Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:37, реферат
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.
Факультет практической психологии.
Анализ 
отношений в паре  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: Чирьев Александр
     Одним 
из наиболее распространенных в наши 
дни видов аффектов является стресс. 
Он представляет собой состояние 
чрезмерно сильного и длительного 
психологического напряжения, которое 
возникает у человека, когда его 
нервная система получает эмоциональную 
перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность 
человека, нарушает нормальный ход 
его поведения. Стрессы, особенно если 
они часты и длительны, оказывают 
отрицательное влияние не только 
на психологическое состояние, но и 
на физическое здоровье человека. Они 
представляют собой главные «факторы 
риска» при проявлении и обострении 
таких заболеваний, как сердечнососудистые 
и заболевания желудочно-
В переводе с английского стресс – это давление, нажим, напряжение, а дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.
     Психическая 
адаптация является сплошным процессом, 
который, наряду с собственно психической 
адаптацией (то есть поддержанием психического 
гомеостаза), включает в себя ещё 
два аспекта: а) оптимизацию постоянного 
воздействия индивидуума с 
Цель данной работы – рассмотреть концепцию стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром.
 
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нанесенный вашему организму в ответ на ваш жизненный опыт. Причиной этого вреда является реакция вашего организма на события, а не сами события. Само событие, вызвавшее стресс, называется «стрессором».
Трудно сказать, что представляют собой стрессоры, потому что у каждого они свои. Что вызывает стресс у одного, может для другого оказаться пробой сил. Какие события и переживания наверняка будут вызывать стресс? Те, с которыми вы не сможете справиться, или, если оставаться в рамках физической метафоры, те, которые вызывают у вас деформации, превышающие предел вашей гибкости. НЛП внесло огромный вклад в решение проблемы управления стрессом. Оно сместило фокус внимания с внешнего стрессора на вашу реакцию и предложило ряд практических способов развития вашей способности справляться со стрессом.
Общие объективные и субъективные характеристики всех структурных уровней слагают как бы устойчивое ядро этого состояния, присутствующие в различных (по причине, продолжительности, индивидуальному своеобразию) его разновидностях. Часть из них (объективные характеристики физиологического уровня) отражает самые глубокие сдвиги в организме. Для стресса, например, комплекс неспецифических физиологических сдвигов различных уровней: биохимических (повышение концентрации адреналина, стероидных гормонов в крови), морфологических (увеличение коркового слоя надпочечников, инволюция вилочковой железы, возникновение язв желудочно-кишечного тракта) и др., выделенный и изученный Г. Селье, получил название общего адаптационного синдрома. Остальные общие характеристики (субъективные и объективные) более высоких уровней связаны с физиологическими сдвигами. Первые являются самыми ранними сигналами их в сознании человека (ощущение напряжения в состоянии стресса), а вторые – ближайшим следствием их (нарушение двигательной координации, вегетативные реакции, расстройства внимания, изменения поведения в состоянии стресса).
Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.
Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
     Благодаря 
процессу адаптации достигается 
сохранение гомеостаза при взаимодействии 
организма с внешним миром. В 
этой связи процессы адаптации включают 
в себя не только оптимизацию функционирования 
организма, но и поддержание 
     Психическую 
адаптацию рассматривают как 
результат деятельности целостной 
самоуправляемой системы, подчёркивая 
при этом её системную организацию. 
Но при таком рассмотрении картина 
остаётся не полной. Необходимо включить 
в формулировку понятие потребности. 
Максимально возможное 
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Таблица 1. Диагностика организационного стресса
| Модуль профессии | Содержание работы | Возможные организационные стрессоры | 
| Менеджер по работе с персоналом – знание психологических особенностей профессии | изучает личный состав организации и ее подразделений, установленную документацию по учету кадров, связанную с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, а также расстановку работников, их деловые качества с целью подбора их на замещение вакантных должностей руководителей | Вызывающее 
  стресс поведение других сотрудников
   Высокий уровень стресса у руководителя Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента Личностные характеристики  | 
| Психолог – знание физиологических особенностей | проводит совместно 
  с физиологом (эргономистом) обследования 
  индивидуальных качеств работников, 
  особенностей их трудовой деятельности, 
  связанных с профессиональным подбором, 
  проверкой психологических  | 
  Вызывающее стресс поведение других сотрудников | 
| Социолог – знание социальной ситуации внутри организации | разрабатывает 
  мероприятия по наиболее актуальным 
  вопросам и проблемам социального 
  характера с указанием  | 
  Недоступность необходимых для работы ресурсов | 
«Менеджер»: SWOT – анализ организационного стресса:
|   Работник  | |
| Сильные 
  стороны
   Высокий профессиональный уровень кадров Эффективная кадровая политика, позволяющая сохранить сплоченный профессиональный коллектив Многоступенчатая система обучения  | 
  Слабые 
  стороны
   Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня  | 
| Возможности
   Эффективная система контроля качества труда  | 
  Угрозы
   Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря 
  части профессионального   | 
| Организационная среда | |
 
«Психолог»: SWOT – анализ организационного стресса
|   Работник  | |
| Сильные 
  стороны
   Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система обучения Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов в организации  | 
  Слабые 
  стороны
   Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня  | 
| Возможности
   Эффективная система контроля качества труда  | 
  Угрозы
   Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря 
  части профессионального   | 
| Организационная среда | |
«Социолог»: SWOT – анализ организационного стресса
|   Работник  | |
| Сильные 
  стороны
   Высокий профессиональный уровень кадров Многоступенчатая система обучения Консультация руководителей организаций по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива Передовой отечественный и зарубежный опыт работы социологов в организации  | 
  Слабые 
  стороны
   Нехватка средств на проведение профессиональной переподготовки кадров Разработка системы мотивации персонала для повышения образовательного уровня  | 
| Возможности
   Эффективная система контроля качества труда  | 
  Угрозы
   Недостаточное материальное стимулирование профессионального коллектива Конкуренция со стороны других организаций Потеря 
  части профессионального   | 
| Организационная среда | |
 
     
Разработка возможной 
Таблица 2
| Вид стрессора | Способы профилактики на уровне | |
| работника | организации | |
| Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента | Осознанное отношение к управлению стрессами в профессиональной деятельности менеджера, психолога, социолога | Принципы организации эффективного самоуправления | 
| Отсутствие профессионального общения | Умение планировать и определять приоритеты в профессиональной деятельности | Развитие управленческой компетентности менеджеров | 
| Низкий уровень мотивации | Самоанализ своего стиля поведения и деятельности в аспекте управления стрессом | Развитие управленческой компетентности менеджеров | 
| Низкая оргкультура | Умение управлять эмоциями и эффективно их выражать | Умение конструктивно 
  критиковать.
   Умение адекватно воспринимать критику  |