Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

О восприятии цвета, цветовых ассоциациях, цветовой семиотике и семантике в последние десятилетия пишется чрезвычайно много. Современные исследования показывают, насколько сложна двусторонняя связь между цветом и психикой — связь, обусловленная фило- и онтогенетически, «мультифакторная и многоуровневая» [3]. Именно двусторонний характер этой связи служит основанием для психодиагностического эксперимента, моделирующего тот или иной вариант цветового реагирования человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Восприятие цвета……………………………………………….4
Глава 2. Понятие цветового предпочтения…………………………….10
Глава 3. Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях………………………………………………………………………………….12
3.1. Шизофрения…………………………………………………………..12
3.2. Маниакально-депрессивный психоз……………………………….18
3.3. Эпилепсия…………………………………………………………….21
3.4. Неврозы………………………………………………………………22
3.5. Алкоголизм…………………………………………………………..25
3.6. Другие заболевания………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………28

Файлы: 1 файл

Цветовые предпочтения.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Наиболее развернутая картина контекстов интерпретации цветового значения содержится в руководстве цветового теста М.Люшера (Люшер М.,1996). Анализ его интерпретационных таблиц позволяет реконструировать набор этих контекстов (пример синего цвета).

1) Физиологическая характеристика: расслабление, удовлетворенность, трофотропная динамика, накопление сил, отдых.

2) Сенсибилизируемый орган: кожа.

3) Эмоциональная характеристика: довольство, удовлетворение, умение сопереживать, эстетические переживания, созерцательность, глубина чувств, пассивность, любовь, самопожертвование.

4) Темперамент: флегматический.

5) Мифо-символическое значение: тесная связь с праматерью, преданность, доверие, любовь, самопожертвование. Вечность и традиционность, мир и гармония. Спокойная вода, женское начало, горизонт (горизонталь). Плавность, гладкость, нежность, кожа.

6) Социально-психологический план: единение, тесная связь, привязанность, бесконфликтность.

7) Потребность (мотив): в спокойном упорядоченном окружении, покое, безмятежности, в плавности событий, согласии с традицией, во взаимном доверии, безопасности, любви, единении, тесной симбиотической привязанности и т.д.  [5]

Можно с уверенностью говорить о том, что этот список не полон.

В “Учении о цветах” И.В.Гете содержится раздел, посвященный “чувственно-нравственному” действию Цвета. Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета (Гете, 1920). Гете назвал именно так это действие, поскольку предполагал связь Цвета с моральными и этическими переживаниями, с переживанием собственного “Я”. Сходное представление о функции Цвета мы находим в мистике: “Я само находится внутри цвета. Ни Я, ни астральное тело не отделимы от цвета, они живут в цвете... Цвет есть носитель Я и астрального тела в физическом и эфирных телах” (Штейнер Р. 1921). П.Флоренский в «Иконостасе», говоря об одежде святых, также говорит о «ткани светоносных органов, как ближайшей к телу области духовных энергий» (Флоренский П.А.,1994). Это дает основания предполагать, что действие цвета должно отражаться не только в эмоциональных или физиологических реакциях человека, но может распространяться и в сферу его самосознания. Предпочтение цвета, следовательно, должно отражать особенности Я-концепции, а цветовое значение – включать в свою структуру категории, релевантные самосознанию личности.

Ранжировка цветов по предпочтению – лишь одна из многих экспериментальных моделей по изучению цветовой семантики. Собственно значение цвета здесь может быть выяснено только косвенно, поскольку феноменологически опосредовано некими потребностными отношениями между человеком и цветом. В отношении же контекста интерпретации эта модель вполне приемлема, поскольку для выявления контекста достаточно установить наличие факта связи между его содержанием и порядком предпочтения цветов. [9]

 

Глава 3. Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях.

3.1. Шизофрения.

Одним из самых тяжелых и распространенных психических заболеваний является шизофрения или «ранее слабоумие» по Крепелину. Этиология и патогенез шизофрении, несмотря на огромное число исследований, посвященных этому заболеванию, все еще до конца остаются невыясненными. Большинство современных психиатров склоняются к тому, что шизофрения представляет собой не одно цельное заболевание, а скорее группу заболеваний, имеющих определенное сходство в клинической картине, что и позволяет их классифицировать как шизофрению. Психопатологическим ядром шизофрении признается дискорданность (расщепление) психических функций — рассогласование и дисгармоничность мышления, эмоций, моторики и т.д. («шизо» — «расщепление», «френ» — «разум»; пер. с греческого).  [13]

Среди форм шизофрении различают простую, гебефреническую, кататоническую и параноидную, выделенные классиками психиатрии. В настоящее время к ним добавляют циркулярную, ипохондрическую, неврозоподобную и т.д.

История развития учения о шизофрении связана с именами В. X. Кандинского, С. С. Корсакова, Э. Крепелина и Е. Блейлера.

