Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:07, реферат
Очень большую роль в организации управленческой деятельности играют коммуникативные процессы. Это связано с самой природой управленческой деятельности, с ее «субъект-субъектным» характером, предполагающим постоянные контакты между руководителем и подчиненными. Широкая представленность коммуникаций в деятельности руководителя обусловливает очень большой объем самого понятия «коммуникации». Психология коммуникаций, особенно психология речевого поведения, это очень обширная, самостоятельная область управленческой психологии. Коммуникации — это и наиболее очевидная, внешне представленная сторона управления — его непосредственная практика. В данном реферате мы подробнее остановимся на такой стороне коммуникативного поведения руководителя как переговоры.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Социально-психологические особенности переговорного процесса………5
3. Содержательная, психологическая и организационная подготовка к переговорам………………………………………………………………………..6
4. Проблемы участников и сторон переговорного процесса…………………...7
5. Позиции………………………………………………………………………....9
6. Интересы сторон………………………………………………………………10
7. Ведение переговоров…………………………………………………….……11
8. Заключение………………………………………………………………….....13
9. Список литературы……………………………………………………………14
Позиционный спор превращается в состязание воли. Каждый участник заявляет, на что он пойдет, а на что нет. По мнению Фишера, существует стратегия мягкого подхода, которая состоит в том, чтобы делать предложение и идти на уступки, доверять другой стороне, быть дружелюбным и поддаваться там, где это необходимо, с целью избежать конфронтации.
Первый пункт учитывает тот факт, что человеческие существа не компьютеры. Как правило, эмоции связываются с объективными свойствами проблемы. Участники переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая рекомендация: сделать разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров.
Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекают из концентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то время как цель переговоров состоит в удовлетворении их подспудных интересов. Принятая на переговорах позиция часто скрывает то, чего вы в действительности хотите. Достижение компромиссов между позициями вряд ли приведет к соглашению, которое эффективно отвечало бы нуждам, побудившим участников занять эти позиции. Второй базовый элемент данного метода: сосредоточиться на интересах, а не на позициях.
Третий пункт касается
6. Интересы сторон.
Р.
Фишер и У.Юри считают, что чтобы
достичь разумного решения, необходимо
примирить интересы, а не позиции. [12; c.31]
Поскольку проблема сторон представляется
конфликтом между позициями и поскольку
цель состоит в том, чтобы согласиться
по поводу какой-то позиции, люди, естественно,
думают и говорят о позициях и в итоге
часто заходят в тупик. Интересы определяют
проблему. Основная проблема переговоров
заключается не в конфликтных позициях,
а в конфликте между нуждами, желаниями,
заботами и опасениями каждой из сторон.
Интересы являются мотивировкой поведения
людей. Позиция человека – это нечто, о
чем он принял решение. Его интересы –
это нечто, что заставило его принять решение.
Успешное согласование интересов, а не
позиций срабатывает по двум причинам.
Первая – для удовлетворения каждого
интереса обычно существуют несколько
возможных позиций. Но стоит только попытаться
разобраться в мотивировке интересов,
как почти наверняка можно будет увидеть
альтернативную позицию, которая отмечает
не только нашим интересам, но и интересам
других. Вторая причина - примирение интересов
вместо достижения компромисса между
позициями работает и потому, что за противоположными
позициями скрывается гораздо больше
интересов по сравнению с теми, которые
вошли в противоречие. [12; c.75-77, c.94-98]
7. Ведение переговоров.
Переговорный процесс — это основа деятельности руководителя. Вся деловая жизнь менеджера построена на ведении переговоров на разных уровнях общения с собеседниками, для достижения тех или иных целей. В процессе переговоров важно отмечать, насколько руководитель защищает интересы предприятия и насколько он владеет культурой делового общения.
Переговоры могут вестись в ситуации «один на один», один с группой, группа с группой. В ситуации ведения переговоров наиболее важным представляется умение ставить действенные цели и достигать их. Менеджеру необходимо не только знать информацию о партнерах по переговорам, но и предварительно изучить, каких целей они хотят достичь в переговорном процессе.
Для
успешного ведения деловых
● кооперативности — твой вклад такой, какого требует совместно принятое направление делового общения;
● достаточности информации — говори то, что требуется в данный момент;
● качества информации — не лги;
● целенаправленности — не отклоняйся от темы, сумей найти решение;
● учета индивидуальных особенностей собеседника. [5; c. 125]
Руководителю важно владеть техникой ведения переговоров. Во-первых, избегать высказываний, унижающих партнера, придерживаясь, правил этикета. Предпочтительнее прервать переговоры, но не делать негативных оценок. Во-вторых, не игнорировать мнение участника переговоров. Диалог эффективен только при умении слушать и понимании высказанной мысли. Значительно снижает результат переговоров, если то, что говорит партнер, не принимается во внимание, его высказываниями пренебрегают. Общеизвестно: если хотите быть интересным партнером, будьте заинтересованным собеседником.
В
процессе переговоров передаваемая
информация на уровне содержания имеет
текст (то, что сообщено) и контекст
(то, что подразумевалось). Текст
воспринимается на логическом уровне,
а контекст — на ассоциативном, образном
уровне. Процесс переговоров может быть
симметричным (когда оба партнера имеют
одинаковое положение) или несимметричным
(когда партнеры неравноправны). Успешные
переговоры — такие, которые завершаются
как симметричные, если даже начиналась
как ассиметричные. Если в процессе переговоров
употребляются различные языки, успех
делового общения находится в зависимости
от профессиональной компетентности переводчика.
Перед переговорами необходимо выделить
достаточно времени для работы с переводчиком,
ознакомить его с обсуждаемыми вопросами,
разъяснить используемые специальные
термины.
8. Заключение.
Современные
тенденции в сфере развития организаций
указывают на то, что необходимость
в конструктивных переговорах все
возрастает. Тренируя в себе коммуникативные
навыки и овладевая различными знаниями
об особенностях переговорного процесса
и способах психологического воздействия
на человека, мы лучше ориентируемся в
каких-то деловых сделках, политических
вопросах и в конфликтных ситуациях. Так
же мы лучше подготовлены к каким-либо
неожиданным ситуациям. Психологические
навыки, умение общаться с оппонентом,
рациональное и эффективное использование
поведенческих тактик в деловых переговорах
– все это необходимо профессиональному
менеджеру не меньше знания основ права
и экономики. Знание определенных характеристик
психологии переговоров позволяет людям
осознать, как с ее помощью можно получить
преимущество.
9. Список литературы.
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения - М., 2002
2. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров: рекомендации для успешного проведения переговоров - М., 2005
3. Бутмен Н. Побеждать в переговорах. Как? - М.: Эксмо, 2008
4. Дэна Д. Преодоление разногласий: как улучшить взаимоотношения на работе и дома - СПб., 1994
5. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
6. Леонов Н.И. Основы конфликтологии. Учеб. Пособие. – Ижевск, 2000
7. Леонов Н.И. Психология делового общения - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005
8. Мастенбрук В. Переговоры – Калуга, 1993
9. Мицич П. Как проводить деловые беседы – М., 1987
10. Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров – М., 1989
11. Психология массовой коммуникации: учебник для вузов / под редакцией акад. РАО А.А. Деркача, д-ра психол. наук, проф. Л.Г. Лаптева – М.: Гардарики, 2008
12. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения – М., 1992