Ассессмент-центр. Комплексный метод оценки персонала
Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 13:09, курсовая работа
Краткое описание
Целью моей курсовой работы является более близкое рассмотрение комплексного метода оценки персонала, как одного из наиболее эффективных, справедливых и точных. Также кажется необходимым отметить, что не только компания нуждается в периодической переоценке персонала, но и сами сотрудники, претендующие на повышение в должности или изменение заработной платы в большую сторону, также будут заинтересованы в проведении этой процедуры. На мой взгляд, эта тема очень актуальна на сегодняшний день, и поэтому я выбрала именно её.
Оглавление
1.Введение 3 2.1. Предпосылки и история возникновения комплексного метода оценки персонала 4 2.2 Ассессмент-центр. 6 2.3 Пример работы ассессмент-центра 8 2.4 Проблемы, связанные с оценочными центрами 11 Валидность 11
Цель метода 12
Области применения 12
3. Модификации ассессмент-центра 13 4. Компетенции 14 Заключение 16 Список использованной литературы 17
На испытания отводится от нескольких
часов до 3-х суток: 3-6 часов для оценки
мастеров, один день — для менеджеров
низшего звена, два дня — менеджеров среднего
звена и три — для менеджеров и управляющих
высшего звена.
Применяются три методических
процедуры.
Процедура первая (деловые игры)
1. Выполнение управленческих
действий. На выполнение заданий
отводится два часа. За это
время испытуемый должен ознакомиться
с серий инструкций, деловых бумаг,
приказов и т.д., необходимых для
отдачи распоряжений по вполне
конкретным технологическим и
кадровым вопросам фирмы. По существу,
это — имитация реальной деятельности
менеджера. По завершении работы с испытуемыми
проводится развернутое интервью, с целью
выявления у них организаторских способностей
по конкретной сфере деятельности. Интервью
ведут подготовленные для этого специалисты.
2. Обсуждение проблемы в малой
группе. Часто эту разновидность оценки
называют методом комитетов. Суть ее состоит
в оценке умений испытуемого участвовать
в работе управленческих групп. Тематика
самая разнообразная, но чаще она касается
кадровых вопросов. Так, например, шести
испытуемым ставится задача подобрать
из имеющихся кандидатов одного для заполнения
вакансии. При этом испытуемым ставятся
две задачи: а) подобрать кандидата, который
бы сумел хорошо справиться с работой;
б) приложить максимум усилий для продвижения
своей кандидатуры.
Сначала испытуемые знакомятся
с характером вакансии. Затем выбирают
походящую кандидатуру (для этого готовятся
личные дела кандидатов). Далее каждый
испытуемый в течение 3-4 минут докладывает
свои соображения. После докладов под
руководством инструктора проводится
групповая дискуссия. Она длится 40-50 минут.
Деятельность испытуемых оценивается
в баллах на каждом этапе процедуры.
3. Принятие решений. Группы
испытуемых выступают в роли
управленческих комитетов трех конкурирующих
между собой фирм. Комитеты управляют
фирмами в течение дух лет (представленных
заданием восемью периодами по 30 минут
каждый). За отведенное время испытуемые
принимают решение по ценообразованию,
производству товаров, капитальным вложениям,
кредитам. Их действия тщательно оценивается.
Особое внимание обращается на развитость
навыков работы в группе. Для оценки действий
испытуемых привлекаются эксперты.
4. Доклад разработанного
проекта. Испытуемым ставится задача
разработать план развития какого-то
конкретного аспекта производственной
деятельности. Время на подготовку
плана — 1 час. Затем каждый испытуемый
в течение 10-15 минут докладывает
свой проект двум экспертам. Обычно
это опытные практики, прошедшие
подготовку по процедуре оценки.
5. Подготовка делового
письма. Каждому испытуемому дается
задание подготовить письмо по
какому-нибудь вопросу, связанному
с отказом, отменой решений, высказыванием
нелицеприятной информации. В одном
из заданий требовалось подготовить
письмо по поводу отказа в
зачислении на новый срок работы
директора технического колледжа
фирмы.
Процедура вторая
Заполнение бланков психометрических
тестов, выполнение упражнений по выявлению коммуникативных способностей и заполнение
бланков личностных опросников (в частности шестнадцати факторного
опросника Кеттела).
Процедура третья
«Оценка коллег» - заполнении
специальных бланков по взаимной оценке
в группе испытуемых.
По завершению испытаний на
каждого составляется заключение по поводу
его управленческих способностей, уровня
подготовленности к занятию соответствующей
должности и конкретных направлений по
развитию управленческих навыков. При
этом используется специальная матрица.
На матрице указаны, с одной стороны, качества
и свойства личности которые необходимы
менеджеру, а с другой — оценочные мероприятия,
которые эти качества и свойства выявляют.
Этапы проведения комплексной
оценки персонала на примере компании
http://www.staff-recruit.ru/
Этап
Мероприятие
Комментарий
Сроки проведения
1-й этап
Подготовка программы оценки персонала
Включает работу по определению целей,
сроков, объемов, возможных результатов
оценки. Заканчивается заключением договора
на проведение работы.
1 неделя
2-й этап
Анализ деятельности и формулирование
критериев оценки персонала
Позволяет достичь более глубокого понимания
особенности деятельности оцениваемых
сотрудников, специфики организационной
культуры, и схем взаимодействия, используемых
в организации. Этап заканчивается формированием
списка критериев оценки персонала.
1-2 недели
3-й этап
Конструирование процедур оценки персонала
Позволяет создать организационный план
проведения процедур оценки, сформулировать
требования и ограничения.
4-й этап
Проведение оценки персонала
С целью сбора персональной кадровой
информации.
3 дня
5-й этап
Анализ результатов, оформление материалов
для передачи заказчику
1-2 недели
Проблемы, связанные
с оценочными центрами
Это достаточно дорогостоящий
метод, поскольку для того, чтобы он эффективно
работал, все должно быть очень тщательно
и профессионально подготовлено; кроме
того, следует учитывать специфические
требования компании. В дополнение к этому
большое количество менеджеров, являющихся
оценщиками, прерывают основную работу
и тем самым растрачивают драгоценное
управленческое время.
Утверждается, что личностные
характеристики, исследуемые на примере
выполнения заданий оценочного центра
(многие из которых составлены в психологическом
отношении профессионально) не могут быть
точно измерены даже за три-четыре дня.
Оценщики могут не быть полностью
знакомы с деталями работы, которые должны
будут выполнить успешные кандидаты. Отсюда
- вероятность неверной оценки или оценки
не тех качеств, которые больше всего необходимы
в контексте данной работы.
Оценка личности кандидата
и прочих его характеристик должна неизбежно
нести на себе отпечаток некоторой субъективности
оценщика, в частности, системы ценностей,
которой он руководствуется, принимая
решения и оценивая.
2.3. Валидность
Валидность с английского «соответствие».
На практике это означает соответствие
того, что мы измерили, тому, что хотели
измерить. В ходе ассессмента мы измеряем
успешность данного кандидата на данной
позиции. В этом случае объективным будет
показатель, например, количества продвижений
по карьерной лестнице за несколько лет.
В отделе продаж хорошим показателем может
быть выполнение плана, прибыль, выручка.
Исследователи Британского
психологического общества приводят следующие
данные о валидности методов оценки персонала:
Методы оценки:
Достоверность результатов, %
Центр оценки персонала
65-70
Поведенческое интервью
48-61
Моделирование рабочей ситуации
54
Проверка рекомендаций
23
Традиционное интервью
5-19
Цель метода
Планируя центр оценки, важно
правильно сформулировать цель. Важно
понимать, какие задачи данный инструмент
может решить, а какие нет. Например, два
сотрудника набрали одинаковое количество
баллов в финальном этапе отбора. Но у
одного две компетенции существенно выше
требуемого уровня, а две существенно
ниже (2,2 и 3,5). У второго кандидата показатели
средние – 2,85. Требуемый коэффициент -
2,9. В этом случае должности больше соответствует
второй кандидат.
Итак, цель метода комплексной
оценки персонала – найти не лучшего из
всех оцененных кандидатов, а наиболее
подходящего. Того, кто максимально соответствует
требованиям работы. Именно для этого
нужные компетенции и коэффициенты определяются
до начала отбора кандидатов.
Области применения
ассессмент-центров.
Главная функция ассессмент-центра
– оценка потенциала кандидата при приеме
на работу. Однако, это не единственная
его функция. Метод используют при переоценке
персонала, при планировании внутренних
продвижений и при формировании программ
обучения и развития менеджеров.
Правильно проведенная оценка
персонала мотивирует сотрудников вне
зависимости от того, на сколько успешно
она пройдена. При наличии качественной
обратной связи кандидаты воспринимают
этот отбор как более справедливую и честную
процедуру, нежели интервью. При этом сотрудники
предпочитают, чтобы оценка проводилась
внешними консультантами.
Ассессмент-центр – это мощный
инструмент не только отбора и развития
персонала, но и формирования корпоративной
культуры. Даже если сотрудник, прошедший
комплексную оценку, не получил желаемой
должности, но получил качественную и
справедливую обратную связь – он видит,
что компания справедливо и честно продвигает
сотрудников. У него нет обид. Как известно,
развал начинается изнутри. При подобной
справедливой и честной оценке работы
внутри компании не блуждают противоречивые
негативные настроения. Сохраняются сплоченность
коллектива и здоровая конкуренция.
