Что такое психологический тренинг?

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:53, реферат

Краткое описание

Последнии 3-5 лет всё более распространённой формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку.

Оглавление

Что такое психологический тренинг ……………………………………...3
Кому нужен тренинг ……………………………………………………….4
Чему и как учат на тренинге ………………………………………………5
Специфические черты тренингов …………………………………………6
Общие тренинговые методы…………………………………………….…7
Образовательные тренинги ………………………………………………..9
Социально-психологические тренинги ……………………………..……9
Активные тренинги ……………………………………………………….…11
Видеосъемка на тренинге и развитие самосознания …………………..11
Заключение …………………………………………………………………..12
Список использованной литературы ……………………………………….14

Файлы: 1 файл

Тренинг.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

.План:

 

  1. Что такое психологический тренинг ……………………………………...3
  2. Кому нужен тренинг ……………………………………………………….4
  3. Чему и как учат на тренинге ………………………………………………5
  4. Специфические черты тренингов …………………………………………6
  5. Общие тренинговые методы…………………………………………….…7
  6. Образовательные тренинги ………………………………………………..9
  7. Социально-психологические тренинги ……………………………..……9

Активные тренинги ……………………………………………………….…11

  1. Видеосъемка на тренинге и развитие самосознания …………………..11

Заключение …………………………………………………………………..12

Список использованной литературы ……………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ.

 

Последнии 3-5 лет всё  более распространённой формой обучения становятся психологические тренинги. Наиболее «продвинутые» фирмы, компании и руководители стремятся, чтобы  их персонал получал в дополнение к профессиональной и психологическую подготовку.

Всё существующее на рынке можно поделить на две большие сферы – обчение профессиональное и психологическое.

Профессиональное –  это курсы, посвящённые различным  аспектам бизнеса, компьютерной грамотности, аспетам делопроизводства, юридическим аспектам, бухгалтерским навыкам.

Психологические – это  разнообразные семинары и тренинги, направленные на обучение взаимодействию в бизнесе: преподавать, презентовать, влиять, управлять.

В профессиональном обучении  уделяется мало внимания психологическим аспектам общения с клиентами , с партнёрами , с конкурентами. Психологический трениг, в свою очередь, не расситан на передачу специальных знаний – экономических теорий, законов ценообразования. Две эти сферы целесообразнее рассматривать как взаимодополняющие.

Современная ситуация сильно отличается от того, что было ещё  некоторое время назад. Необходимость  психологической подготовки вырастает  из того, что в настоящее время  недостаточно просто взвесить и завернуть, недостаточно даже знать полезные качества товара- нужно ещё уметь установить контакт с потенциальным покупателем и  поведать ему об этих качествах на его «языке». Иначе клиент уйдёт к конкуренту. И недостаточно просто быть хорошим специалистом – нужно ещё убедить работодателя в том, что вы хороший специалист, иначе возмут другого

Большое преимущество психологического тренинга перед другими формами  обучения, состоит в получении  заметного результата за относительно короткий срок. Трениг –это экспресс обучение. Непрерывная интенсивная работа в течении двух – четырёх дней даёт качественный прорыв, и в дальнейшем всё будет зависить от мотивации человека к практике полученных навыков. Происходящее время от времени в ходе очередного тренинга «освежение» и расширение знаний и навыков делает ощутимый вклад в профессиональный рост и повышение квалификации специалиста.

                    

КОМУ НУЖЕН  ТРЕНИНГ?

В первую очередь тренинг  нужен тем, кто, так или иначе, заинтересован в улучшении качества взаимодействия с людьми, для кого эффективность общения является фундаментом успешности в работе - это персонал „fiers line”- секретари, продавцы, телефонисты, обслуживающий персонал ресторанов, баров, гостиниц. Им адресованы курсы продаж, делового общения, презентаций, сервисного обслуживания.

На более высокой  иерархической ступени тренинг  интересует менеджеров, руководителей  отделов, департаментов и организаций. Им адресованы тренинги социального  влияния, управления, психологической  устойчивости в условиях жёсткой конкуренции.

Иногда участники тренинга представлют собой не просто группу людей, которым нужны те или иные знания и навыки, а команду, или  коллектив. Тогда внимание уделяется  в первую очередь системным эффектам – командной сплочённости, улучшению качества взаимодействия, налаживанию психологической атмосферы в коллективе.  Результат – каждый участник осознаёт себя как часть команды, у всех появляется более чёткое понимание командных целей и задач и своей роли в их достижении, укрепляется доверие к партнёру, соответственно и работа команды становится более слаженой.

Другая категория людей, для которых может быть интересен  психологический тренинг бизнес- направления – это соискатели, люди, желающие найти или сменить  работу.  В тренинг прохождения интервью с работодателем не входит повышение квалификации человека и улучшение его профессиональных навыков. Этот тренинг напоминает тренинг продаж- человек презентует и продаёт свои качества, свой труд, свои способности и  возможности.

     

ЧЕМУ И КАК УЧАТ НА ТРЕНИНГЕ ?

На тренинге люди участся  эффективной коммуникации на различных  уровнях и с различными целями.  Коммуникативный опыт накапливается  на основе непосредственного участия  в общении с другими людьми. Но деловое общение сильно отличается от бытового. В первую очередь тем. Что оно направлено на определённый результат, который в конечном итоге должен влиться в финансовую выгоду. До недавнего времени процесс обучения деловому общению носил стихийный, естественный характер. Человек учился деловому общению исключительно самостоятельно. Но при таком стихийном протекании процесса научения навыки общения могут приобретать формы, не приводящие к повышению эффективности.Современные образовательные программы в области менеджмента и маркетинга обязательно включают в себя психологические дисциплины, несущие информацию о способах и методах эффективных коммуникаций.