Во второй половине позапрошлого века отделыше формы шизофрении описывались как самостоятельные заболевания. Первые попытки объединить их в единую нозологическую форму были сделаны В. X. Кандинским (идеофрения) и С. С. Корсаковым (дизнойя).

Э. Крепелин под названием dementia praecox (раннее слабоумие) объединил группу болезней, которые, по его мнению, начинались в молодости и скоро приводили к слабоумию.

В дальнейшем стало очевидно, что не всегда эта болезнь приводила к слабоумию, а начало ее может быть не только в молодом возрасте.

Е. Блейлер в основу отграничения этой формы заболевания положил особенность психопатологической картины, а именно — «расщепление». Эта особенность, клинической картины дала название заболеванию — «шизофрения». (Болезнь Блейлера — по имени автора этого названия).
«Шизофрения», или «шизофрения» в переводе с греческого означает «расщепление души», «расщепление психики». Этим термином обозначают наиболее частое психическое заболевание.

Психиатры разных стран приводят разноречивые сведения о числе больных шизофренией среди населения (от 0,15 до 1—2%).

Это объясняется, прежде всего, тем, что существуют различные взгляды на шизофрению. Проявления болезни с неотчетливой симптоматикой ряд психиатров включает в число больных шизофренией, другие же рассматривают их в рамках других нозологических форм.

Не меньше сложности в выделении и отграничении шизофрении создает полиморфизм клинических проявлений, разнообразие клинической картины.

Это разнообразие, однако, исчерпывается определенным набором синдромов, типичных для шизофрении: неврозоподобным, аффективным, кататоническим, галлюцинаторно-параноидным.    [11]

Вместе с тем, каким бы синдромом ни определялась клиническая картина шизофрении, всегда имеют место негативные симптомы, которые наблюдаются с большей или меньшей выраженностью.

Первые данные о восприятии и отношении к цвету у больных шизофренией были получены психиатрами при наблюдениях за цветовой гаммой одежды больных, а также их художественной продукции.

Цвета одежд больных производили впечатление либо чего-то нелепого, неадекватного и вычурного (нередко, благодаря желтому цвету), либо — монотонности и маловыразительности. Аналогичные два варианта цветовой гаммы наблюдались и в рисунках больных, что было расценено рядом психиатров как свидетельство отсутствия какой-либо специфики в отношении к цвету, общей для всех больных шизофренией.

J. Bobon (1957) выделил два признака неадекватности палитры рисунков больных шизофренией: краски в рисунках не соответствуют реальной действительности; светотени распределены нереалистично. Также могут наблюдаться как «взрывы яркости», так и монотонная, тусклая расцветка, либо полный отказ от использования красок в рисунке ( J. Bieber., J.K. Herkimer — 1948; M.A. Landry — 1959).  [3]

Э.А. Вачнадзе (1972) сообщает, что в рисунках больных шизофренией преобладают темные, мрачные, безжизненные краски, объясняя это эмоциональным оскуднением больных.

Согласно P. Hartwich (1971), который тщательно замерял площадь, занятую в рисунке той или иной краской, больные предпочитали использовать при рисовании фиолетовую, желтую и белую краски.    [6]

Подобные результаты указывают на то, что взаимосвязи между шизофренией и отношением больного к цвету носят многоуровневый характер. В целом, для шизофрении характерно неадекватное отношение к цвету, но конкретная форма данной неадекватности определяется клинической картиной болезни.

Большинство исследователей связывало характер палитры рисунков больных с эмоциональными расстройствами, преобладающими в их клинике на момент обследования. Так H. Pfister (1934) при гебефренической форме шизофрении наблюдал как калейдоскопическую пестроту красок, так и своеобразную мрачность палитры рисунков больных, что однозначно соответствовало их эмоциональному статусу в те периоды, когда они рисовали.   [10]

Преобладание в рисунке того или иного цвета зависит от содержания психопатологической продукции и отношения к ней самого больного.

Так, преобладание в рисунках больного черного цвета указывает на устрашающие галлюцинаторные и бредовые переживания. Черные образы символизируют для него зло, насилие, опасность, смерть, болезнь и т.д. (Н.К. Суворова — 1970; С.А. Болдырева — 1974).  [3]

Красный также, нередко, связан с галлюцинациями и бредом. Например, J. Jakab (1959) наблюдал в рисунках больного символическую связь между красным цветом и бредовыми идеями воздействия электрическим током. С.А. Болдырева указывает на то, что дети, страдающие шизофренией, часто используют для отображения своих галлюцинаторных образов красную краску, особенно, если галлюцинации сопровождаются психомоторным возбуждением (1974).   [3]

Использование белого, в том числе, и намеренное не закрашивание больших областей белого листа бумаги чаще всего отмечается у больных, бред и галлюцинации которых носят преимущественно религиозный характер, склонных к построению метафизических систем, увлекающихся нетрадиционными философскими и психологическими учениями.

