Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 22:24, курсовая работа
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов.
Введение
Глава 1.
1.1.Понятие о темпераменте
1.2.Исторический обзор учений о темпераменте
1.3.Физиологические основы темперамента
1.4.Психологическая характеристика типов темперамента
Глава 2.
2.1.Методики
Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего реагирует медленно; неразговорчив, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных, новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и замедленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», «стопор», растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т.п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности (требуется более длительный отдых). Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, встревожен, у него могут возникать невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.
Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью. но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под воздействием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т.е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
Темперамент - это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Существует также и другая система типов темпераментов человека. Это так называемые доминирующие инстинкты. Они представлены семью типами.
Эгофильный: с раннего детства отличается повышенной осторожностью. Для него характерны: «симбиоз» с матерью (не отпускает мать ни на миг, проявляет невротические реакции, если приходиться расставаться), склонность к страхам нетерпимость к боли, тревожность в отношении нового и неизвестного, склонность к консерватизму, недоверчивости, подозрительности, мнительности.Их кредо: «Безопасность и здоровье превыше всего! Жизнь одна, и другой не будет». Но при дисгармонии формируется эгоцентричность и тревожная мнительность, отрицание изменений и любого риска..
Генофильный. (от лат. genus - род.): «я» заменяется понятием «мы». Уже в детстве фиксированность на семье приводит к нервно-психическим расстройствам, если в семье разлад. Люди такого типа тонко улавливают ухудшение самочувствия своих близких, очень отзывчивы. Кредо таких людей: «Мой дом - моя крепость! Интересы семьи превыше всего». При неблагоприятных обстоятельствах формируется тревожная личность с фокусированием тревоги на детях, семье.
Альтруистический:уже в детстве для него характерны доброта, эмпатичность, щедрость. Он понимает состояние людей, готов поделиться последним. Не может ударить человека даже в ответ. Такие люди имеют кредо «Доброта спасет мир, доброта превыше всего!» Насилие над другими людьми переживает тяжелее, чем над собой. Предпочитаемый цвет - синий.
Исследовательский:у людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути. Он огорчает родителей тем, что разбирает на части все, что может разобрать, задает вопрос «почему?» чаще других, ставит эксперименты. Вначале его интересует все, но затем происходит сужение интересов. Это увлеченные творческие люди.
Доминантный: с раннего детства наблюдается стремление к лидерству и наличие качеств истинного лидера: умение организовывать, оставить цель, проявить волю для ее достижения. Это очень мужественные люди, с логикой мышления, критичностью, ответственностью, способностью выделить главное. Но в общении и деловых контактах для них характерна ориентация на лидеров и пренебрежение к слабым. Склонны учитывать интересы всего коллектива. Их кредо: «Дело и порядок превыше всего».
Либертофильный (от лат. libertas - свобода.): уже в колыбели дитя этого типа резко протестует против того, чтобы его пеленали, долго удерживали в кроватке. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа характерно отрицание авторитетов. Характерны терпимость к боли, лишениям и стремление к самостоятельности. Рано проявляется тенденция: «Мой дом - это весь мир»; склонность покидать отчий дом. В поведение проявляется упрямство, авантюризм, оптимистичность. Характерна склонность к перемене мест работы, образа жизни, нетерпимость к рутине. Кредо таких людей «Свобода превыше всего». Предпочитаемые цвета - желтый, красный.
Дигнитофильный (от
лат. dignitas - достоинство.):уже в раннем возрасте
человек этого типа способен уловить иронию,
насмешку и абсолютно нетерпим к любой
форме унижения. В детстве с ним можно
договориться только лаской. В отстаивание
своих прав может поступиться многим.
Его кредо «Честь превыше всего». Чуток
к фамильной чести. Предпочитаемые цвета
- зеленый и серый.
Глава 2
1.1.Методики
Тесты для определения способностей человека и прогнозирования его поведения применяли с давних пор. В прошлом веке английский ученый Ф. Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч различных тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника, до его искренности.
Методика 1.Формула темперамента
1.Автор А.Белов.
2. Цель работы: с помощью опросника темперамента определить доминантный и субдоминантный тип темперамента.
3. Ход работы: Отметьте знаком «+» те качества в «паспорте» темперамента, которые для вас обычны, повседневны.
4.Обработка результатов:
1.Подсчитывается количество плюсов по каждым 20-ти вопросам: 2. Далее по формуле подсчитывается доминантный и субдоминантный типы темперамента:
Фт=(Х Ах÷А*100%) + (С Ас÷А*100%) + (Ф Аф÷А* 100%) + ( М Ам÷А * 100%)
где: Фт – формула темперамента, Х- холерический темперамент, С – сангвинический темперамент, Ф – флегматический темперамент, М – меланхолический темперамент, А – общее число плюсов по всем типам, Ах – число плюсов в «паспорте холерика», Ас - число плюсов в «паспорте сангвиника», Аф - число плюсов в «паспорте флегматика», Ам - число плюсов в «паспорте меланхолика». Высчитываете % соотношение каждого типа.
Данные записываются по рангу: на первое место ставится тип темперамента (доминантный), имеющего самую большую величину (%) и т.д. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим, если 30 – 39% - то качества данного типа выражены достаточно ярко, если 20-29%, то качества данного типа выражены средне, если 10-19%, то качества данного темперамента выражены в малой степени.
Методика 2. Изучение свойст темперамента
1.Автор Смирнов
2.Цель работы:исследовать особенности проявления свойств темперамента и их степень выраженности.
3.Процедура проведения:
4.Обработка результатов:
Свойства
Темперамента |
Ответы “да” | балл | Ответы “нет” | Балл |
1. Экстраверсия | 1, 7, 13, 19, 25, 31, 37 | 3 | ||
4, 43 | 2 | 2 | 1 | |
2. Ригидность | 8, 26, 32 | 3 | 37 | 2 |
2, 14, 20, 38, 44 | 2 | 19, 46 | 1 | |
3.Эмоциональная возбудимость | 15, 21, 33, 39, 45 | 3 | ||
3, 9 | 2 | |||
27 | 1 | |||
4. Темп реакций | 4, 16, 28 | 3 | ||
10, 22, 34. 40, 46 | 2 | |||
17, 29, 37 | 1 | |||
5. Активность | 5,11,17,23,29,35,41,47 | 3 | 38 | 1 |
10 | 1 | |||
6. Искренность | 30, 36, 42, 48 | 3 | ||
6, 12 | 2 | |||
18, 25, 24 | 1 | 23 | 1 |
Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента
Экстраверсия | Ригидность | Эмоц.возбуд. | Темп реакций | Активность |
22 – 26
оч. высокая 17 - 21 высокая 12 - 16 средняя 7 - 11 высокая 0 - 6 оч. Высокая |
16 - 23
оч.высокая 12 - 15 высокая 7 - 11 средняя 3 - 6 высокая 0 - 2 оч. Высокая |
18 - 20
оч. высокая 14 - 17 высокая 8 - 13 средняя 4 - 7 высокая 0 - 3 оч. высокая |
20 - 22
оч. быстрый 14 - 19 быстрый 9 - 13 средний 5 - 8 медленный 0 - 4 оч. медл.. |
24 - 26
оч. высокая 21 - 23 высокая 14 - 20 средняя 9 - 13 низкая 0 - 8 оч. низкая |
Интроверсия | Пластичность | Эмоц.уравнов | Темп реакций | Активность |
Информация о работе Анализ психологической структуры темперамента личности