Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:41, контрольная работа
Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении.
Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».
Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении.
Отклоняющееся поведение - поведение,
в котором устойчиво проявляются отступления
от общепринятых данных обществом поведенческих
норм. Синоним понятия «отклоняющееся
поведение» является понятие «девиантное
поведение».
Данная тема была нами выбрана потому,
что проблема отклоняющегося поведения
детей и подростков является одним
из основных направлений социально-педагогической
деятельности. Общественная важность
этой проблемы становится особенно очевидна
в наше время. Тяжелое экономическое положение
страны, большое количество острых социальных
проблем привели к серьезным внутренним
конфликтам в обществе. Эти процессы особенно
остро сказались на подрастающим поколении.
Среди этого слоя населения усилился нигилизм,
демонстративное поведение, увеличилось
количество проявлений жестокости и агрессивности,
резко повысился уровень подростковой
преступности.
Ученые пытаются объяснить истоки
и причины отклоняющегося поведения.
Таких объяснений несколько. Одни считают,
что люди предрасположены к определенным
типам поведения по своему биологическому
складу и что криминальный тип, в
частности, есть результат деградации
на более ранних стадиях эволюции (Ч. Ломброзо).
Другие связывают девиантное поведение
с особенностью строения тела (Э. Кречмер,
X. Шелдон), аномалиями половых хромосом
(Прайс, Уиткин). Третьи находят психологическое
объяснение девиации, обосновывая ее дефектами
интеллектуальной сферы, дегенеративностью,
слабоумием и психопатией, как бы запрограммированностью
отклонений (З. Фрейд).
Следует заметить, что в отечественной
психолого-педагогической литературе
проблемы, посвященные девиантному поведению,
связаны главным образом с трудными детьми
и подростками, которые представляют собой
группу повышенного социального риска.
В качестве одной из основных причин возникновения
девиации среди детей и подростков многие
российские и зарубежные ученые выделяют
просчеты школы. Условия риска в школе
это, во-первых, функциональная несостоятельность
педагога, проявляющаяся в подмене личностно-ориентированного
подхода к ребенку деятельностью по контролю
за формальным соблюдением учащимися
правил внутришкольного поведения, во-вторых,
субъективная сложность изучаемого материала
для ребенка, вследствие чего он утрачивает
интерес к учебе как способу самоутверждения
и саморазвития и, в-третьих, социально-психологические
сложности межличностного взаимодействия
ребенка с коллективом класса и его отдельными
представителями.
С целью предупреждения отклонений
в поведении осуществляется комплекс
мер социально-
Основой профилактических
мер является деятельность, направленная
на:
Выделяется несколько уровней профилактической деятельности:
Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.
1. Первичная профилактика - комплекс
мер, направленных на предотвращение негативного
воздействия биологических и социально-психологических
факторов, влияющих на формирование отклоняющегося
поведения (деятельность учреждений сферы
здравоохранения по своевременной диагностике
патологий внутриутробного развития детей;
решение проблемы занятости досуга детей
и подростков силами учреждений системы
школьного и внешкольного образования).
Именно первичная профилактика (ее своевременность,
полнота и постоянность) является важнейшим
видом превентивных мероприятий в области
предотвращения отклонений в поведении
детей и подростков.
2. Вторичная профилактика - комплекс
медицинских, социально-педагогических
и прочих мер, направленных на работу с
несовершеннолетними, имеющими девиантное
поведение. Основными задачами вторичной
профилактики являются недопущение совершения
подростком более тяжелого проступка,
правонарушения; оказание своевременной
социально-психологической поддержки
подростку, находящемуся в сложной жизненной
ситуации.
3. Третичная профилактика - комплекс
мер социально-психологического и юридического
характера, имеющих целью предотвращение
совершения повторного преступления подростком,
вышедшим из мест лишения свободы.
Кроме того, принято различать профилактику
общую и специальную.
Общая профилактика предполагает
осуществление ряда предупредительных
мероприятий, направленных на предотвращение
возникновения тех или иных проблем в
обозримом будущем ребенка (развитие познавательной
активности ребенка как определенная
гарантия отсутствия проблем в школьном
обучении), либо на предупреждение той
или иной проблемы непосредственно перед
ее возникновением (массовая подготовка
детей к поступлению в школу на базе старших
групп детских садов как профилактика
отклонений в поведении, связанных с кризисом
7 лет - начала обучения).
Специальной профилактикой называется
система мер, направленных на решение
определенной задачи: профилактика девиантного
поведения, профилактика подросткового
суицида и т.п.
На уровне девиантного поведения профилактическую
функцию выполняют институты семьи и школы
в лице родителей, учителей, социальных
педагогов и психологов школы, а также
система внешкольных досуговых учреждений
микросоциума. Суть профилактической
деятельности на данном этапе является
создание для ребенка и подростка условий
и возможностей, с одной стороны, удовлетворять
свои потребности социально положительно
способами, а с другой, своевременно предлагать
квалифицированную помощь в субъективно
сложной для ребенка жизненной ситуации,
могущей стать ситуацией риска.
В отечественной социально-педагогической
науке существует понятие педагогически
ориентированной инфраструктуры
микросоциума (введено В.Г. Бочаровой)
— совокупности функций и ресурсов всех
социальных институтов, организаций и
ведомств конкретной территориальной
единицы (двора, микрорайона, города), направленных
на обеспечение успешной социализации
подрастающего поколения. Формирование
подобной инфраструктуры - одно из самых
перспективных направлений в области
профилактики отклонений в поведении
детей и подростков.
Целью
профилактики должно быть формирование
у несовершеннолетних
«здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих
возможности для реализации личностного
потенциала, также достижение успеха в
профилактике и преодолении раннего формирования
всякого рода зависимостей.
В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы профилактики:
-
комплексность (организация
- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
- позитивность информации;
-
уменьшение негативных
- личностная заинтересованность и ответственность участников;
-
максимальная активность
- устремленность в будущее [8].
Существуют разные формы профилактической работы.
Первая
форма – организация социальной
среды. В ее основе лежат представления
о детерминирующем влиянии
Вторая форма работы – информирование.
Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Третья форма профилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам.
еализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:
-
тренинг устойчивости к
-
тренинг обучения. Основан на
представлении, что девиантное
поведение непосредственно
-
тренинг формирования
Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.
Данная модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.
Четвертая
форма – организация
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - уменьшение негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
В
другом виде формы профилактики представлены:
· организация социальной среды
· информирование
· активное социально-психологическое обучение важным навыкам
Информация о работе Цели, принципы, формы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних