Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
Актуализация: успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения.
Гипотеза: мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной.
ВВЕДЕНИЕ
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ _____________________________ 4
1.1. ПРИРОДА АГРЕССИИ _________________________________ 4
1.2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ _____________ 9
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ __14
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 14
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 18
2.4.АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ______ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
Основная цель подобных
компаний — поиск примитивных
удовольствий и развлечений. С
отдельными взрослыми могут
Течение расстройства неблагоприятно, по мере взросления повышается риск конфликта с законом, так как правонарушения становятся более серьезными. Наиболее тяжелым исходом расстройства поведения является формирование в подростковом возрасте диссоциального расстройства личности с последующем снижением адаптации.
2.4. АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Многочисленные исследования показывают, что взаимосвязь между девиантным поведением личности и агрессией неоднозначна. Агрессивное поведение может быть следствием подражания. В других случаях агрессивное противоправное поведение может быть невротически обусловлено, например, если оно мотивируется сильной тревогой и неосознаваемым чувством вины.
Для определения меры ответственности
и вида наказания важно различать
патологическую и непатологическую
формы агрессивного поведения. Непатологическая
форма, как правило, характеризуется
негрубой выраженностью расстройств
поведения и способностью к компенсации
в благоприятных условиях. Патологическая
же агрессия, напротив, связана с
качественными изменениями
Подростки с асоциальной
агрессией существенно
Агрессивные подростки,
нарушающие общественные нормы
и законы, не доверяют окружающим,
избегают ситуаций, в которых
могут оказаться в
Социопатическая личность испытывает доминирующую потребность ощущать власть над другими. Это может проявляться, как стремление влиять на людей, манипулировать ими, «подняться» над ними. Многие авторы отмечают, что данный характер связан с базовой неспособностью к человеческой привязанности. Уровень социальной адаптации при этом может быть различным, но холодность, агрессия и жестокость становятся постоянными личностными характеристиками.
Чтобы чувствовать себя бодро и хорошо, социопатическая личность нуждается в резком, более «встряхивающем» опыте. «Особая конституция» может объяснять постоянное стремление таких людей к острым ощущениям, их сниженную способность воспринимать педагогическое воздействие и обучаться социально приемлемому поведению, их невозможность получать удовольствие от обычных для других вещей — музыки, природы, хорошей работы.
Для семей антисоциальных личностей в целом нетипично понимание и проговаривание своих чувств. В то время как большинство из нас используют слова для выражения собственной личности, социопатические личности применяют их для манипуляции. Родители оказываются неспособными отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Родители могут также бессознательно проявлять неповиновение и ненависть к авторитетам, с возмущением реагируя на ситуацию, когда педагоги или кто-то еще ограничивают поведение их ребенка. В целом родители оказываются глубоко вовлечены в демонстрацию силы, а социопат имеет серьезные затруднения в обретении самоуважения нормальным путем через переживание любви и гордости своих родителей.
Психологическую неоднородность самой группы «антисоциальная личность» подтверждает выделением в ней нескольких диагностических подгрупп.
1. Собственно антисоциальное расстройство личности характеризуется, прежде всего, тяжелой патологией Супер-эго. Это неспособность к ощущению вины и раскаяния; неспособность эмоционально привязываться (даже к животным); отношения, основанные на эксплуатации людей; лживость и неискренность; слабость суждений и неспособность учиться на жизненном опыте; неспособность следовать жизненному плану.
2. Если собственно антисоциальное расстройство не выявлено, может иметь место так называемый «злокачественный нарциссизм». Он проявляется в типичном нарциссическом расстройстве личности (грандиозность, превосходство «Я»), характерологически укорененной агрессии (садизме к другим или направленной на себя), параноидальных тенденциях и убежденности в собственной правоте
3. Далее, антисоциальное поведение (в основном пассивно-паразитического типа) может встречаться в структуре просто нарциссического расстройства личности, с преобладанием неспособности к длительной глубокой привязанности. Оно может проявляться в форме сексуальных аддикций, безответственности, эмоциональной или финансовой эксплуатации других.
4. Следующая группа включает в себя антисоциальное поведение при других — ненарциссических — расстройствах личности (инфантильное, истероидное и др.).
5. В случае невротического
расстройства личности
6. Антисоциальное поведение можно рассматривать и как часть симптоматического невроза в форме подросткового бунтарства, нарушения адаптации, влияние окружения, облегчающего перевод психических конфликтов в антисоциальное поведение.
7. Наконец, это могут быть диссоциальные реакции некритичная адаптация к социальной подгруппе с антисоциальным поведением.
Можно заключить, что агрессивное (девиантное) поведение детей и подростков является одной из наиболее значимых проблем современной семьи. Агрессивное поведение детей и подростков тесно связано с чрезвычайно распространенным использованием агрессии родителями в процессе воспитания детей. Кроме того, агрессивное поведение детей и подростков также выступает актуальной проблемой детских образовательных учреждений, где чаще всего является реакцией на непонимание педагогами интересов ребенка или на агрессивное поведение самих педагогов.
Таким образом, агрессивное поведение детей и подростков является не однородным феноменом, а имеет различные негативные формы в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В этой курсовой мы рассмотрели
сущность самого понятия «агрессия»,
согласно различным подходам психологии,
природу и специфику агрессии.
Так же были рассмотрены некоторые
особенности детской и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.
2. Бандура А.
Подростковая агрессия. Изучение
влияния семейных отношений. М.
3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
4. Берулова Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога. М., 2003.
5. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.
6. Васильев
Н.Н., Васильева Е.А. Технологии
профессионального общения.
7. Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис… на соиск уч. ст. д-ра психол. наук, М., 1985.
8. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 1998.
9. Ковалев П.А.
Возрастно-половые особенности
10. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс: Универс, 1994
11. Мак-Вильмс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Класс, 1998.
12. Масагутов Р.М. Детская подрастковая агрессия. Уфа: УГНТУ, 2002.
13. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков.-СПб.: Речь,2004-336с
14. Ратинова Н.А. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных действий: дис. канд. психол. наук. М.,1998.
15. Сафуанов Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотиваций/ под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
16. Слотина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков// Автореферат дисс. на соискание уч. ст. канд. психол. наук. СПб., 2002.
17. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.