Агрессия у детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуализация: успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения.
Гипотеза: мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ _____________________________ 4
1.1. ПРИРОДА АГРЕССИИ _________________________________ 4
1.2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ _____________ 9
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ __14
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 14
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 18
2.4.АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ______ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Агрес.повед.у детей и подрост..docx

— 43.16 Кб (Скачать)

 

Физиологическая основа контроля за агрессией связана с лимбической системой и корой головного мозга. Контроль основных влечений и эмоций осуществляется благодаря действию нейромедиаторов лимбической системы. Если их функция ослаблена, то человек неспособен сдерживать агрессивные побуждения. Повреждения лобной доли коры оказывают сходное действие, т. к. ослабляются социальные навыки. С позиций прогноза агрессивного поведения, у подростков имеют значение черепно-мозговые травмы, которые обусловливают импульсивность поведения, вспышки насилия и трудность обучения новым формам реагирования.

 

В качестве индивиуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).

 

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. В целом фрустрация —  весьма распространенное явление, и  люди существенно различаются по способности справляться с ней.

 

Склонность к антисоциальному поведению связана с такими базовыми чертами личности, как экстраверсия, психотизм (независимость), нейротизм (эмоциональная неуравновешенность), добросовестность, сговорчивость, враждебность, импульсивность, склонность к риску, самооценка и уровень интеллекта.

 

Люди с высокими оценками психотизма, по тесту Айзенка, агрессивны, недисциплинированны, жестоки, невнимательны к потребностям и чувствам других, импульсивны и не склонны к сотрудничеству. Они проявляют безрассудную смелость, предпочитают все необычное, не испытывают чувства вины. Психотизм усиливает все неблагоприятные влияния на личность, в том числе роль семейного неблагополучия и бедности.

 

Экстраверты, предпочитающие внешние впечатления одиночеству, часто томятся от скуки, испытывают сенсорный голод, ищут новых острых ощущений. Экстраверсия толкает на преступления, которые выступают как средство испытать себя и выйти победителем в рискованной деятельности. Такая мотивация более характерна для подростков и молодых людей.

 

Кроме того, агрессивное  поведение свойственно вспыльчивым, обидчивым, мстительным людям. Нередко  криминальное насилие и нарушения  поведения в общественных местах мотивированы скрытой местью. Злость и неудовлетворенность проявляются  в любых ситуациях, особенно при  ограничении свободы административными  нормами. При застревающем аффекте  мстительность может стать чертой характера. Возбудимость и демонстративность также способствуют агрессии [14].

 

На личностном уровне агрессивные  преступления совершаются асоциальными, конформными, агрессивными личностями, а также социально неблагополучными людьми с неразвитой системой социальных взаимодействий. Антисоциальные ценности как устойчивые надситуативные мотивы связаны с характерологическими чертами агрессора и, как правило, основаны не только на асоциальном воспитании, но и на пограничных психофизиологических отклонениях. Садистические действия не вызывают у представителей данной группы укоров совести и негативного самоотношения. Вменяемость представителей этой группы не нарушена, а интеллект достаточно развит, чтобы осознавать значение собственных насильственных действий.

 

Н.А.Ратинова назвала непосредственную реализацию асоциальных ценностей смысловой агрессией. Эту группу составляют в основном лица с истерической, возбудимой, эпилептоидной и мозаичной психопатией и — реже — психически здоровые [13].

 

Значительная доля агрессивных  преступлений совершается под влиянием групповых воздействий. Обвиняемые часто характеризуются ведомостью, подчиненностью лидеру. В этих случаях  агрессор снимает с себя личную ответственность  за свои действия, неосознанно делегируя  ее субъективно значимому авторитету. Частичная идентификация с лидером  сопровождается подчинением ему  и восприятием прямого контроля над собой как законного.

 

Наиболее существенными  личностными особенностями криминальных агрессоров являются психопатия в сочетании  с низким уровнем интеллекта [11].

 

В то же время специалист должен осознавать, что для большинства  людей нормально и естественно  испытывать агрессию, поскольку она  является видовой характеристикой. Запретить и искоренить агрессивные  импульсы нельзя. Но возможно и необходимо предотвратить деструктивные агрессивные  действия. Ведущая цель психологической  работы — повышение индивидуальной способности управления личностной агрессией.

 

2.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ  И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

 

2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

Характер агрессивного поведения  во многом определяется возрастными  особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.

 

Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах  гнева, переживаемых младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности  недостаточно учитываются. Хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую  любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным  брату или сестре.

 

Адаптируясь к требованиям  детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ).

 

Пик неуступчивости мальчиков  и девочек приходится на 2 года, а  пик агрессивности — на 3 года. Если у ребенка закрепились агрессивные  привычки, то после 13 лет скорректировать  их более проблематично.

