Аутогенная тренировка: история развития и психологические аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 07:10, реферат

Краткое описание

Соматическое заболевание — есть результат негативного влияния на организм человека патогенных внешних причин и условий. Еще не так давно подобная опасная точка зрения была весьма распространена. Безусловно, эта концепция не учитывает множество факторов. Энергетический потенциал человека, другими словами, — его реактивность, в значительной степени зависит от функционального состояния нервной системы, психики, особенностей секреторной регуляции и т.д. Безусловно, никто не станет отрицать значимость психогенного влияния на соматическое состояние человека.

Оглавление

Введение
Глава I. Аутопсихотерапия как научная дисциплина
§1.История становления аутопсихотерапии
§2.Основные методы аутопсихотерапи
Глава ll. Аутогенная тренировка в системе методов аутопсихотерапии
§1. Применение аутогенной тренировки в клинической практике
§2. Специализированные приемы, основанные на аутогенной тренировке
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ..doc

— 62.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

Основы  психопрофилактики и психогигиены

 

 

 АУТОГЕННАЯ  ТРЕНИРОВКА: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка V курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва.

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Аутопсихотерапия как научная  дисциплина

§1.История становления  аутопсихотерапии

§2.Основные методы аутопсихотерапи

Глава ll. Аутогенная тренировка в системе методов  аутопсихотерапии

§1. Применение аутогенной тренировки в клинической практике

§2. Специализированные приемы, основанные на аутогенной тренировке

Заключение

Список  литературы

ВВЕДЕНИЕ

Соматическое  заболевание — есть результат  негативного влияния на организм человека патогенных внешних причин и условий. Еще не так давно  подобная опасная точка зрения была весьма распространена. Безусловно, эта концепция не учитывает множество факторов. Энергетический потенциал человека, другими словами, —  его реактивность, в значительной степени зависит от функционального состояния нервной системы, психики, особенностей секреторной регуляции и т.д. Безусловно, никто не станет  отрицать значимость психогенного влияния на соматическое состояние человека. Однако, сами механизмы воздействия психических проявлений на физиологические функции человеческого организма исследованы недостаточно, ученые могут лишь сроить гипотезы о природе таких явлений.

Однако наше здоровье уже сегодня зависит  от того, достаточно ли внимания мы уделяем  себе, умеем ли контролировать защитные механизмы и регуляторные процессы нашего организма.

В этой связи, тема аутогенной тренировки, ее природы и механизмах воздействия, в т.ч. психологических, становится особенно интересной и актуальной.

Многочисленными исследованиями подтверждены чрезвычайно  благотворные эффекты аутогенных тренировок (АГ). Аутотренинг не только нормализует  работу многих функций организма и улучшает метаболизм, но так же помогает избавиться от тревоги и снять эмоциональный дискомфорт.

Представление, что АГ – это новый, полностью  оригинальный и самостоятельный  метод воздействия несколько  ошибочно. Аутогенная тренировка, которую Шульц в 1932 г., позиционировал как самостоятельный метод, по сути есть интегративный метод, удачно совместивший в себе несколько доказанных практикой и научно обоснованных открытий в различных областях психотерапии.

На современном  этапе исследователи пришли к некоторому единомыслию в том плане, что аутогенная тренировка является  классическим методом аутопсихотерапии – отдельной самостоятельной области психотерапии. Аутотренинг Щульца наряду с техниками, разработанными Куэ и Джекобсоном, являются основополагающими методами, оказавшими решающее влияние на формирование и развитие аутопсихотерапии в самодостаточную область знаний.

Аутогенная  тренировка вероятно помогает избавиться от весьма широкого круга проблем  и недомоганий, что и определяет ее распространенность.. Однако наиболее обширными областями применения данного метода остаются клиническая и психогигиеническая.

 

Глава I. Аутопсихотерапия как научная  дисциплина

 

§1.История становления  аутопсихотерапии

 

Аутопсихотерапия  зародилась еще на заре человечества, будучи «народно-эмпирической психотерапией», применяемая, в основном, невнятно бормочущими деревенскими колдуньями, сумела преодолеть длинный и нелегкий путь и преобразилась  теперь в “научно обоснованную аутопсихотерапию”, важную ветвь современной психотерапии. Такого успеха она достигла за счет тех средств и методов, на которых изначально базировалась и которые стали особенно актуальны в наше время:  психологической  аутотерапии и антистрессовой тренировки.

На данном этапе, аутопсихотерапия – является областью классической психотерапии, ее теоретико-методологическую базу составляют научно признанные приемы, упражнения и методы, предназначенные для самостоятельного контролирования индивидуумом своего поведения, снижения  эмоционального дискомфорта и коррекции трудностей в когнитивной сфере. Такие воздейтвия применяются в основним с целью стабилизации позитивных эффектов гетеропсихотерапии, а также для  самопрофилактики психогенных заболеваний, развития более адаптивных моделей поведения и преодоления негативных последствий дистресса.

Аутопсихотерапия исторически  развивалась в тесной связи со становлением классической гетеропсихотерапии. В то время у многих психотерапевтов  спецификой работы было поддержание  лечения, проводимого терапевтом, и предупреждение различных нарушений деятельности центральной нервной системы, возникавщих на психогенной основе. В этой связи психотерапевтам необходимо было разрабатывать особые приемы, упражнения и методы, таким образом, и начался формироваться практико-методический аппарат аутопсихотерапии.

Формированием своего профилактического  раздела аутопсихотерапия во многом обязана педагогической психотерапии и психологии, для которых особенно важным видится улучшение системы  воспитания и обучения, учитывая постулаты превентивной психотерапии, психогигиены, заключающиеся в сохранении и укреплении здоровой психики подопечных; и психопрофилактики, т.е.. предупреждении психических заболеваний.

Но своим рождением  научная аутопсихотерапия обязана  Куэ, именно он в начале ХХ столетия при участии Бодуэна разработал и дал научное обоснование методу, под названием “сознательное активное самовнушение», метод был основан на предположении о том, что человеческое поведение управляются его же воображением и подсознательными влечениями.

В северной Америке в то время был широко распространен  предложенный Мэри Беккер-Эдди религиозно-психотерапевтический метод активного самовнушения. По словам Стефана Цвейга, знаменитого  писателя и историка,  Мери Беккер  предвосхитила учение Куэ о самовнушении. Но также вполне вероятно, что Куэ вдохновило ознакомление с распространяющимся учением Канта о роли воображения в преодолении болезней.

Изначальные теоретические  позиции и положения, на которых  основывалась теория Куэ и Бодуэна, были достаточно слабы и неубедительны, однако их разработка сыграла значительнейшую роль в становлении аутопсихотерапии как науки. Исследовавшие историю формирования психотерапевтической науки В.Е. Рожнов и его коллеги-психотерапевты, признали метод Куэ — моментом, повернувшим историю развития психотерапии, именно он стал вехой, разделившей  психотерапевтические методики на гетерогенные, где врач является источником терапевтического вмешательства и аутогенные, осуществляемые самим клиентом.

Однако на современном  этапе активно применяются рекомендованные Куэ словесные формулировки, являющиеся частью приемов самовнушения, в то время как сама методика активной аутосуггестии используется достаточно редко.

В рамках многих известных  психотерапевтических подходов, прежде всего, с целью поддержания результатов классической психотерапии, разрабатывались и активно применялись упражнения и приемы, основанные на постулатах аутопсихотерапии,  что в значительной  мере пополнило арсенал ее методов. Самый значительный вклад в расширение ее методологического аппарата внесли бихевиоральное, гуманистически-ориентированное и когнитивное  направления психотерапии.

Основатель психоаналитической теории З. Фрейд стал использовать в  своей работе, наряду со стратегиями  научной психотерапии, средства и  приемы аутопсихотерапии, рекомендуя их для прорабатывания травматичных для психики переживаний и разрядки эмоционального напряжения. Тем самым родоначальник психоанализа и его сторонники сыграли значительную роль для развития современной аутопсихотерапии.

Бихевиоральное  направление психотерапии содержит в себе приемы и упражнения аутопсихотерапии, призванные повышать контроль за собственным  поведением, способствующие более адаптивному  проявлению негативных реакций. В поведенческой  терапии подобные стратегии применяются при необходимости сдерживать чрезмерную конфликтность клиентов, для улучшения стрессоустойчивости, повышения уверенности в собственных силах — в таком случае аутопсихотерапия носит скорее профилактический характер, но кроме того методы самовоздействия могут применяться и с целью закрепления результатов бихевиоральной терапии, если клиент склонен к алкогольной или наркологической аддикциям и другим формам девиантного поведения.

 

 

§2. Основные Методы аутопсихотерапи

 

Аутопсихотерапия, как и традиционная психотерапия, по своей сути имеет некий медико-педагогический аспект. Исходя из  классификации психотерапевтических методов Л. Волберга, где в качестве критерия выступали  задачи, методы психотерапии подразделяются на:

  • поддерживающие;
  • переучивающие;
  • реконструктивные.

В едином с Л. Волбергом ключе мыслил и М.М. Кабанов,  говоря, что психотерапия — есть пограничная зона, сочетающая в себе как лечение, так и  воспитание человека. Аутопсихотерапия воспринимается в этом свете — как система целенаправленных поддерживающих и, в определенном смысле, воспитывающих личность воздействий, что выгодно отличает ее от самой психотерапии — в роли целителя и воспитателя выступает сам человек, что уже само по себе может иметь ощутимый терапевтический эффект.