В отличии от нарушений цветовой чувствительности при шизофрении, цветовые симпатии больных нельзя рассматривать только как непосредственную реакцию на болезненный процесс. Проявление болезни в цветовых выборах людей, страдающих шизофренией, как и в рисунках, прежде всего, сказывается в неадекватном отношении к цвету.

А.Л. Зюбан и Ю.В. Яновский (1970) изучали цветовые предпочтения больных шизофренией с целью проверки гипотезы Ю.Ф. Полякова (1962; 1969) о нарушении избирательности у больных при актуализации эмоционального опыта. Авторами был использован набор из 27 оттенков трех степеней насыщенности на основе краткой шкалы цветовых образцов Г.Г. Автандилова. Всем испытуемым были поставлены три задачи:

1. Выбрать два или более привлекательных для них цвета;

2. Выбрать два или больше неприятных цветовых тонов;

3. Разделить все цвета на три группы — «веселые», «мрачные» и «нейтральные».    [1]

В качестве «приятных» больные шизофренией чаще всего выбирали голубой, красный, зеленый, а также — черный и серый. Желтый и коричневый оценивались подобным образом очень редко. В 58 случаях из 150 (39%) все цвета «скопом» были оценены как «приятные».

В разряд самых «неприятных» чаще всего попадали те же черный и серый, что можно расценивать как проявление эмоциональной амбивалентности, столь характерной для больных шизофренией.

Классификация цветов по эмоциональному содержанию показала, что наряду с общепринятой оценкой «веселый» таких цветов как красный, голубой, оранжевый и зеленый, больные нередко, относили к данной группе серый, черный и коричневый.

В работе Н.Л. Васильевой и Т.В. Корневой (1984) при обследовании больных малопрогредиентной шизофренией, для которых в картине болезни характерны неврозо- или психопатоподобные расстройства, было выявлено что больные, чаще отмечающие у себя апатию и раздражительность и реже — радость или спокойствие, предпочитают темные, тусклые цвета теста Люшера, а красный и желтый — отвергают. Считается, что при малопрогредиентной шизофрении изменения личности не носят столь выраженного характера (скорее, происходит их заострение), как при грубопрогредиентных вариантах. Возможно поэтому, цветовые симпатии таких больных являются психологическим понятными и, в принципе, сходными с цветовыми выборами психически здоровых испытуемых, испытывающих аналогичные эмоциональные переживания.   [7]

Смещение частоты эмоциональных переживаний вектора «радость-печаль» в сторону печали было отмечено Э.Т. Дорофеевой с соавт. (1978) при обследовании больных шизофренией с психопатоподобным синдромом с помощью методики цветовых порогов и теста М. Люшера.

Клинический тест Люшера, из которого лишь небольшим фрагментом являются восемь цветов, состоит из семи таблиц.

На них – 73 цветных поля и 25 различных красок, среди них следует выбрать 43 различных цвета.

Весь протокол теста длится от семи до десяти минут, содержит объем информации, вскрывающий осознанную и неосознанную психические структуры личности.

По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений.

Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.

Тест представляет собой «систему раннего предостережения» при возникновении нарушений, например, при сердечных заболеваниях, нарушениях кровоснабжения мозга, расстройствах желудочного тракта и при других соматических заболеваниях.

В последние годы появились основанные на научном клинико-психологическом подходе экспериментальные работы, в которых использовался тест выбора цвета Люшера. Так, С. Н. Боков (1988) применил методику Люшера для изучения аффективности больных параноидной шизофренией. Им была показана возможность использования этой методики для диагностики динамики мотиваци-онных нарушений у больных и установлено нарастание мотиваци-онной дезорганизованности (амотивационности) по мере увеличения срока давности заболевания. Сходные с этими результаты были получены несколько ранее и В. А. Москвиным (1987), применившим тест Люшера у больных непрерывно-прогредиентной шизофренией и возбудимых психопатических личностей и показавшим возможность использования методики для диагностики нарушений целеобразования, однако в его работе, в отличие от первой, не применялся динамический подход к оценке результатов.    [9]

Н. В. Агазаде (1988) методика Люшера была применена с целью выявления суицидальных тенденций. Автор указывает на то, что у здоровых испытуемых без аутоагрессивных переживаний цветовая пара эталонов № 3 и 4 (красный и желтый цвета) встречается во второй половине раскладки довольно редко (4—10 %), в то время как при суицидальных явлениях — более чем у половины испытуемых. Помимо этого, нередко наблюдалась также выраженная негативная эмоциональная реакция при выборе большей части цветовых эталонов с высказываниями о неприятности всех предлагаемых цветов.   [15]

Информация о работе Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях