Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:16, курсовая работа
Актуализация: успешная профилактическая работа по предупреждению детской и подростковой агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения.
Гипотеза: мальчики демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а девочки - косвенной и вербальной.
ВВЕДЕНИЕ
1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ _____________________________ 4
1.1. ПРИРОДА АГРЕССИИ _________________________________ 4
1.2. СПЕЦИФИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ _____________ 9
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ __14
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 14
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 18
2.4.АГРЕССИЯ, КАК ФОРМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ______ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРА
Физиологическая основа контроля за агрессией связана с лимбической системой и корой головного мозга. Контроль основных влечений и эмоций осуществляется благодаря действию нейромедиаторов лимбической системы. Если их функция ослаблена, то человек неспособен сдерживать агрессивные побуждения. Повреждения лобной доли коры оказывают сходное действие, т. к. ослабляются социальные навыки. С позиций прогноза агрессивного поведения, у подростков имеют значение черепно-мозговые травмы, которые обусловливают импульсивность поведения, вспышки насилия и трудность обучения новым формам реагирования.
В качестве индивиуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению).
Другой особенностью, влияющей
на агрессивное поведение
Склонность к антисоциальному поведению связана с такими базовыми чертами личности, как экстраверсия, психотизм (независимость), нейротизм (эмоциональная неуравновешенность), добросовестность, сговорчивость, враждебность, импульсивность, склонность к риску, самооценка и уровень интеллекта.
Люди с высокими оценками психотизма, по тесту Айзенка, агрессивны, недисциплинированны, жестоки, невнимательны к потребностям и чувствам других, импульсивны и не склонны к сотрудничеству. Они проявляют безрассудную смелость, предпочитают все необычное, не испытывают чувства вины. Психотизм усиливает все неблагоприятные влияния на личность, в том числе роль семейного неблагополучия и бедности.
Экстраверты, предпочитающие
внешние впечатления
Кроме того, агрессивное
поведение свойственно
На личностном уровне агрессивные
преступления совершаются асоциальными,
конформными, агрессивными личностями,
а также социально
Н.А.Ратинова назвала непосредственную реализацию асоциальных ценностей смысловой агрессией. Эту группу составляют в основном лица с истерической, возбудимой, эпилептоидной и мозаичной психопатией и — реже — психически здоровые [13].
Значительная доля агрессивных
преступлений совершается под влиянием
групповых воздействий. Обвиняемые
часто характеризуются
Наиболее существенными
личностными особенностями
В то же время специалист
должен осознавать, что для большинства
людей нормально и естественно
испытывать агрессию, поскольку она
является видовой характеристикой.
Запретить и искоренить агрессивные
импульсы нельзя. Но возможно и необходимо
предотвратить деструктивные
2.ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Характер агрессивного поведения
во многом определяется возрастными
особенностями. Каждый возрастной этап
имеет специфическую ситуацию развития
и выдвигает определенные требования
к личности. Адаптация к возрастным
требованиям нередко
Психоаналитические
Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать несъедобное. Причем эти действия совершаются импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ).
Пик неуступчивости мальчиков
и девочек приходится на 2 года, а
пик агрессивности — на 3 года.
Если у ребенка закрепились
Поведение ребенка существенно зависит от эмоционального климата в семье, прежде всего от отношений с матерью. Матери малышей, сильно привязанные к детям, отличались отзывчивостью, теплотой, чутко реагировали на крик и потребности ребенка. Жестокое обращение и халатное выполнение материнских функций приводит к сильным страданиям младенца и формирует у него склонность к вспышкам гнева, а впоследствии трудности в социальной адаптации [4].
В целом детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления страха может стать направление агрессии на самого себя.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерными были такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно-агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. У детей младшего школьного возраста более частыми становились агрессивные хобби и случаи вербальной агрессии.
В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе.
Таким образом, отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями.
Можно заключить, что агрессивное поведение в целом для детского и подросткового возраста — достаточно обычное явление. Более того, в процессе социализации подростка агрессивное поведение имеет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.
