Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:02, курсовая работа
Целью исследования – выявление отдельных личностей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Основные задачи исследования:
1) дать характеристику понятию социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковой среде;
2) выявить учащихся, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;
Введение………………………………………………….………………3
1. Глава. Теоретические основы психологии девиантного поведения…………………………………………………….……….5
1.1. Девиантное поведение как психологический феномен…………………………………………………………..5
1.2. Личность подростка и девиантное поведение……….............11
2. Глава. Диагностика предрасположенности подростков к девиантному поведению…………………………………………...20
2.1. Описание методологического аппарата……………………..20
2.2. Описание исследования и анализ результатов……………..24
Выводы…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………29
Библиографический список……………………………....…………...31
Другая причина - недостаточное чувство собственной принадлежности к обществу. Известно, что начало противоправной деятельности для некоторых подростков связано с их запугиванием представителями уголовного мира, с которыми они в какой-то момент в той или иной ситуации, случайно или неслучайно, оказались в контакте. И именно в этот ответственный момент решающим оказывается то, в какой степени подросток осознает себя членом коллектива, общества в целом, в какой степени он чувствует за собой их поддержку, в какой мере он уверен в себе.
Недостаточная способность к восприятию себя членом общества. Сказывается преимущественно в подростковом возрасте именно потому, что у подростков и в норме происходит разрыв некоторых социальных связей, формирование новых способов самоутверждения, создаются предпосылки к ухудшению взаимоотношений с окружающими. Рост самосознания подростка, стремление занять престижное положение в группе сверстников ставят сложные задачи. Группа сверстников для подростка является той непосредственной микросоциальной средой, без которой он не может обойтись. В группе равных по социальному статусу подростки находят настоящий эмоциональный контакт и понимание, потому что ее членов волнуют одни и те же или близкие вопросы. В общении друг с другом они удовлетворяют жажду в интересующей их информации. В группе сверстников подростку представляется возможным утверждаться в своих личностных качествах, в эффективности своей деятельности, сравнивать себя с себе подобными.
Ошибки, допущенные в общении с подростком, могут способствовать возникновению стойких психологических барьеров, может измениться отношение не только к конкретному человеку, допустившему бестактность, но и к другим. Следовательно, четвертая причина сложностей подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания.
Именно в подростковом возрасте половая принадлежность обретает для человека реальное социальное значение. Для этого периода различия между мальчиками и девочками менее выражены, и к тому же степень различий за три-четыре года совместного обучения и за предшествующие школе годы стала для них привычной. В период полового созревания эти различия быстро и резко усиливаются. Достаточно указать хотя бы на различия в степени физиологической зрелости, которые достигают между мальчиками и девочками в подростковом возрасте полутора-двух, а порою и более лет.
Характер требований к подростку становится различным в зависимости от его пола. Именно с этого периода половая принадлежность начинает определять многое — и жизненные планы, и выбор профессии, и возможное семейное положение в будущем. И в системе самоутверждения среди окружающих качества, связанные с половой принадлежностью, в том числе и внешние физические способности, начинают играть все большую роль. В частности, поэтому некоторые прежние способы самоутверждения теряют свою значимость. Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Но этот сдвиг не обязательно распространяется на другие элементы «Я-концепции». Это может порождать неуверенность в себе, связанную с неуспехом среди сверстников, среди окружающих людей, с изменением своего положения среди них, Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл.
Пятая объективная основа сложностей подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. До подросткового возраста эти различия обычно не замечаются. Во-первых, потому что в отличие от подростков, дети не обладают достаточно выраженной способностью к анализу и сравнению характера взаимоотношений между людьми, а во-вторых, потому что классный коллектив складывается постепенно, и именно в подростковом возрасте начинает особенно заметно проявляться интерес школьников к событиям коллективной жизни, усиливается обмен мнениями между ними по разным вопросам, а взаимоотношения между людьми становятся объектом внимания.
Многие психологи считают, что в подростковом возрасте возникает характерное для него психическое новообразование - чувство взрослости, тогда как взрослые часто не считают подростка достаточно взрослым. Именно это по мнению психологов, и приводит к конфликтам между подростком и взрослыми. Именно убежденность подростка в своей взрослости и дает ему моральное право требовать равенства со взрослыми во всех желаемых аспектах деятельности.