 

Поведение ребенка существенно  зависит от эмоционального климата  в семье, прежде всего от отношений  с матерью. Матери малышей, сильно привязанные  к детям, отличались отзывчивостью, теплотой, чутко реагировали на крик и потребности ребенка. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует у него склонность к вспышкам гнева, а впоследствии трудности в социальной адаптации [4].

 

В целом детская агрессивность  является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности  в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются  многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает  к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления  страха может стать направление  агрессии на самого себя.

 

Для детей дошкольного  возраста наиболее характерными были такие формы агрессии, как порча  игрушек, швыряние предметов, эпизодическое  грубое обращение с животными, пассивно-агрессивные  реакции протеста, неуступчивость и  повышенное упрямство. У детей младшего школьного возраста более частыми  становились агрессивные хобби  и случаи вербальной агрессии.

 

В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению  к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк.

 

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость  от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая  подростковая группа имеет свои ритуалы  и мифы, поддерживаемые лидером. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.

 

Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным  поведением и девиациями.

 

Можно заключить, что агрессивное  поведение в целом для детского и подросткового возраста — достаточно обычное явление. Более того, в  процессе социализации подростка агрессивное  поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

 

Смысложизненная концепция школьников 6-11-х классов с агрессивными проявлениями отличается бедностью и своеобразием ценностных ориентации, более низким уровнем сформированности смысложизненных ориентации, тенденцией к экстернальному локусу контроля; предпочтение материальных ценностей по сравнению с неагрессивными сверстниками, для которых характерна выраженность ценности «счастливой семейной жизни».

 

Неагрессивные подростки  старших классов выбирают ценности профессиональной самореализации (интересная работа, развитие), а агрессивные  — индивидуальные ценности (материально  обеспеченная жизнь, свобода, развлечения, уверенность в себе). Ценность «наличие хороших и верных друзей» является значимой только для агрессивных  подростков. Ценность счастливой семейной жизни не является значимой для агрессивных  девочек среднего и старшего школьного  возраста, тогда как в группах  неагрессивных девочек и агрессивных  мальчиков она занимает второе место  по значимости после ценности здоровья. Следовательно, увеличение уровня развития смысложизненных ориентации личности способствует снижению уровня агрессивных проявлений подростков, снижению уровня «обиды на весь мир».

 

В современной психологии развитие смысложизненной концепции у ребенка рассматривается в двух аспектах — когнитивном и мотивационном, в связи, с чем необходимо целенаправленное воспитание, разъяснение проблем и принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы; широкое включение собственного опыта личности, ее деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства, привычки. Следовательно, особенно важно в подростковом возрасте проводить лекции, диспуты на морально-этические темы; тренинги по профилактике и коррекции социальных норм взаимодействий, в том числе, как будущих семьянинов, с ранних лет целенаправленно развивать родительские чувства, чувство ответственности за будущее потомство, формировать образ будущей матери как наивысочайшую ценность, равно как и образ семьи.

2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ  АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Большинство исследователей дивиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э.Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усиливаются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р.Мертон показал, что источником агрессивности является для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая работу, образование и др. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственно доступными им средствами.

 

В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для  развития недисциплинированности ребенка  является плохое поведение и судимость  родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного  поведения - это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся  поведением. Однако положительное отношение  к школе, нетерпимость к дивиантности, хорошее отношение со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного

 

 Негативизм является  нормальной чертой детского поведения,  особенно в возрасте 1,5-2 лет. Он  становится патологическим, если  фиксируется в дальнейшем поведении  ребенка. До начала полового  созревания это расстройство  встречается у мальчиков чаще, чем у девочек. После начала  пубертатного периода одинаково  часто наблюдается у юношей  и девушек.

 

Родители негативистически настроенного ребенка чрезмерно озабочены контролем над поведением подрастающего поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты являются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызывающее поведение — это способ адаптации ребенка к чрезмерным родительским требованиям.

 

Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для ребенка его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения могут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при сочетании высокой конституциональной способности к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за самостоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения поведенческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством контроля родительского поведения по отношению к себе.

При социализированном расстройстве поведения наблюдается групповая делинквентность. Правонарушения, воровство, прогулы школы совершаются сплоченной группой сверстников. Обычно имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с взрослыми, представителями власти. У многих подобных подростков конформность выражена с детства. Здесь большую роль играют слабость и неустойчивость волевой сферы, приводящая к слепому копированию стиля поведения окружающих. При этом выбирается наиболее легкий путь, не требующий усилий. В младенческом возрасте и раннем детстве обычны теплые отношения с матерью. Проблемное поведение проявляется преимущественно в антисоциальной среде вне дома. По отношению к компании сверстников лояльны: не порицают и не доносят на них.

Информация о работе Агрессия у детей и подростков