«Архаичные» формы и методы психологической помощи

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 18:55, статья

Краткое описание

В статье делается обзор методов психологической помощи, которые существовали задолго до появления современной психотерапии. Дается классификация этих методов. Рассматриваются, формулируются коррекционные механизмы, обеспечивающие их эффективность.
Ключевые слова: психологическая помощь, медитация, остановка внутреннего диалога, измененные состояния сознания, парадоксальное воздействие, ритуал инициации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.26 Кб (Скачать)

7. Телесно-ориентированные  методы. В современной психотерапии и консультировании телесно-ориентированный подход занимает уверенную позицию как самостоятельный вариант помощи или в сочетании с психоанализом, а также как отдельный технической прием, например, в гештальт-терапии. Несмотря на целый ряд эвристик в этой области, как на уровне конкретных техник, так и на уровне целостного процесса (В. Райх, А. Лоуэн), можно говорить о фрагментарности подхода, о недостаточной глубине в сравнении с тысячелетним опытом, который предлагает йога.

Йога как телесный и ментальный подход включает в себя все «западные» телесно-ориентированные методы. Для описания изменений, телесных и личностных, используется метафора энергии, которая помогает выразить телесное через личностное и наоборот. Стабилизация (повышение уровня) энергии с помощью дыхания, практики асан, упражнений для равновесия, движений глаз и концентрации взгляда, очистительных практик, медитации приводит к появлению внутреннего равновесия, исчезает внутренне метание. Ситуация перестает восприниматься как проблемная и исчезает, гештальт растворяется в фоне (Айенгар, 1992; Фейдимен, Фрейгер, 2006).

Метафора «стабильная/нестабильная энергия», думаю, может быть проиллюстрирована с помощью детской игрушки юла (волчок). Получив хороший импульс, юла вращается, сохраняя вертикальную позицию. Как только энергия исчерпана, эта стабильная позиция утрачивается, и игрушка начинает заваливаться из стороны в сторону.

Еще одна сторона восточных телесных походов (йога, восточные единоборства, чайная церемония и т.п.) это максимальная концентрация на процессе, на каждом движении, что в свою очередь также приводит к гармонизации внутреннего мира (Григорьева, 1993; Дзякуан, 1991; Уотс, 1993; Фейдимен, Фрейгер, 2006). Опыт такой концентрации может возникнуть у ученика спонтанно, в экстремальных условиях или с помощью учителя, но все же не стоит питать иллюзий по поводу «легкости» пути. В том случае, если уровень энергии низкий, нестабильный, телесная практика, а уж тем более попытки концентрации, будут длительное время вызывать скуку.

8. Сакральная символика. Большинство религиозных традиций используют в ритуалах священные символы: пантеон божеств и святых, их изображения, мандала, янтра и т.п.

Ритуализация религиозных служб в христианской церкви обладает коррекционным потенциалом не столько в силу «процессуальности», так как, возможно, глубокая концентрация на процессе от участников не требуется, сколько в силу символической насыщенности. Символика религиозной службы аппелирует к архетипам коллективного бессознательного,  обеспечивая их объективацию, диалог с ними, а значит и возможность коррекции. Современной аналогией в данном случае являются юнгианский подход, где один из технических приемов – поиск символа вербального или невербального для обозначения архетипа, и организация диалога с этим символом (Юнг, 1998; Бурлачук, 1999).

Экстраполяция внутреннего во внешнее, так чтобы внутренним можно было манипулировать, а значит изменять – один из базовых коррекционных механизмов в современной психотерапии. Он, к примеру, используется в психодраме. Проблемная ситуация, точнее  внутренний контекст клиента, выносится в пространство. Опора на внешние фигуры и манипуляция с ними, позволяет расширить сюжет, выйдя за рамки болезненного тупика, очень тесного ментального события, которое обычно состоит из нескольких фрагментов или фраз и обладает свойством обрываться и возвращаться к началу, т.е. многократно прокручивается без способности к завершению. Вынесение внутренних фигур во внешний мир, позволяет удерживать ситуацию от очередного витка к началу и выйти из замкнутого цикла.

9. Катарсис как метод и как результат мы можем встретить в традициях античного театра, в процессе исповеди, в мистериях и ритуалах, на карнавале. Это может быть индивидуальным переживанием, либо особым коллективным опытом, обозначенным В. Тэрнером как «коммунитас» (Тэрнер, 1983).

Институт исповеди достаточно понятный и распространенный в христианской культуре метод. Рассказ о жизненных трудностях внимательному человеку сам по себе приносит облегчение в переживании психологической проблемы. Катартический эффект выговаривания предполагает также релаксацию, снижение тревоги. Хотя в психоанализе, фрейдовском или юнгианском, катарсис не принято считать результатом терапии, а только лишь промежуточным звеном (Бурлачук, 1999).

Подводя итог, обобщим коррекционные механизмы перечисленных архаичных практик:

  1. Внесение структуры в хаос.

  1. Преодоление кризиса (смена статуса в обрядах инициации, глубокий регресс к коллективному бессознательному в измененном состоянии сознания).

  1. Индукция измененного состояния сознания.

  1. Катарсис, релаксация, снятие напряжения и тревоги.

  1. Переживание сакральности, священности, праздничности в обыденной жизни (карнавал, чайная церемония и т.п.).

  1. Чувство общности с группой, «коммунитас».

  1. Экстраполяция внутреннего во внешнее.

  1. Доступ к бессознательному и воздействие на его феномены. Возможность рефлексии бессознательных процессов (обращение в молитве к сакральным фигурам, экспликация бессознательного).

  1. Нахождение смысла в религиозных ценностях.

  1. Использование ресурсов правого полушария (пространство, целостность, синтез).

  1. Выход за рамки дискурсивно-логического мышления, остановка внутреннего диалога. Процессуальная невербальная целостность, способность удерживать полярности, в отличие от вербальной двойственности.

  1. Дистанциирование от ситуации. Способность находиться в позиции наблюдателя по отношению к проблемной ситуации.

Таким образом, в процессе анализа архаичных методов психологической помощи, были выделены следующие группы: медитативная практика, парадоксальные приемы, метафорическая коммуникация, трансовая коммуникация, ритуалы инициации, герменевтические процедуры, телесно-ориентированные методы, сакральная символика, катарсис. Эффективность данных методов связана с целым рядом коррекционных механизмов, которые используются обычно более глубоко в сравнении с аналогами в современной психотерапии. Вопрос интеграции всей системы методов в психологическую практику, тем не менее, автором работы не поднимается, т.к. профессиональное сопровождение проблемных ситуаций в этом случае потребует не только специальной рефлексии, но и специального ментального опыта, а значит специального обучения. И, возможно, стоит присоединиться к тем психологам-психотерапевтам, которые предпочитают разделять психотерапию и духовный путь

 


Информация о работе «Архаичные» формы и методы психологической помощи