Существенные
сложности подросткового
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
2.1. ОПИСАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА.
Исследование было проведено в СШ№1 с. Плиево с учениками 8-х классов «А» и «Б» (24 девочки, 20 мальчиков). Для диагностики подростков предрасположенности к девиантному поведению использовались - методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.С. Маклаковым и С.В. Чермяниновым, наблюдение и беседа.
Методика СОП предназначена для измерения склонности учащихся к реализации различных форм отклоняющегося поведения и применяется для обследования лиц старшего подросткового и младшего юношеского возрастов. Она направлена на диагностику следующих взаимосвязанных форм девиантного поведения: нарушения норм и правил, агрессивное, саморазрушающее и самоповреждающее, делинктивное поведение.
Методика включает 98 неповторяющихся пунктов-условий, формирующих специализированные психодиагностические шкалы - 1 служебную (шкала установки на социальную желательность ответов) и 7 содержательных шкал: 1) склонность к преодолению норм и правил; 2) склонность к аддиктивному поведению; 3) склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 4) склонность к агрессии и насилию; 5) волевой контроль эмоциональных реакций; 6) склонность к делинквентному поведению; 7) принятие женской социальной роли (используется только в женском варианте).
Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, т.е. социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями, служебная шкала – на предрасположенность испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, т.е. сознательно обманывать и выставлять себя в лучшем свете, чем он есть на самом деле. Эта шкалa позволяет также оценить достоверность результатов тестирования в целом и скорректировать результаты в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.
Результаты по каждой шкале оцениваются суммой баллов, которая сравнивается нормами, заложенными в методике. Если избранная сумма баллов равна или превышает 50, то измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной, степень склонности к девиантному поведению высока. Если набранная сумма баллов исследуемого меньше 50, то измеряемое свойство оценивается как мало выраженное.
Так же как и ранее, все ученики были распределены по критерию склонности к девиантному поведению и поделены на три группы. Распределение проводилось на основании результатов всех содержательных шкал, кроме шкалы принятия женской социальной роли. Если хотя бы по одной из шкал ученик попадал в группу риска, т.е. набирал более 50 баллов, то он заносился третью группу под названием «высокий риск». Все ученики, набравшие менее 50 баллов по всем шкалам, попадали в группы «средний риск» и «низкий риск». В группу «средний риск» попали ученики, набравшие по каждой шкале от 40 до 49 баллов
В группу «низкий риск» - набравшие по каждой шкале менее 40 баллов.
Проведенные ранее исследования показали сильную зависимость между снижением моральной нормативности и повышением вероятности возникновения у учащихся различных видов отклоняющегося поведения. Поэтому оценка уровня моральной нормативности человека может явиться важным, если не основным, фактором для выявления лиц, склонных к девиантному поведению.
В данном исследовании использовались шкала «Моральная нормативность» (МН) из многоуровневого личностного опросника «Адаптивность», разработанного А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным, методика включает 165 вопросов и 5 шкал – достоверность (Д), адаптивные способности (АС), нейро-психическая устойчивость (НПУ), коммуникативные способности (КС), моральная нормативность (МН).
Данная шкала (МН) содержит 24 вопроса; по ней можно набрать от 1 до 10 стенов. Средние показатели лежат в интервале от 4 до 6 стенов. Если набранная сумма 7—10 стенов, т.е. превышает средние значения, то измеряемую психологическую характеристику можно считать хорошо развитой: человек реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. Если набранная сумма 1-3 стена, т.е. меньше среднего, то измеряемое свойство оценивается как плохо развитое: человек не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. К примеру, получившие низкий балл по шкале МН отвечали «нет» на вопросы: «У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения», «Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным»; отвечали «да» на вопросы: «Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда я это делаю ради забавы», «Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку», «Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни все, что могут».
По результатам набранных баллов все ученики были ранжированы по уровню моральной нормативности и распределены по трем группам. В первую группу под названием «низкий риск» вошли ученики, набравшие 7 и более стенов, во вторую группу - «средний риск» - ученики с показателями 4-6 стенов, в третью группу — «высокий риск» — 1-3 стена.