Ассессмент-центр может служить
инструментом планирования карьеры сотрудников
с высоким потенциалом, его так же можно
применять для оценки эффективности тренинговых
и других программ развития. Кроме того,
использование этой технологии позволяет
добиться преемственности и поддержания
единых бизнес-стандартов в подборе персонала
с большим количеством региональных офисов.
Модификации ассессмент-центра.
Сегодня существует большое
количество модификаций ассессмент-центров.
Наиболее известные – центр оценки и центр
развития.
Их различия:
Терминология. В центре оценки оцениваемых называют кандидатами, а в центре развития – участниками. Слабые стороны - областями для развития.
Компетенции. Кандидатов всегда
оценивают относительно требуемой позиции – той, на
которую они претендуют. В центре развития
участники оцениваются относительно будущих позиций, на вырост.
Набор упражнений. В центре оценки кандидат будет выполнять упражнения, типичные для его позиции. В центре развития участники выполняют упражнения следующей позиции.
Оцениваемые. В центре оценки могут принимать участие как внутренние, так и внешние кандидаты, а в центре развития – только внутренние. Таким образом, оценивая внутренний кадровый резерв, особенно важным представляется создать непринужденную дружелюбную атмосферу, чтобы мотивировать кадровый состав.
Система оценок. В центре оценки она часто бывает менее дробной, например, 0 и 1. В центре развития более дробной, чтобы точнее понять степень отклонений.
Индивидуальная обратная связь
(ИОС). ИОС реже используется в центре оценки
кандидатов и почти всегда - в центре развития.
Использование ИОС в процессе
оценки внутренних участников является
необходимым условием грамотного проведения
комплексной оценки и формирования к ней
позитивного отношения у сотрудников.
Многие сотрудники не развивают личные
компетенции лишь потому, что не знают,
как и за что взяться в первую очередь.
Например, развитие компетенции «оказание
влияния» - это базовая компетенция для
таких компетенций как: «лидерство», «управление
людьми», «развитие подчиненных». Именно
профессиональная и честная обратная
связь помогает сотруднику увидеть свои
слабые стороны и составить план развития,
тогда как отсутствие обратной связи всегда
демотивирует: человек, подвергшийся оценке,
так и не понимает смысла произошедшего,
что является для него двойным стрессом.
Практика показывает, что человек, с которым
не обсуждают его результатов, их не примет.
Также не имеет смысла
представлять отчет о проведенной оценке
в письменном виде, ничего не объясняя.
Оценки необходимо объяснять кандидатам
по нескольким причинам: во-первых, система
оценки по компетенциям не внедрена в
систему среднего и высшего образования
и поэтому не понятна. Во-вторых, однодневная
оценка кажется поверхностной и не вызывает
доверия. В-третьих, наше общество привыкло
к оценке по пятибалльной шкале, и тройка
по компетенциям может легко демотивировать
сотрудника. Отсутствие индивидуальной
обратной связи - грубейшее нарушение
в ходе центра развития, что приводит к
дискредитации всей технологии.
Сегодня также существует ещё
одна разновидность ассессмента – learning
center, или обучающий центр. Из названия
ясно, что главным её направлением является
не отбор, а развитие сотрудников. Мероприятие,
как правило, длится несколько дней и включает
в себя различные упражнения и отработку
новых форм поведения в малых группах.
В конце мероприятия каждый сотрудник
получает развернутую обратную связь
от одного из тренеров и индивидуальный
план развития. Сегодня learning center считается
одной из наиболее эффективных процедур
по развитию компетенций.
Компетенции
Слово «компетенция» происходит
от латинского глагола «Competo» – добиваюсь,
соответствую, подхожу. Впервые термин
«компетентность» в 1973 году использовал
американский психолог Дэвид Макклелланд.
Он написал статью «Тестирование компетентности,
а не интеллекта», где подверг критике
стандартные подходы к оценке профессионализма,
основанные на академических тестах на
способности и знание предмета. Этот метод
отсеивал людей, которые могли бы прекрасно
справляться с работой – например, женщин
или представителей низших социально-экономических
слоев. (Например, выпускник престижного
ВУЗа, которого обеспечивают родители,
может проявлять меньше рвения в работе,
нежели кандидат, остро нуждающийся в
средствах к существованию). Таким образом,
в качестве альтернативы тестированию
интеллекта, Макклелланд предложил тестировать
компетентность. Он искал методы, которые
позволили бы найти компоненты компетентности
и точнее спрогнозировать будущую успешность
кандидатов. Им был разработан метод, который
в дальнейшем получил название – «Интервью
по получению поведенческих примеров».
Человек рассказывает о трех наиболее
выдающихся достижениях и трех самых больших
неудачах на работе за последние полтора
года. По ходу рассказа интервьюер задает
дополнительные вопросы о его чувствах,
намерениях, действиях и роли каждого
участника, а также о конечном результате.
Ответы кодируются и исследуются. Затем
выделяются факторы успешности, которые
отличают поведение выдающихся исполнителей
от средних и слабых.