Цели, принципы, формы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:41, контрольная работа

Краткое описание

Одним из самых распространенных следствий нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение отклонений в поведении.

Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».

Файлы: 1 файл

Психология отклоняющегося поведения.doc

— 59.50 Кб (Скачать)
  1. Профилактика  отклоняющегося поведения  у несовершеннолетних
 

Одним из самых распространенных следствий  нарушения либо деформации процесса социализации личности является возникновение  отклонений в поведении.

 
Отклоняющееся поведение - поведение, в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данных обществом поведенческих норм. Синоним понятия «отклоняющееся поведение» является понятие «девиантное поведение».

 
Данная тема была нами выбрана потому, что проблема отклоняющегося поведения  детей и подростков является одним из основных направлений социально-педагогической деятельности. Общественная важность этой проблемы становится особенно очевидна в наше время. Тяжелое экономическое положение страны, большое количество острых социальных проблем привели к серьезным внутренним конфликтам в обществе. Эти процессы особенно остро сказались на подрастающим поколении. Среди этого слоя населения усилился нигилизм, демонстративное поведение, увеличилось количество проявлений жестокости и агрессивности, резко повысился уровень подростковой преступности.

 
Ученые пытаются объяснить истоки и причины отклоняющегося поведения. Таких объяснений несколько. Одни считают, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу и что криминальный тип, в частности, есть результат деградации на более ранних стадиях эволюции (Ч. Ломброзо). Другие связывают девиантное поведение с особенностью строения тела (Э. Кречмер, X. Шелдон), аномалиями половых хромосом (Прайс, Уиткин). Третьи находят психологическое объяснение девиации, обосновывая ее дефектами интеллектуальной сферы, дегенеративностью, слабоумием и психопатией, как бы запрограммированностью отклонений (З. Фрейд).  
 
Следует заметить, что в отечественной психолого-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, которые представляют собой группу повышенного социального риска.  
 
В качестве одной из основных причин возникновения девиации среди детей и подростков многие российские и зарубежные ученые выделяют просчеты школы. Условия риска в школе это, во-первых, функциональная несостоятельность педагога, проявляющаяся в подмене личностно-ориентированного подхода к ребенку деятельностью по контролю за формальным соблюдением учащимися правил внутришкольного поведения, во-вторых, субъективная сложность изучаемого материала для ребенка, вследствие чего он утрачивает интерес к учебе как способу самоутверждения и саморазвития и, в-третьих, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями.

 
С целью предупреждения отклонений в поведении осуществляется комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получившей название профилактика.

 
 
Основой профилактических мер является деятельность, направленная на:

  • создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;
  • осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам;
  • обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка
 

Выделяется  несколько уровней профилактической деятельности:

  1. Решение социально- экономических, культурных и других задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
  2. Меры по педагогической ориентации инфраструктуры микросоциума, направленные на оздоровление микросреды, в которой протекает жизнедеятельность человека.
  3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение отклонений в поведении детей и подростков.

Различают следующие виды профилактической деятельности, первичная, вторичная, третичная.

 
1. Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения (деятельность учреждений сферы здравоохранения по своевременной диагностике патологий внутриутробного развития детей; решение проблемы занятости досуга детей и подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования).  
 
Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.  
2. Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-педагогических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации.  
 
3. Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.  
 
Кроме того, принято различать профилактику общую и специальную.  
Общая профилактика предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка (развитие познавательной активности ребенка как определенная гарантия отсутствия проблем в школьном обучении), либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в школу на базе старших групп детских садов как профилактика отклонений в поведении, связанных с кризисом 7 лет - начала обучения).

 
Специальной профилактикой называется система мер, направленных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового суицида и т.п.  
 
На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а также система внешкольных досуговых учреждений микросоциума. Суть профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.  
 
В отечественной социально-педагогической науке существует понятие педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума (введено В.Г. Бочаровой) — совокупности функций и ресурсов всех социальных институтов, организаций и ведомств конкретной территориальной единицы (двора, микрорайона, города), направленных на обеспечение успешной социализации подрастающего поколения. Формирование подобной инфраструктуры - одно из самых перспективных направлений в области профилактики отклонений в поведении детей и подростков.

2. Цели профилактики  отклоняющегося поведения  несовершеннолетних

Целью профилактики должно быть формирование у несовершеннолетних 
«здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала, также достижение успеха в профилактике и преодолении раннего формирования всякого рода зависимостей.

3. Пинципы профилактики  отклоняющегося поведения

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно выделить следующие принципы профилактики:

- комплексность (организация воздействия  на различных уровнях социального  пространства, семьи или личности);

- адресность (учет возрастных, половых  и социальных характеристик);

- позитивность информации;

- уменьшение негативных последствий;

- личностная заинтересованность  и ответственность участников;

- максимальная активность личности;

- устремленность в будущее [8].

4. Формы профилактики  отклоняющегося поведения  несовершеннолетних

Существуют  разные формы профилактической работы.

Первая  форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления  о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя  на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.

Вторая  форма работы – информирование.

Это наиболее обычное для нас направление  профилактической работы. В форме  лекций, распространении специальной  литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке  воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья  форма профилактической работы –  активное социальное обучение социально-важным навыкам.

еализуется  в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:

- тренинг устойчивости к негативному  социальному влиянию. В ходе  тренинга изменяются установки  на девиантное поведение, формируются  навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить "нет" в случае давления сверстников;

- тренинг обучения. Основан на  представлении, что девиантное  поведение непосредственно связано  с эмоциональными нарушениями.  Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

- тренинг формирования жизненных  навыков. Под жизненными навыками  понимают наиболее важные социальные  умения личности. Прежде всего,  это умение общаться, поддерживать  дружеские связи и конструктивно  разрешать конфликты.

Также это способность принимать на себя ответственность, отстаивать свою позицию, интересы. Важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Данная  модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.

Четвертая форма – организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с  представлением о заместительном эффекте  девиантного поведения, она реализуется  практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.

Пятая форма – организация здорового  образа жизни. Данная форма исходит  из представлений о личной ответственности  за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.

Шестая  форма – активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения  и личностного роста – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - уменьшение негативных последствий  девиантного поведения. Данная форма  используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.

В другом виде формы профилактики представлены: 

·  организация социальной среды

  • социальная реклама
  • политика СМИ

·  информирование

  • лекции
  • беседы
  • распространение литературы

·  активное социально-психологическое обучение важным навыкам

Информация о работе Цели, принципы, формы профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних