Девиантное поведение в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Основные задачи исследования:
1) дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде;
2) выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;

Оглавление

Введение………………………………………………….………………3
1. Глава. Теоретические основы психологии девиантного поведения…………………………………………………….……….5
1.1. Девиантное поведение как психологический феномен…………………………………………………………..5
1.2. Личность подростка и девиантное поведение……….............11
2. Глава. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению…………………………………………...20
2.1. Описание методологического аппарата……………………..20
2.2. Описание исследования и анализ результатов……………..24
Выводы…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………29
Библиографический список……………………………....…………...31

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Обращает  на себя внимание то, что число учеников в обоих классах, отнесенных педагогами в третью группу «высокий риск» (13 человек), в два раза меньше, чем выявлено с помощью двух методик СОП и МН (8 человек). Данные отличаются не только по числу учеников, но и по составу. В 8 «А» классе из 6 учеников группы «высокий риск», выявленных по методикам СОП и МН, с оценкой учителей совпало три, что составляет 14%; в 8 «Б» классе из 7 учеников — пять, что составляет 19%. В целом, из двух классов мнение учителей совпало с результатами тестирования  в случаях 6 из 8, что составляет 15%, т.е. по составу в группу «высокий риск» учителя отнесли одних учеников, а по психологическим опросникам в нее попали другие.

     Это может быть вызвано тем, что либо опросник СОП и шкала МН дают завышенные результаты по числу склонных к отклоняющемуся поведению (тогда в этом случае нужно говорить о несовершенстве данных методик), либо ученики еще не проявили свои склонности (сами педагоги говорят, что «мы их все же мало знаем», «они в школьном возрасте еще не раскрываются», «школа — это так еще; тут они не проявляются»). Возможно, учителя не осведомлены, так как значительную часть времени учащиеся проводят вне школы. Ситуация может быть связана и с тем, что педагоги оценивают учеников относительно уровня класса, а не относительно моральных норм.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  ВЫВОДЫ

     I.     Проведенные исследования подтвердили благополучное морально нравственное и психическое состояния нашей молодежи. У 80% исследованных уровень моральной нормативности средний. Около 15% по результатам методики СОП склонны к отклоняющемуся поведению, а по результатам всех трех методик эта цифра увеличивается до 20%.

     2. По мнению педагогов с многолетним стажем, из класса или, как правило,  не более одного-двух человек склонны к наиболее опасным, в том числе и для себя, а также уголовно наказуемым формам девиантного поведения. По результатам данного исследования из 44 учащихся 8 оказались в группе риска по двум методикам (в том числе наблюдение и беседа). Это дает основание говорить, что, возможно, именно они наиболее склонны к девиантному поведению. Следовательно, с ними необходимо работать в первую очередь.

  1. Сравнение двух методик показало совпадение результатов между собой как по числу, так и по составу учеников. Также совпали с остальными двумя вместе взятыми методиками результаты   опроса   психолого-педагогического состава — совпадение составило 25%, чуть лучше - результаты по шкале моральная нормативность - совпадение 58%; методика СОП дала совпадение 61%.
  2. Расчеты коэффициентов корреляции между шкалой моральная нормативность и всеми шкалами «Методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению» показали, что снижение уровня моральной нормативности тесно связано с повышением склонности к отклоняющемуся поведению.  Поэтому необходимо включение оценки моральной нормативности в психологическое тестирование, что позволит повысить вероятность раннего выявления лиц, склонных к девиантному поведению.

     5. Проведенные экспериментальные  исследования подтвердили необходимость разработки метода скрининговых исследований для выявления учеников, потенциально предрасположенных к девиантному поведению, и могут быть использованы как составная часть и один из этапов этой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.

     В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.

     Наблюдение  за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно- профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм. Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.

     Лучшая  профилактика девиантного поведения - это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитательного воздействия. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что может достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.

     Профилактика  и предупреждение девиантного поведения  несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решиться в следующих основных направлениях:

     - выявление неблагоприятных факторов  и десоциализирующих воздействий  со стороны ближайшего окружения,  которые обуславливают отклонения  в развитии личности   несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;

     - современная диагностика асоциальных  отклонений в поведении несовершеннолетних  и осуществление дифференцированного  подхода в выборе воспитательно-профилактических  средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

     Отсюда  возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонении в хронические нарушения поведения.

     Рассмотрение  проявления разных форм девиантного  поведения у подростков  из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере  сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс. 

                      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

  1. Ананьев Б.Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах М., 1980
  2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. М., 1990.
  3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  4. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога. М., 2001.
  5. Выготский  Л.С. Педагогическая психология. М., 1991
  6. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы. Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. М., 1993.
  7. Горьковая И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. СПб., 1992.
  8. Егоров А.Ю., Нейропсихология девиантного поведения. СПб., 2006.
  9. Заика Е.В., Крейдун И.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением//Вопросы психологии.1990.№4.
  10. Иванова Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям. Проблемы личности, профилактика отклонений в её  развитии. М., 1993.
  11. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. СПб., 1997.
  12. Кондратьев М.Ю. Девиантное поведение подростков. М., 2005.
  13. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. М., 2004.
  14. Кон И.С. психология ранней юности. М., 1989
  15. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно.// Советская педагогика. 1991. №6.  с. 141-142.
  16. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 1988.
  17. Матюшкин М.Д. Социально-педагогические особенности девиантного поведения подростков. Ярославль. 2000.
  18. Нехорошев И.В., Зубов В.Н. Исследование возможности раннего выявления отклонений психического состояния молодежи с помощью инструментальных методов // Сознание и физическая реальность. 2008.т.13. №2
  1. Паренс  Г. Агрессия наших детей. М., 1997.
  1. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической  запущенности подростков.// Советская педагогика. 1984. № 5, с. 141.
  2. Реан А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов//Вопросы психологии. 1001.№4.
  3. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994
  4. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. М., 2003.
  5. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Тверь, 1995.
  6. Семенюк Л.М. психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
  7. Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой  молодежью в вузах. ., 2003.
  8. Степанов В.Г. Психология трудного школьника. М., 1998.
  9. Сурков А. Семейные войны.//Стрела. СПБ., 1999. апрель, №14.
  10. Тархова Л. Как уберечь ребенка от тюрьмы и панели. М., 1997.
  11. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические  проблемы соотношения биологического и социального.//Советская педагогика. 1984. №5. С. 52-54.
  12. Фридман Л.М., Волкова К.Н. Психологическая наука – учителю. М., 1985.
  13. Шипицына Л.М., Иванова Е.С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы. Уэльс Великобритания, 1992.

Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте