Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:37, реферат
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Факультет практической психологии.
Анализ
отношений в паре
Выполнил: Чирьев Александр
Одним
из наиболее распространенных в наши
дни видов аффектов является стресс.
Он представляет собой состояние
чрезмерно сильного и длительного
психологического напряжения, которое
возникает у человека, когда его
нервная система получает эмоциональную
перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность
человека, нарушает нормальный ход
его поведения. Стрессы, особенно если
они часты и длительны, оказывают
отрицательное влияние не только
на психологическое состояние, но и
на физическое здоровье человека. Они
представляют собой главные «факторы
риска» при проявлении и обострении
таких заболеваний, как сердечнососудистые
и заболевания желудочно-
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
Психическая
адаптация является сплошным процессом,
который, наряду с собственно психической
адаптацией (то есть поддержанием психического
гомеостаза), включает в себя ещё
два аспекта: а) оптимизацию постоянного
воздействия индивидуума с
Цель данной работы – рассмотреть концепцию стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром.
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс, называется «стрессором».
Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей гибкости. НЛП внесло огромный вклад в решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития вашей способности справляться со стрессом.
Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующие в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые – ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройства внимания, изменения поведения в состоянии стресса).
Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря
процессу адаптации достигается
сохранение гомеостаза при взаимодействии
организма с внешним миром. В
этой связи процессы адаптации включают
в себя не только оптимизацию функционирования
организма, но и поддержание
Психическую
адаптацию рассматривают как
результат деятельности целостной
самоуправляемой системы, подчёркивая
при этом её системную организацию.
Но при таком рассмотрении картина
остаётся не полной. Необходимо включить
в формулировку понятие потребности.
Максимально возможное
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Таблица 1. Диагностика организационного стресса
Модуль профессии | Содержание работы | Возможные организационные стрессоры |
Менеджер по работе с персоналом – знание психологических особенностей профессии | изучает личный состав организации и ее подразделений, установленную документацию по учету кадров, связанную с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, а также расстановку работников, их деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей руководителей | Вызывающее
стресс поведение других сотрудников
Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики |
Психолог – знание физиологических особенностей | проводит совместно
с физиологом (эргономистом) обследования
индивидуальных качеств работников,
особенностей их трудовой деятельности,
связанных с профессиональным подбором,
проверкой психологических |
Вызывающее стресс поведение других сотрудников |
Социолог – знание социальной ситуации внутри организации | разрабатывает
мероприятия по наиболее актуальным
вопросам и проблемам социального
характера с указанием |
Недоступность необходимых для работы ресурсов |
«Менеджер»: SWOT – анализ организационного стресса:
Работник | |
Сильные
стороны
Высокий профессиональный уровень кадров Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить сплоченный профессиональный коллектив Многоступенчатая система обучения |
Слабые
стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня |
Возможности
Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря
части профессионального |
Организационная среда |
«Психолог»: SWOT – анализ организационного стресса
Работник | |
Сильные
стороны
Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система обучения Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в организации |
Слабые
стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня |
Возможности
Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря
части профессионального |
Организационная среда |
«Социолог»: SWOT – анализ организационного стресса
Работник | |
Сильные
стороны
Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система обучения Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива Передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов в организации |
Слабые
стороны
Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня |
Возможности
Эффективная система контроля качества труда |
Угрозы
Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря
части профессионального |
Организационная среда |
Разработка возможной
Таблица 2
Вид стрессора | Способы профилактики на уровне | |
работника | организации | |
Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента | Осознанное отношение к управлению стрессами в профессиональной деятельности менеджера, психолога, социолога | Принципы организации эффективного самоуправления |
Отсутствие профессионального общения | Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкий уровень мотивации | Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом | Развитие управленческой компетентности менеджеров |
Низкая оргкультура | Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать | Умение конструктивно
критиковать.
Умение адекватно воспринимать критику |