Альтернативные неформальные способы разрешения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:47, контрольная работа

Краткое описание

Цельюкурсовой работы является разработка теоретических основ управления конфликтными ситуациями в социальных группах и организациях.
Задачи: - Выделить основные концептуальные подходы к изучению конфликтных ситуаций, уточнить социологическое содержание конфликтной ситуации в современной организации;
- Классифицировать основные детерминанты конфликтного взаимодействия в организации, отражающие особенности социального поведения;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Природа возникновения конфликтных ситуаций ………………….……………4
1.1 Понятие конфликтной ситуации, её сущность ………………………………...4
1.2 Виды конфликтных ситуаций …………………………………...……………...9
1.3 Причины возникновения конфликтных ситуаций …………………………...12
1.4 Динамика конфликтной ситуации…………………………………………....14
1.5 Последствия конфликтных ситуаций …………………………………………17
2 Процесс управления конфликтными ситуациями……………………………...19
2.1 Модель процесса конфликта…………………………………………………..19
2.2 Прогнозирование и предупреждение конфликтных ситуаций ……………...212.3Стратегии поведения в конфликтной ситуации ……………………………...24
2.4 Разрешение конфликта руководителем……………………………………….28
3 Альтернативные неформальные способы разрешения конфликтов…………..30
Заключение ………………………………………………………………...……….34
Список использованных источников……………………………...………………35

Файлы: 1 файл

1. Реферат конфликты.docx

— 121.02 Кб (Скачать)

Одной из самых популярных и широко используемых как в бизнесе, так и в переговорной сфере, является концепция Tомаса-Киллмена, в которой выделяются пять основных способов человеческого поведения в конфликтной ситуации:

1)  избегание,

2)  соперничество,

  1. приспособление,
  2. компромисс,
  3. сотрудничество.

Основанием для выделения указанных способов поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов (ось У) и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов (ось X)(рисунок 2).

1. В начале осей находится нулевая точка, в которой не происходит удовлетворение ничьих интересов. Эта точка соответствует способу избегания или ухода. Такой способ означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов для ее разрешения. Этот способ можно использовать, когда:

- возникшая проблема не столь важна для вас;

- вы чувствуете себя неправым или предчувствуете правоту другого человека;

- вы толком не знаете, что предпринять;

- вы взаимодействуете со сложным (или властным) человеком;

- вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или, быть может, заручиться чьей-то поддержкой.

Очевидно, что избегание может быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Возможно, при вашем нежелании участвовать в конфликтной ситуации она разрешится сама собой. Или вы ей займетесь позже, когда будете к этому готовы.

Однако нередки случаи, когда избегание может приводить к эскалации конфликтной ситуации, так как проблема не решается и интересы участников конфликтной ситуации остаются неудовлетворенными. В результате вполне разрешимая поначалу ситуация порой превращается в неразрешимую.


 

 

Сотрудничество



Соперничество



 

 

 

Компромисс



 

 

 

 

Избегание



Приспособление



 

 

 

Рисунок 2 – Модель способов поведения в конфликте (по К. Томасу и Р. Килменну)

Примечание – Источник: [3, с. 24, рисунок 7.1]

2. Вертикальная ось выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интересов партнера. Чем выше по этой оси расположена точка, тем большему упорству в стремлении добиться максимального удовлетворения своих интересов она соответствует. Такая линия поведения получила название соперничества. Соперничество позволяет добиваться необходимого результата, стимулирует развитие, способствует прогрессу. В ряде ситуаций наличие соперничества является их движущей силой и сутью, например, спортивные соревнования, артистические состязания, многие случаи устройства на работу, поступления в учебное заведение по конкурсу и др.

Использование данного способа оправдано, если:

- исход очень важен для вас;

- вы обладаете достаточным авторитетом и уверены, что предлагаете наилучшее решение;

- решение необходимо принять быстро;

- вы знаете, что у вас нет иного выбора или вам нечего терять.

В то же время соперничество требует приложения всех сил, что может приводить к истощению, болезни. Соперничество, как правило, нарушает отношения между людьми, причем не только между непосредственными конкурентами. У активно и постоянно конкурирующего человека часто просто не хватает сил на личные отношения. Баланс сил может измениться, и тогда бывшие проигравшие будут стремиться не поддержать, а «утопить» прежнего победителя. Соперничество создает искушение выиграть любой ценой, вплоть до применения нечестных и жестких методов. Склонность к соперничеству можно считать важнейшей характерологической чертой. В таком случае соперничество выбирается автоматически, без долгих раздумий, просто как естественная реакция на неблагоприятное воздействие.

