Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

О восприятии цвета, цветовых ассоциациях, цветовой семиотике и семантике в последние десятилетия пишется чрезвычайно много. Современные исследования показывают, насколько сложна двусторонняя связь между цветом и психикой — связь, обусловленная фило- и онтогенетически, «мультифакторная и многоуровневая» [3]. Именно двусторонний характер этой связи служит основанием для психодиагностического эксперимента, моделирующего тот или иной вариант цветового реагирования человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Восприятие цвета……………………………………………….4
Глава 2. Понятие цветового предпочтения…………………………….10
Глава 3. Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях………………………………………………………………………………….12
3.1. Шизофрения…………………………………………………………..12
3.2. Маниакально-депрессивный психоз……………………………….18
3.3. Эпилепсия…………………………………………………………….21
3.4. Неврозы………………………………………………………………22
3.5. Алкоголизм…………………………………………………………..25
3.6. Другие заболевания………………………………………………….25

Заключение……………………………………………………………….27
Список использованной литературы…………………………………28

Файлы: 1 файл

Цветовые предпочтения.doc

— 143.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1. Восприятие цвета……………………………………………….4

Глава 2. Понятие цветового предпочтения…………………………….10

Глава 3. Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях………………………………………………………………………………….12

3.1. Шизофрения…………………………………………………………..12

3.2. Маниакально-депрессивный психоз……………………………….18

3.3. Эпилепсия…………………………………………………………….21

3.4. Неврозы………………………………………………………………22

3.5. Алкоголизм…………………………………………………………..25

3.6. Другие заболевания………………………………………………….25

 

Заключение……………………………………………………………….27

Список использованной литературы…………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия.

Нравится ли человеку какой-либо цвет, что он думает о нем, какие ассоциации он у него вызывает, ни физиологическую, ни, тем более, физическую оптику не интересует, впрочем, как и психологию цветового восприятия.

Исследования восприятия и отношения к цвету при различных формах психической патологии представляют особый интерес. С одной стороны, они способствует более глубокому и дифференцированному пониманию закономерностей цветового воздействия на психику, генезиса и содержания цветовой символики, а с другой, — патопсихологических механизмов психических нарушений, прежде всего, аффективной сферы человека. Кроме этого, цвет может быть использован в качестве средства ранней и дифференциальной диагностики психических отклонений.

О восприятии цвета, цветовых ассоциациях, цветовой семиотике и семантике в последние десятилетия пишется чрезвычайно много. Современные исследования показывают, насколько сложна двусторонняя связь между цветом и психикой — связь, обусловленная фило- и онтогенетически, «мультифакторная и многоуровневая» [3]. Именно двусторонний характер этой связи служит основанием для психодиагностического эксперимента, моделирующего тот или иной вариант цветового реагирования человека.

Глава 1. Восприятие цвета.

   Наверное, каждый из нас не раз обращал внимание на то, как меняется восприятие цвета в зависимости от состояния и настроения. Цветовые предпочтения заметны в выборе одежды, интерьера, аксессуаров и т.д.

С древних времен цветовосприятию уделялось огромное внимание и в искусстве, и в медицине, и в храмовых традициях. Величайшие умы занимались исследованием данной темы: в частности, Леонардо да Винчи, Парацельс, И.В. Гете, П. Флоренский, А. Шопенгауэр и др. за многолетнюю историю наблюдений были выявлены определенные закономерности, подтвержденные клиническими экспериментами ученых из разных стран. В России большая роль в исследованиях данной проблематики принадлежит Н.Е. Введенскому, С.В. Краскову, Н.К. Плишко, Л.А. Китаеву-Смык, Л.П. Урванцеву, Б.И. Шапиро и пр. [6]

Было выявлено, что существуют взаимосвязи между цветовым зрением и вегетативной нервной системой (ВНС), а также гипоталамусом, которому принадлежит интегрирующая роль в деятельности физиологических и психических функций организма. Считается, что ядра передней гипоталамической области, тесно связанные с нейрогипофизом, имеют отношение к интеграции парасимпатической нервной системы (ПНС), а ядра задней гипоталамической области, примыкающие к ретикулярной формации, — к интеграции симпатической нервной системы (СНС). Зрительные проводящие пути анатомически тесно связаны со всеми этими структурами. СНС обеспечивает на психофизиологическом уровне поведение по типам «борьбы» или «бегства». Активация СНС приводит к расширению зрачков, увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), усилению кровотока, при этом, кровь приливает к мозгу и мышцам. Ослабевает моторика желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), замедляются процессы пищеварения. Дыхание учащается, в крови возрастает концентрация глюкозы и жирных кислот. Все это обеспечивает необходимый уровень активации организма для того, чтобы он мог бороться или спасаться бегством. При преобладающей активности ПНС, наоборот, создаются условия для отдыха и восстановления сил. Общий характер парасимпатической активации напоминает то состояния покоя, которое наступает после сытной еды. Усиливается приток крови к пищеварительному тракту, сокращается ЧСС, зрачки сужаются и т.д. СНС и ПНС находятся между собой в реципрокных отношениях, обеспечивая как гомеостаз, так и адаптацию к внешним воздействиям.

Симпатикотропные раздражители повышают чувствительность к сине-зеленой части спектра, а чувствительность к красно-желтой части у глаза снижается. Особенно показательно в этом плане прямое введение в глаз адреналина. И наоборот, парасимпатикотропные агенты улучшают чувствительность к красному и желтому, а к синему и зеленому — снижают.

Восприятие красно-желтой части спектра вызывает активацию СНС и тормозит ПНС. Синий и зеленый оказывают депрессирующее действие на СНС и активирующее на ПНС. [2]

Снижение (или повышение) чувствительности к цвету означает увеличение (или уменьшение) абсолютного порога различения данного цвета. Тем самым, активация СНС приводит к улучшению различения синего и зеленого, а активация ПНС — красного и желтого, что в результате приводит к восстановлению баланса, т.к. желтый с красным стимулируют СНС, а синий с зеленым — ПНС.

Организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению — в «пассивных». Тем самым, поддерживается равновесие двух отделов ВНС между собой.

При доминировании СНС дальнейшее увеличение ее активации, которой способствуют красный и желтый, может привести к дистрессу, нарушению гомеостаза и поэтому чувствительность глаза к этим цветам снижается, они как бы не замечаются. Усиление же чувствительности к синему и зеленому оказывает тормозящее воздействие на СНС и способствует восстановлению баланса. Также нежелательно и длительное превалирование ПНС, т.к. это снижает готовность организма к активным действиям. Отсюда понятным становится улучшение чувствительности зрения к «активным» цветовым раздражителям, вызывающим повышение тонуса СНС.

Так синий, и в какой-то мере зеленый, оправдывают свои характеристики, как релаксирующих, успокаивающих, и поэтому особо предпочитаются людьми, испытывающими нужду в расслаблении и отдыхе. Однако длительное воздействие этих цветов приводит к торможению и даже депрессии, вызывает впечатление чего-то печального и скучного. Красный и желтый как стимулирующие так же оправдывают свои традиционные характеристики цветов «активной стороны». В этих цветах «заинтересована» нервная система (НС) человека, хорошо отдохнувшего, восстановившего силы, испытывающего потребность в интенсивной деятельности, проявлении своей энергии. Длительное воздействие этих цветов может привести к перевозбуждению, а затем и к защитному торможению НС.

Взаимосвязь между цветом и центральной нервной системой (ЦНС) человека представляет более сложную картину. Если для ВНС цвет — это, прежде всего, кванты энергии, поступающие в организм из внешнего мира, то для ЦНС, цвет, если можно так выразиться, — и квант информации об окружающем мире.

Благодаря определенным отделам ЦНС, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность ЦНС обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации.

Результаты данных экспериментальных работ дают основание считать энергетический аспект цветового воздействия одним из ведущих при формировании цветовых предпочтений. Тем самым, цветовые предпочтения человека могут отражать объективную нужду его Центральной нервной системы в энергетическом воздействии цвета. Косвенно это подтверждается данными изучения корреляций между различными показателями электроэнцефалографического (ЭЭГ) исследования и цветовыми симпатиями испытуемых, проведенного нами.

Было выявлено, что показатель активации ЦНС (уровень биоэлектрической активности — УБА) достоверно связан с предпочтением определенных цветов теста М. Люшера. При активации НС наблюдалось предпочтение фиолетового, красного и желтого цветов, тогда как при торможении, наоборот, эти цвета отвергались. В целом, низкому УБА соответствовало предпочтение цветов красно-желтой части спектра над сине-зеленой, а для высокого УБА наблюдалось обратное соотношение. Особенно выраженною эта тенденция проявилась в диапазоне альфа ритма. При этом отмечен тот факт, что испытуемые с низким УБА оценивают свое состояние как более активное, бодрое, работоспособное, чем испытуемые с высоким показателем УБА. Отсюда можно сделать вывод, что предпочтение цветов красно-желтой части спектра отражает состояние повышенной активации Центральной нервной системы. [7]

Подобный вывод подтверждается результатами изучения цветовых симпатий различных слоев и групп населения. [3]

В западной психологии большой вклад был внесен Институтом Г. Роршаха (см. тест Роршаха), а также швейцарским Профессором Максом Люшером, который, будучи 18-летним студентом, в 1941 участвовал в разработке цветового решения теста. Основная идея состояла в том, чтобы найти способ оценить логику человеческого мышления. Эксперименты по поиску цветов, соответствующих данной психологической системе, продолжались на базе научной лаборатории в Базеле и клиники, предоставившей неограниченный доступ к пациентам и их историям болезни. С 1945 по 1947 г.г. молодой ученый занимался оценкой персонала института. Там стало очевидно, что методика цветового теста позволяет не только определить психологический статус человека, но и предрасположенность к той или иной сфере профессиональной деятельности. [9]

В 1947 году 23-летний Макс Люшер представил свою цветовую диагностику на первом после II Мировой войны Всемирном Конгрессе по психологии, где она получила международную известность. М. Люшер был приглашен преподавать в Сорбонне. В 1949 году его диссертация «Цвет как инструмент психодиагностики» получила высочайшую оценку специалистов в области психологии, психиатрии, медицины и философии с комментарием, что «эта работа войдет в историю психологии». [11]

С тех пор методика продолжала развиваться. Постоянно ведутся научные исследования в разных странах мира.

В настоящее время прикладной цветовой тест Профессора Макса Люшера трансформировался в отдельное направление, получившее название «регуляционная психология». Основным постулатом данной системы знаний является четкая, логичная система эмоций, мотивации и их взаимосвязи. Данный подход к личности отличается от других глубинным пониманием целостности базовой структуры, механизмов компенсаторики и саморегуляции системы. Он дает возможность за короткое время не по формальным признакам (как многие вербальные методики) увидеть осознанный и неосознаваемый потенциал.

На данном этапе регуляционная психология представляет собой модель, состоящую из 3 измерений и 2 категорий каждого из них.

1 измерение: констелляция – область взаимоотношений между субъектами.

- директивность (активное воздействие на окружение)

- рецептивность (восприимчивость, подверженность внешнему воздействию).

По этой шкале можно увидеть лидерские качества (и, как обратная сторона, предрасположенность к авторитарности) или уступчивость (и, как обратная сторона, лабильность), а также гармоничное сочетание воли и способности идти на компромисс.

2 измерение: непрерывность (отношение субъекта к объекту).

- константность (постоянство интересов, целей)

- вариативность (часто меняющиеся приоритеты).

По данной шкале можно определить направление развития личности (насколько зрелым является человек, насколько он определился с жизненными целями и т.д.)

3 измерение: контактность (коммуникация)

- интегративность (объединение) – возможны 2 пути: получение путем захвата или путем союза, преданности человеку или делу.

- сепаративность (обособление) – дифференцированность, разделение.

По данной шкале определяется контакт с окружающим миром, настрой на общение и доверительные отношения с людьми. [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие цветового предпочтения.

Проблема семантики цвета еще очень далека от своего разрешения. Когда говорят, что цвет обладает собственным значением, подразумевают, что не все в конкретном оттенке цвета доступно ощущению. В нем есть нечто, что адресовано не только «глазу», но человеку как целому: может быть закономерно «интерпретировано» на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и пр. «уровнях». Термин «уровни» сознательно взят в кавычки по той причине, что, говоря о значении и его интерпретации, мы должны были бы употребить более точный термин: контекст. Эти контексты и позволяют интерпретировать значение конкретных цветов в «терминах» физиологических реакций, эмоциональных состояний или «идей» или моральных категорий.

Информация о работе Цветовые предпочтения людей при психических заболеваниях