Наиболее результативным средством формирования коммуникативных  умений в условиях реального делового общения является групповой тренинг. Он не заменяет естественного опыта другим, но организует и корректирует его более эффективным способом.

ТРЕНИНГ – это не только получение новых знаний и совершенствование навыков, но и изменение сознания. Одни люди добиваются успеха в том, что они делают- в управлении, продажах, в обслуживании или поступлении на работу, а другие нет, хотя внешне всё происходит одинаково. Успех складывается их множества компонентов, чтобы стать из «человека проигрывающего» - « человеком побеждающим», из « пытающегося продать» - « продающим», необходимо измениться и  изменить свой  внутренний настрой. Препятствия, стоящие у нас на пути, часто живут только в сознании. Изменяя сознание, можно преодолевать препятствия.

Тренинги  проводят специально подготовленные люди, которые называются тренерами. Каждый из них прошёл особую подготовку и имеет достаточный опыт проведения курсов по определённой тематике. Обычно эти люди имеют базовое или дополнительное психологическое образование..

 

                3. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ТРЕНИНГОВ.

Специфическими чертами тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других методов практической психологии, являются:

1.  Соблюдение ряда принципов групповой работы.

2.  Нацеленность на  психологическую помощь участникам  группы в саморазвитии.

3.  Наличие более или менее постоянной группы.

4.  Определённая пространственная  организация.

5.  Акцент на взаимоотношениях между участниками группы.

6.  Применение активных методов групповой работы.

7. Объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящего в группе, вербализованная рефлексия.

8. Атмосфера раскованности  и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Существует огромное количество модификаций конкретных форм тренингов, сильно отличающихся между собой по целому ряду признаков. Особенно большой разброс имеется во времени работы групп: от двух дней до пяти и более лет с еженедельными встречами. Важной общей чертой тренингов является их стадийность, обусловленная социально- психологическими закономерностями развития малой группы. Выделяют три основные стадии тренингов:

Начальную, рабочую  и  конечную.

Тренинги всегда отражают своим содержанием определённую парадигму того направления, взглядов которого придерживается специалист, психолог, проводящий тренинговые занятия:

1.    Тренинг как своеобразная форма дрессуры  

        При нём жесткими манипулятивными  приёмами, при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления убираются вредные, ненужные.

2.     Тренинг как тренировка

        В результате данного тренинга  происходит формирование и отработка  умений и навыков эффективного  поведения.

3.     Тренинг как форма активного обучения

        Целью жанного тренига является передача психологических знаний, а также  развитие некоторых умений и навыков.

4.    Тренинг как метод создания  условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения  собственных психологических проблем

Разное понимание психологического смысла тренинга находи своё отражение и в разнообразии названий специалиста, проводящего тренинг: ведущий, руководитель, директор группы, тренер, эксперт, фасилитатор.

 

4. ОБЩИЕ ТРЕНИНГОВЫЕ МЕТОДЫ.

Групповая дискуссия 

Групповая дискуссия в психологическом тренинге – это совместное обсуждение какого- либо спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения. В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления возможности участникам увидеть проблему с разных сторон, так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний. Между этими двумя сильно различающимися целями имеется  целый ряд других, промежуточных целей.

Выделяют следующие  формы дискуссий:

1.      Тематические , в которых обсуждаются значимые  для всех          участников тренинговой группы проблемы.

2.     Биографические, ориентированные на прошлый опыт.

3.     Интеракционные, материалом которых служат сруктура  и         содержание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разработке разнообразных ситуаций из практики работы и жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия.

 

Игровые методы

Игровые методы включают в себя ситуационно- ролевые, дидактические, творческие, организационно- деятельностные, имитационные, деловые игры.

Использование игровых  методов в тренингах очень  продуктивно. На первой стадии групповой  работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряжённости участников, как условие безболезненного снятия « психологической защиты».  Часто игры становятся инструментом диагностики и самодиагностики, позволяющим ненавязчиво, мягко, легко обнаружить наличие трудностей в общении и серьёзных психологических проблем. Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются недоступные способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и  закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения.

 

 

 

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ.

 

Цель этого вида тренигов максимально быстро и эффективно научить человека какому- либо навыку, умению, профессии.

Прохождение образовательного тренинга в считанные дни и  недели адаптирует человека к реальности его новой профессии, делает адекватно  уверенным, конкурентно способным, нацеленным на профессиональное развитие и карьеры. «Закалка» такого тренинга сохраняется до нескольких лет. Далее желательно участие тренига нового уровня, так как остановка в развитии губительна не только для человеческого духа, но и для профессионального и карьерного роста.

                         

              6.СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ТРЕНИНГИ.

Основная  их цель –  это повышение компетентности в  общении и она может быть конкретизирована в ряде задач с различной формулировкой, но обязательно связанна с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитию установок,  определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений  личности.

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий.  Воздействие может осуществляться на уровне установок либо умений и навыкоов, либо перцептивных способностей. Смешивать разные задачи в ходе работы одной тренинговой группы нецелесообразно, так как это может снизить эффективность воздействия и вызвать появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе тренинга можно только с согласия группы.

Работа тренинговой  группы отличается рядом специфических  принципов:

 

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека. В тренинге  члены группы вовлекаются  в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той  или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме. Активность возрастает в том случае, если давать участникам установку на готовность включиться в совершаемые действия в любой  момент.

Особенно эффективным  в достижении целей тренинга через  осознание, апробирование и тренировку приёмов, способов поведения, идей, предложенных тренером, являются те ситуации и упражнения, которые позволяют активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

 

Принцип исследовательской  творческой позиции 

Суть данного принципа втом, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в психологии, а также и свои  личные ресурсы  и  возможные особенности.

Информация о работе Что такое психологический тренинг?