Для
оценки взаимосвязи уровня моральной
нормативности учащихся и склонности
к отклоняющемуся повелению были рассчитаны
коэффициенты корреляции (r) между шкалой
МН и всеми шкалами методики СОП. Расчеты
показали, что снижение уровня моральной
нормативности тесно связано с повышением
склонности ко всем рассмотренным в работе
видам отклоняющегося от норм поведения.
Например, коэффициент корреляции между
шкалой МН и шкалами: а) склонность к аддитивному
поведению r = -0,59 (при p5< 0,001); б) склонность
к преодолению норм и правил r = -0,55 (при
р < 0,001); в) склонность к самоповреждающему
и само разрушающему поведению (в том числе
рискованному) r = -0,49 (при р < 0,01); г) склонность
к. агрессии и насилию r = -0,46 (при р < 0,01);
д) склонность к делинктивному поведению
г = -0,45 (при р < 0,001). Менее выраженная связь,
но также достоверная, выявлена между
снижением моральной нормативности и
нарушением волевого контроля эмоциональных
реакций (r = -0,33; р < 0,05).Все приведенные
коэффициенты корреляции являются статистически
значимыми и свидетельствуют о том, что
снижение уровня моральной нормативности
связано с повышением склонности к отклоняющемуся
поведению.
2.2. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Из 44 учащихся у шести учеников нормы моральной нормативности лежит выше среднего (7 стенов). Средний уровень моральной нормативности у тридцати учеников. Уровень моральной нормативности ниже среднего у 20%, т.е. восемь учеников. Таким образом, можно сказать, что более чем у 25 учеников уровень морали средний. Два ученика, у которых по шкале МН средний уровень моральной нормативности, получив деньги от родителей для того, чтобы сдать классному руководителю на общественные нужды, потратили их на себя. Один из них постоянно обманывает родителей, вырывает листы из дневника, уверяет родителей, что «2» и «3» — это нормальные оценки и все из ее компании так учатся. Второй, совершив проступок, раскаивается, но потом снова их делает. Двое других учеников, которые, по мнению учителей, не только склонны, но также ведут себя за рамками общепринятых норм, также попали в среднюю группу. И эти примеры не исчерпывают всех случаев несоответствия результатов опросников с реальным поведением.
Аналогичную картину поведения учащихся показывают результаты методики СОП. Из 44 учащихся у 8 человек (22%) наблюдается склонность к отклоняющемуся поведению. Данное обстоятельство вполне отражает современное морально-нравственное состояние молодежи и хорошо согласуется с другими данными. «Сегодня молодежь считает обман государства и коррупцию нормой поведения. 20% пятнадцатилетних молодых людей полагают, что добывание денег противозаконным путем так же нормально, как и зарабатывание их. К взяткам как источнику дохода спокойно относятся 26% представителей студенчества, а еще 5% спокойно воспринимают торговлю оружием, женщинами, наркотиками.»
Поэтому вполне реально то, что в 8 «А» классе по результатам всех методов в группу «высокий риск» в общей сложности попали три ученика из 20. Можно было бы сделать вывод, что, так как методики не совершенны и по ним нет полного совпадения результатов, то чем большее их количество будет привлечено, тем больше учащихся по суммарным результатам всех методов окажется в группе высокого риска. Однако в 8 «Б» классе из 24 учащихся в группу «высокий риск» попали 5 человек. Данный результат подтверждает мнение преподавателей, что классы отличаются друг от друга. Учащиеся 8 «А» класса в целом, по мнению преподавателей, доброжелательнее и самостоятельнее, а ученики 8 «Б» - менее самостоятельны и стараются избежать общественных работ. Анализ показателей по шкале лжи, которая отражает тенденцию испытуемого давать социально желаемые, т.е. ложные ответы, подтверждает небольшую разницу между классами. В 8 «А» классе средний балл по шкале лжи почти совпадает с результатами, полученными в «8» Б. Возможно, действительно во втором случае лиц, с отклоняющимся поведением, чем в первом.
Информация о работе Девиантное поведение в подростковом возрасте