Аутопсихотерапия  в своем арсенале имеет огромнейшее  количество средств психологического воздействия. Эти средства образуют некую систему: самые простые элементы называются приемами, далее идут упражнения – но это не есть просто несколько приемов, каждое упражнение имеет свою суть, цель и способы ее достичь, но все упражнения иногда дополняются приемами. Наконец, аутопсихотерапия обладает наиболее сложными элементами в системе психотерапевтической самопомощи. Методы сложны и  по структуре и в технике применения, так как они состоят из нескольких упражнений или группы взаимосвязанных приемов психотерапевтического самовоздействия.

Методы аутопсихотерапии, на основании разных задач применения, подразделяются на две основные группы - на методы «базисной» и  «поддерживающей  аутопсихотерапии». Таким образом, метод аутогенной тренировки является структурно самой сложной частью аутопсихотерапевтического влияния, но одной из наиболее эффективных. Так, методы аутотренинга, самогипноза и самовнушения рекомендуются практически всем, кто нуждается в психотерапевтической помощи. Однако чтобы в достаточной мере овладеть подобными техниками, недостаточно пройти тренировочные занятия, желательно прохождение курса обучения под руководством психотерапевта.

 

Глава ll. Аутогенная тренировка в системе  методов  аутопсихотерапии

 

§1. Применение аутогенной тренировки в клинической практике

 

В наши дни существуют сотни различных методов психотерапии, но установленных причинно-следственных связей их эффективности значительно  меньше. Аутогенная тренировка, к сожалению, не оказалась исключением – принцип  ее воздействия на организм во многом гипотетичен до сих пор. В этой связи проводить сравнительный анализ различных средств психотерапии представляется в достаточной степени трудноосуществимым. В такой ситуации возникает вопрос: за счет чего же аутогенная тренировка становится все более и более популярной и востребованной.

Аутогенная  тренировка отличается некоторой простота терапевтических приемов, причем во многих случаях сочетающаяся с выраженным положительным эффектом терапевтического воздействия. АГ нормализует работу высшей нервной деятельности, устраняет нервно-эмоциональное напряжение, облегчает вегетативно-сосудистые симптомы. Помимо того, сам характер аутогенного воздействия, то есть вовлеченность личности человека в процесс терапии, благотворнее сказываются на эмоциональном состоянии. Пациент избавлен от психологического дискомфорта  ощущений «немощности» или «обязанности» врачу – это все не может не влиять позитивно на личность больного в целом.

АГ позволяет  достичь высокого уровня саморегуляции, гармонизировать состояние вегетативных функций организма, актуализирует  психофизиологические резервы организма и потенциал личности. Все это  позволяют применять метод во все более и более широких областях клиентов.

Тренированная мышечная релаксация и применяемые на ее фоне аутодидактические и аутосуггестивные техники – является основообразующим элементом АГ. Хотя механизмы вербального ауто- и гетеровоздействия до сих пор почти не изучены. Огромные надежды возлагают психотерапевты на психиатрию, психологию, нейропсихологию и психолингвистику, но ответов, к сожалению,  так и не найдено. 

Исследователями - нейрофизиологами наконец доказана возможность АГ улучшать эмоциональное  состояние через направленного  изменения тонуса мышц (И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский, И.С. Беритов; И. Тасаки, У. Джейкобсон и другие).

Аутогенная  тренировка в последние годы стала  все чаще применяться для терапии  неврозов и пограничных расстройств, а также в целях предоперационной подготовки больных, и во многих других ситуациях.

На данном этапе аутогенная тренировка эффективно используется так же при стенокардии, в психологической и физиологической реабилитации постинфарктных больных, вегетососудистых дистониях, и многих других заболеваниях. Подобную широту применения обеспечивает то, что воздействие имеет очень адаптивный характер, что также выгодно отличает АГ от прочих психотерапевтических методов.

 

§2. Специализированные приемы основанные на аутогенной тренировке

 

Упражнения  на антиципацию. Сущность упражнений состоит в том, что после обычной профессиональной подготовки к волнительным случаям обучаемый в состоянии пассивного бодрствования должен образно представить всю варийную ситуацию в  подробностях, «визуально» отмечая особенности и подробности. Затем обучаемый, побывав таким образом в аварийной ситуации, представляет выход из нее, акцентируя внимание на своих спокойных и уверенных действиях. Такие упражнения ускоряют  опознание подобной ситуации в реальности и снижают накал эмоциональной реакции.

Информация о работе Аутогенная тренировка: история развития и психологические аспекты