Смысложизненная концепция школьников 6-11-х классов с агрессивными проявлениями отличается бедностью и своеобразием ценностных ориентации, более низким уровнем сформированности смысложизненных ориентации, тенденцией к экстернальному локусу контроля; предпочтение материальных ценностей по сравнению с неагрессивными сверстниками, для которых характерна выраженность ценности «счастливой семейной жизни».
Неагрессивные подростки
старших классов выбирают ценности
профессиональной самореализации (интересная
работа, развитие), а агрессивные
— индивидуальные ценности (материально
обеспеченная жизнь, свобода, развлечения,
уверенность в себе). Ценность «наличие
хороших и верных друзей» является
значимой только для агрессивных
подростков. Ценность счастливой семейной
жизни не является значимой для агрессивных
девочек среднего и старшего школьного
возраста, тогда как в группах
неагрессивных девочек и
В современной психологии развитие смысложизненной концепции у ребенка рассматривается в двух аспектах — когнитивном и мотивационном, в связи, с чем необходимо целенаправленное воспитание, разъяснение проблем и принципов морали в общем виде или на конкретных примерах жизни, литературы; широкое включение собственного опыта личности, ее деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства, привычки. Следовательно, особенно важно в подростковом возрасте проводить лекции, диспуты на морально-этические темы; тренинги по профилактике и коррекции социальных норм взаимодействий, в том числе, как будущих семьянинов, с ранних лет целенаправленно развивать родительские чувства, чувство ответственности за будущее потомство, формировать образ будущей матери как наивысочайшую ценность, равно как и образ семьи.
2.2. ПРИЧИНЫ НЕПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Большинство исследователей дивиантного поведения детей и подростков считают, что их агрессия обусловлена средовыми факторами. Так, Э.Дюркгейм обосновал, что преступность и другие формы отклоняющегося поведения усиливаются в условиях социальной дезорганизации, при резких изменениях в обществе, когда ослабевает нормативный контроль. В теории аномии (отчуждения) Р.Мертон показал, что источником агрессивности является для некоторых социальных групп общественно ценных благ, включая работу, образование и др. Следовательно, дети-преступники являются не больными, а жертвами социального устройства. Их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственно доступными им средствами.
В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии рассматривается педагогическая запущенность. Социальным фоном для развития недисциплинированности ребенка является плохое поведение и судимость родителей, частая смена ими работы. Личностные факторы риска проблемного поведения - это низкая самооценка, отчаяние и наличие друзей с отклоняющимся поведением. Однако положительное отношение к школе, нетерпимость к дивиантности, хорошее отношение со взрослыми и сверстниками способствуют просоциальному поведению даже в случае низкой самооценки и семейного
Негативизм является
нормальной чертой детского
Родители негативистически настроенного ребенка чрезмерно озабочены контролем над поведением подрастающего поколения, упрямы, обладают пассивно-агрессивными чертами личности. Во многих случаях дети-негативисты являются нежеланными. Следовательно, оппозиционно-вызывающее поведение — это способ адаптации ребенка к чрезмерным родительским требованиям.
Психодинамические теории относят появление расстройства к возрасту, для которого типичен конфликт между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, эмансипации. Негативизм и неконформность могут быть дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Оппозиционное поведение внешне утверждает для ребенка его автономность, сохраняя при этом бессознательную уверенность в том, что оно усилит внимание к нему родителей, в котором он все еще нуждается. Черты оппозиционности поведения могут быть следствием болезненной разлуки в раннем возрасте. Кроме того, расстройство может возникать также при сочетании высокой конституциональной способности к самоутверждению и эмоциональной незрелости родителей, которую они пытаются компенсировать авторитарностью по отношению к ребенку. В этом случае борьба ребенка за самостоятельность может стать устойчивой стратегией защиты от любого посягательства на его автономию. С точки зрения поведенческой теории оппозиционное расстройство является привычным ответом на указания родителей, средством контроля родительского поведения по отношению к себе.
При социализированном расстройстве
поведения наблюдается