие от тестов они имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений. Индивидуальные различия, обусловлены свойствами нервной системы, не предполагают смодерждания психического развития. Они находят своё проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).

II. 1. Метод наблюдения. (наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Бывает житейским - ограничивается регистрацией фактов, носит случайный неорганизованный характер и научным - имеет организованный характер, предполагает четкий план и фиксацию результатов; включенное-предполагает участие исследователя в деятельности, которого он организует и не включенное - не предусматривает участия исследователя в

                                      10

 

деятельности). Это метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он незаменим там, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия или иной формы участия наблюдаемых. Особо важное значение этот метод имеет для изучения псих-х особенностей детей, поскольку ребёнок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального изучения, чем взрослый человек. Методика псих-х наблюдений М.Я.Басова 1) это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений; 2) это наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; 3) избирательность записи.

Правила психологического наблюдения (Р.Б.Кеттелл, 1957 г.):

1. Поведение испытуемого должно быть оценено в разнообразных ситуациях (в школе, на работе) и в разных ролевых позициях, поэтому наблюдатель должен проводить с испытуемым ежедневно определённое количество времени в течение 2-3 месяцев.2. Заранее должны быт определены черты личности или особенности поведения, которые необходимо оценить.3.Экспериментатор должен быть предварительно натренирован в подобной оценк.4. Наблюдение должно быть беспристрастным.5. Оценивать одного обследуемого должны не менее 10 наблюдателей и окончательная оценка должно представлять среднее из их наблюдений при этом суждение каждого из них должно быть независимым. Классификация наблюдений: 1)неконтролируемое или контролируемоё; 2) простое или включённое.

Информация о работе Диагностика индивидуальных психофизиологических особенностей