Агрессия у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуализация: успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения.
Гипотеза: мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ _____________________________ 4
1.1. ПРИРОДА АГРЕССИИ _________________________________ 4
1.2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ _____________ 9
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ __14
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 14
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 18
2.4.АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ______ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Агрес.повед.у детей и подрост..docx

— 43.16 Кб (Скачать)

 

 Основная цель подобных  компаний — поиск примитивных  удовольствий и развлечений. С  отдельными взрослыми могут поддерживать  доверительные отношения. Родители обычно знают о роли антисоциальной группы в поведении ребенка и сожалеют о его привязанности к ней.

 

Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросления повышается риск конфликта  с законом, так как правонарушения становятся более серьезными. Наиболее тяжелым исходом расстройства поведения  является формирование в подростковом возрасте диссоциального расстройства личности с последующем снижением адаптации.

2.4. АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА  ДЕВИЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

 

Многочисленные исследования показывают, что взаимосвязь между  девиантным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение может быть следствием подражания. В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины.

 

Для определения меры ответственности  и вида наказания важно различать  патологическую и непатологическую формы агрессивного поведения. Непатологическая форма, как правило, характеризуется  негрубой выраженностью расстройств  поведения и способностью к компенсации  в благоприятных условиях. Патологическая же агрессия, напротив, связана с  качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных  болезненными изменениями психической  деятельности и их динамикой.

 

Подростки с асоциальной  агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и  более непосредственно выражают свою агрессию (особенно дома). Неспособность  устанавливать позитивные отношения  с отцом оказывается одним  из решающих факторов формирования у мальчиков антиобщественной направленности.

 

 Агрессивные подростки,  нарушающие общественные нормы  и законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых  могут оказаться в эмоциональной  зависимости. Они менее доброжелательно  относятся к сверстникам, часто  смешивают секс и агрессию, практически  не чувствуют вину за агрессивное  поведение. Они во многом напоминают  маленьких детей, чьи импульсы  подчиняются больше внешним, а  не внутренним ограничениям. Такие  подростки действуют практически  во вред себе, потому что в  результате своих действий еще  более лишаются привязанностей  и попадают под жесткий контроль  представителей власти, к которым  не испытывают ни доверия, ни  уважения [6].

 

Социопатическая личность испытывает доминирующую потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться, как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности. Уровень социальной адаптации при этом может быть различным, но холодность, агрессия и жестокость становятся постоянными личностными характеристиками.

 

Чтобы чувствовать себя бодро  и хорошо, социопатическая личность нуждается в резком, более «встряхивающем» опыте. «Особая конституция» может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально приемлемому поведению, их невозможность получать удовольствие от обычных для других вещей — музыки, природы, хорошей работы.

 

Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств. В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Родители могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются глубоко вовлечены в демонстрацию силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.

 

Психологическую неоднородность самой группы «антисоциальная личность» подтверждает выделением в ней нескольких диагностических подгрупп.

 

1.    Собственно антисоциальное расстройство личности характеризуется, прежде всего, тяжелой патологией Супер-эго. Это неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособность эмоционально привязываться (даже к животным); отношения, основанные на эксплуатации людей; лживость и неискренность; слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспособность следовать жизненному плану.

 

2.    Если собственно  антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый «злокачественный нарциссизм». Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство «Я»), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте

 

3.    Далее, антисоциальное поведение (в основном пассивно-паразитического типа) может встречаться в структуре просто нарциссического расстройства личности, с преобладанием неспособности к длительной глубокой привязанности. Оно может проявляться в форме сексуальных аддикций, безответственности, эмоциональной или финансовой эксплуатации других.

 

4.   Следующая группа  включает в себя антисоциальное поведение при других — ненарциссических — расстройствах личности (инфантильное, истероидное и др.).

 

5.    В случае невротического  расстройства личности антисоциальное поведение происходит из бессознательного чувства вины, что нередко может выглядеть как личная драма.

 

6.    Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подросткового бунтарства, нарушения адаптации, влияние окружения, облегчающего перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.

 

7.   Наконец, это  могут быть диссоциальные реакции некритичная адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным поведением.

 

Можно заключить, что агрессивное (девиантное) поведение детей и подростков является одной из наиболее значимых проблем современной семьи. Агрессивное поведение детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей. Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков также выступает актуальной проблемой детских образовательных учреждений, где чаще всего является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или на агрессивное поведение самих педагогов.

 

Таким образом, агрессивное  поведение детей и подростков является не однородным феноменом, а  имеет различные негативные формы  в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих  его возникновение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В этой курсовой мы рассмотрели  сущность самого понятия «агрессия», согласно различным подходам психологии, природу и специфику агрессии. Так же были рассмотрены некоторые  особенности детской и подростковой агрессии: возрастные особенности агрессивного поведения, причины непатологической агрессии детей и подростков, биологические  факторы предрасположенности к  агрессивному поведению, глава агрессия, как девиантное поведение. В курсовую так же включен исследование, цель которого выявить к каким формам агрессии предрасположены подростки с учетом полового различия. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.     Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

 

2.     Бандура А.  Подростковая агрессия. Изучение  влияния семейных отношений. М., 1999.

 

3.     Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

 

4.     Берулова Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.

 

5.     Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

 

6.     Васильев  Н.Н., Васильева Е.А. Технологии  профессионального общения. Ярославль, 2000

 

7.     Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис… на соиск уч. ст. д-ра психол. наук, М., 1985.

 

8.     Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998.

 

9.     Ковалев П.А.  Возрастно-половые особенности отражения  в сознании структуры собственной  агрессивности и агрессивного  поведения: автореф. дис… на соиск. уч. степ. канд. пс. н.,СПб., 1996.

 

10. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс: Универс, 1994

 

11. Мак-Вильмс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.

 

12. Масагутов Р.М. Детская подрастковая агрессия. Уфа: УГНТУ, 2002.

 

13. Платонова Н.М. Агрессия  у детей и подростков.-СПб.: Речь,2004-336с

 

14. Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий: дис. канд. психол. наук. М.,1998.

 

15. Сафуанов Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотиваций/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.

 

16. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков// Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2002.

 

17. Фрейд З. Введение  в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.


Информация о работе Агрессия у детей и подростков