3. Горизонтальная ось, направленная по нарастанию уступчивости оппоненту, демонстрирует способ приспособления к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Чем большее значение по оси X имеет точка, тем сильнее проявляется тенденция уступить требованиям партнера.

Вы можете использовать данный способ, если:

- самое главное для вас – сохранить добрые отношения;

- вы понимаете, что правда не на вашей стороне;

- у вас мало шансов победить;

- итог важнее для другого, чем для вас.

Уступки могут демонстрировать добрую волю и служить позитивной поведенческой моделью для оппонента. Нередко уступка становится переломным моментом в напряженной ситуации, меняющим ее течение на более конструктивное.

Однако приспособление может сослужить и плохую службу. Оно может быть воспринято оппонентом как проявление слабости и привести к эскалации его давления и требований. Мы можем обмануться, ожидая ответных уступок со стороны оппонента. В конце концов, приспосабливаясь, мы не достигаем желаемого результата и не удовлетворяем свои интересы.

4. В центральной части пространства между осями располагается множество точек возможного компромисса. Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение каждой из сторон наполовину.

Компромисс оправдан, когда:

- конфликтующие стороны имеют взаимоисключающие интересы (другие подходы оказались неэффективны);

- вас может устроить временное решение, вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

- удовлетворение собственных интересов не столь важно для вас;

- важно сохранить отношения с партнером.

Иногда компромисс является единственно возможным и наилучшим мирным вариантом разрешения проблемы. Каждая из сторон получает что-то, устраивающее ее, вместо того, чтобы продолжать войну и, возможно, потерять все.

Однако компромисс часто служит лишь временным выходом, поскольку ни одна из сторон не удовлетворяет свои интересы полностью, и основа для конфликтной ситуации сохраняется. Неслучайно компромисс называют вариантом разрешения конфликтной ситуации типа «проигрыш-проигрыш». Если же компромисс не является равным для обеих сторон, а одна из них уступает больше, чем другая, то риск возобновления конфликта становится еще выше.

5. Еще один способ поведения  в конфликтной ситуации выражается точками, имеющими одновременно высокие значения координат Х и Y. Это – сотрудничество. Оно отличается стремлением достигнуть максимально возможного удовлетворения и своих интересов, и интересов партнера. Зачастую люди считают такой вариант очень желательным, но в конфликтной ситуации совершенно нереальным. Однако во многих случаях ситуация только кажется тупиковой. И является такой до тех пор, пока каждый из оппонентов выдвигает требования, которые явно находятся в противоречии с требованиями другого, и не ищет иных вариантов удовлетворения своих интересов. В отличие от компромисса для сотрудничества необходим переход от отстаивания своих позиций к более глубокому уровню, на котором обнаруживаются совместимость и общность интересов. Сотрудничество представляет собой вариант разрешения проблемы типа «выигрыш-выигрыш».

Этот стиль рекомендуется использовать, если:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон;

- вы имеете длительные и взаимозависимые отношения со своим партнером;

- у вас есть время поработать над возникшей проблемой.

Сотрудничество привлекательно не только прочностью разрешения проблемы, но и партнерским характером отношений в ходе разрешения конфликтной ситуации и на перспективу. Это единственный способ выхода из конфликтной ситуации, который позволяет одновременно достичь искомого результата и не нарушить отношений между партнерами. Успешное сотрудничество способствует улучшению отношений и желанию продолжать взаимодействие в будущем.

Этот способ требует усилий обеих сторон в поиске вариантов разрешения конфликтной ситуации, равно устраивающих оппонентов, а также достаточно больших временных затрат. Если конфликтующие стороны не прилагают должных усилий и предпочитают не тратить время на сотрудничество и, возможно, решают проблему с позиций силы, не исключено, что в дальнейшем они будут вынуждены потратить гораздо больше средств, времени, нервов на преодоление возникших последствий (например, на судебное разбирательство).

В то же время сотрудничество не всегда возможно, в таком случае вполне оправдан поиск компромисса.

Ни один из вышеприведенных способов поведения в конфликтной ситуации нельзя однозначно назвать «хорошим» или «плохим». Каждый из них может быть оптимальным и обеспечивает наилучший эффект в зависимости от конкретных условий возникновения и развития конфликтной ситуации. В то же время именно сотрудничество в наибольшей степени соответствует современным представлениям о конструктивном долгосрочном взаимодействии между людьми.

Выбирая способ своего поведения в конфликтной ситуации, целесообразно в каждом конкретном случае исходить из того, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и сохранение хороших отношений с оппонентом, с другой. Если ни то, ни другое не представляет большой ценности, видимо, оптимальным будет уход. Если результат принципиально важен, а отношения не являются значимыми, стоит добиваться своего с помощью соперничества. Если важнее всего отношения, то, возможно, лучше уступить (приспособление). Если же и отношения, и результат существенно важны, то стоит приложить усилия и потратить время на достижение сотрудничества.

Человек, способный продемонстрировать разные формы поведения — от настойчивости, жесткости до великодушия и гибкости, будет восприниматься с уважением, с ним действительно будут считаться. Большинство людей склонны использовать лишь один-два из описанных выше пяти способов поведения в конфликтных ситуациях[3, с. 24-29].

Пять способов разрешения конфликтных ситуаций могут быть сведены к трем основным стратегиям:

  1. Стратегия подавления – представлена способом «соперничество».
  2. Стратегия уступки – представлена способами «избегание» и «приспособление».
  3. Стратегия решения проблемы – представлена способами «компромисс», «сотрудничество».

 

 

2.4 Разрешение конфликтной ситуации руководителем

 

 

Управление конфликтными ситуациями, возникающими в организации, является составной частью общего процесса управления.

Разумеется, руководитель может использовать свою власть для разрешения конфликтной ситуации. Однако при этом не исключено, что руководитель не сможет быть достаточно объективным. Во-первых, руководитель имеет определенное видение своих подчиненных, не исключающее субъективизма и неточностей. Нередко руководитель оценивает своих подчиненных односторонне (например, насколько точно они выполняют его указания). Это вряд ли поможет понять мотивы конфликтующих и найти подлинную причину конфликтной ситуации.

Во-вторых, руководитель может быть лицом, чьи интересы эта конфликтная ситуация в той или иной мере затрагивает. Это еще больше усиливает его субъективизм, препятствуя взвешенной оценке конфликтной ситуации.

Если руководитель заинтересован лишь в скорейшем завершении конфликтной ситуации, он постарается, что называется, «погасить» конфликтную ситуацию. Реально конфликтная ситуация не разрешается и становится своеобразной «миной замедленного действия», однако от руководства дальнейшее развитие конфликтной ситуации скрывается. И влиять на конфликтную ситуацию оказывается невозможно.

Нередко руководитель, как показывает опыт, усугубляет конфликтную ситуацию, вносит в нее дополнительное напряжение. Можно назвать широко распространенные приемы обострения ситуации:

• беспрекословные распоряжения: «Не пререкайтесь, а выполняйте...»;

• угрозы: «Если вы не сделаете это, то...»;

• упреки: «Вам следовало об этом подумать заранее...»;

• давление: «Я же вам об этом сколько раз говорил...»;

• нежелание признавать свои ошибки в сложившейся ситуации или правоту подчиненного: «Нет, вы не правы...» и т.п.

Вряд ли такой стиль взаимодействия с подчиненными приведет к конструктивному завершению конфликтной ситуации.

Управление конфликтной ситуацией должно быть нацелено не только на то, чтобы регулировать ее протекание, не допуская, чтобы она превратилась в склоку со всеми ее деструктивными последствиями, но и на то, чтобы найти наиболее подходящие меры для разрешения конфликтной ситуации, выбрать время и способы воздействия.

В практике управленческой деятельности используются разнообразные способы, с помощью которых руководитель разрешает конфликтные ситуации между своими подчиненными. Вот некоторые из них:

  • руководитель выслушивает обоих конфликтующих и выносит решение по вопросу, вызвавшему спор между ними;
  • приглашает конфликтующих к себе, предлагает им высказаться и побуждает конфликтующих самим прийти к мирному соглашению;
  • предлагает конфликтующим выступить на общем собрании, где после обсуждения принимается решение по поводу того, как завершить конфликт;

• «разводит» агрессивно настроенных участников конфликтной ситуации по разным подразделениям[3, с. 52-60].

Безусловно, не во всех организациях конфликтные ситуации разрешаются с помощью руководителя. Существуют организации, где обращение к руководству в подобных случаях осуждается. Тогда тем более можно рекомендовать обращение к посреднику-конфликтологу, чья помощь позволит существенно снизить цену выхода из конфликтной ситуации. Посредник-конфликтолог имеет специальную подготовку и владеет технологией ведения переговоров в конфликтной ситуации. Весьма желательно, чтобы подобные функции мог выполнять менеджер по персоналу.

Информация о работе Альтернативные неформальные способы разрешения конфликтов