Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:02, курсовая работа
Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Основные задачи исследования:
1) дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде;
2) выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;
Введение………………………………………………….………………3
1. Глава. Теоретические основы психологии девиантного поведения…………………………………………………….……….5
1.1. Девиантное поведение как психологический феномен…………………………………………………………..5
1.2. Личность подростка и девиантное поведение……….............11
2. Глава. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению…………………………………………...20
2.1. Описание методологического аппарата……………………..20
2.2. Описание исследования и анализ результатов……………..24
Выводы…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………29
Библиографический список……………………………....…………...31
Обращает на себя внимание то, что число учеников в обоих классах, отнесенных педагогами в третью группу «высокий риск» (13 человек), в два раза меньше, чем выявлено с помощью двух методик СОП и МН (8 человек). Данные отличаются не только по числу учеников, но и по составу. В 8 «А» классе из 6 учеников группы «высокий риск», выявленных по методикам СОП и МН, с оценкой учителей совпало три, что составляет 14%; в 8 «Б» классе из 7 учеников — пять, что составляет 19%. В целом, из двух классов мнение учителей совпало с результатами тестирования в случаях 6 из 8, что составляет 15%, т.е. по составу в группу «высокий риск» учителя отнесли одних учеников, а по психологическим опросникам в нее попали другие.
Это может быть вызвано тем, что либо опросник СОП и шкала МН дают завышенные результаты по числу склонных к отклоняющемуся поведению (тогда в этом случае нужно говорить о несовершенстве данных методик), либо ученики еще не проявили свои склонности (сами педагоги говорят, что «мы их все же мало знаем», «они в школьном возрасте еще не раскрываются», «школа — это так еще; тут они не проявляются»). Возможно, учителя не осведомлены, так как значительную часть времени учащиеся проводят вне школы. Ситуация может быть связана и с тем, что педагоги оценивают учеников относительно уровня класса, а не относительно моральных норм.
I. Проведенные исследования подтвердили благополучное морально нравственное и психическое состояния нашей молодежи. У 80% исследованных уровень моральной нормативности средний. Около 15% по результатам методики СОП склонны к отклоняющемуся поведению, а по результатам всех трех методик эта цифра увеличивается до 20%.
2. По мнению педагогов с многолетним стажем, из класса или, как правило, не более одного-двух человек склонны к наиболее опасным, в том числе и для себя, а также уголовно наказуемым формам девиантного поведения. По результатам данного исследования из 44 учащихся 8 оказались в группе риска по двум методикам (в том числе наблюдение и беседа). Это дает основание говорить, что, возможно, именно они наиболее склонны к девиантному поведению. Следовательно, с ними необходимо работать в первую очередь.
5.
Проведенные экспериментальные
исследования подтвердили необходимость
разработки метода скрининговых исследований
для выявления учеников, потенциально
предрасположенных к девиантному поведению,
и могут быть использованы как составная
часть и один из этапов этой работы.
В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно- профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм. Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательного воздействия. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что может достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решиться в следующих основных направлениях:
-
выявление неблагоприятных
-
современная диагностика
Отсюда
возникает необходимость в
Рассмотрение
проявления разных форм девиантного
поведения у подростков из разных
социальных групп населения даёт
необходимую ориентацию в характере
сфер личности ребёнка развивающегося
под воздействием различной микросреды
и позволяет целенаправленно строить
воспитательный процесс.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте