Такова должна быть адаптация сотрудника? 
Того ли вы желали, принимая его на работу? 
Чтобы его, как пел герой кинофильма 
«засосало в опасную трясину»? 
Так происходит почти всегда, если 
не в 100% случаев, то в 95% и во всех предприятиях 
общепита, в которых не поставлен 
тотальный контроль за временем пребывания 
сотрудника на предприятии. Рассмотрим 
этот тезис подробнее. 
 
 
 
 
 
 
 
Сам процесс адаптации производственного 
персонала – это не просто введение 
нового человека в трудовой коллектив, 
это - по сути, презентация работнику 
системы ценностей предприятия, 
его корпоративной культуры, целей 
и задач, правил поведения, стандартов 
и политик компании. Зарубежные сетевые 
(и не только) предприятия общепита 
уделяют процессу адаптации персонала 
огромное внимание. Не случайно, в западной 
управленческой культуре есть такие 
понятия, как coach, tutor, supervisor (тренер, 
наставник, попечитель). Основа западного 
подхода к адаптации в индустрии питания 
– институт наставничества. Наставничество 
реализует две основные задачи управления 
производственным персоналом:  максимально 
быстрое, правильное и четкое освоение 
сотрудником своих профессиональных обязанностей 
и  помощь в психологическом «присвоении» 
сотрудником нового предприятия, коллектива, 
новой философии трудовой деятельности.
Поддержание позитивного морально-психологического 
климата в коллективе  - тема отдельного 
рассмотрения. В большинстве случаев – 
это лишь часть  (пусть и в высшей степени 
важная) процесса создания условий для 
достижения нужного предприятию результата. 
Климат в коллективе способствует стабильности 
кадрового состава, повышению производительности 
труда, улучшению качественных показателей 
в работе. При этом, часто упускается из 
виду главная задача адаптации сотрудника 
– правильное и четкое освоение профессиональных 
обязанностей и нацеливание последнего 
на процесс развития и совершенствования 
профессиональных компетенций.
Адаптация – это обучение и контроль. 
Обучение новому и контроль результатов. 
Таким образом, адаптация – это 
процесс обучения сотрудника, который 
длится от двух недель до двух-трех месяцев. 
 В советских ПТУ и учебно – курсовых комбинатах 
существовала замечательная должность 
«мастер производственного обучения». 
Такие специалисты часто работали и в 
штате крупных трестах и объединениях 
общественного питания. Эти специалисты 
имели производственное освобождение 
и отвечали исключительно за профессиональные 
компетенции работников. Они проводили 
производственное обучение с отрывом 
и без отрыва на производстве. В современной 
западной ресторанной индустрии такую 
функцию всегда выполняет су-шеф ресторана 
или сам шеф-повар. Профессиональная адаптация 
позволяет сотруднику усвоить и овладеть 
следующими навыками и знаниями:
- особенности приготовления блюд 
и изделий согласно правилам 
и требованиям предприятия;
- содержательные элементы программы 
контроля качества на предприятии;
- особые требования к личной 
гигиене и производственному 
процессу;
- особенности осуществления производственного 
материального учета в процессе 
работы;
- применение новых технологий 
обработки продуктов питания;
- правила соблюдения стандартов, 
процедур и политик предприятия;
- ведение производственного документооборота 
в установленном порядке;
- правила внутреннего распорядка 
и трудовой дисциплины;
- политика о неразглашении в 
компании и соблюдение правил 
безопасности (физической и информационной);
- соблюдение правил безопасности 
жизнедеятельности на предприятии;
- этика поведения в коллективе 
и правила субординации в компании;
- другие.
Правильная адаптация сотрудника 
невозможна без контроля за всеми этапами 
его введения в процесс работы. Она также 
невозможна без наличия соответствующей 
производственной и корпоративной культуры 
среди старичков. Процесс интеграции одного 
слаженного коллектива в другой, «проблемный» 
коллектив (или наоборот) хорошо описан 
в книге «Педагогическая поэма» Макаренко, 
описывающего работу с воспитанниками 
колоний им. Горького и им. Дзержинского.
Никакая программа адаптации невозможна, 
если абсолютно все сотрудники производства 
не являются носителями определенной 
культуры, привитой им ранее и принятой 
коллективом. В процессе адаптации 
каждый сотрудник должен понять, что 
его время, оплачиваемое предприятием 
должно быть использовано эффективно 
на 100%, ситуация, когда для нового 
повара или кондитера не находится 
работы, просто недопустима. В этом 
ракурсе успешная адаптация невозможна 
без неусыпного контроля со стороны 
администрации. Этими функциями 
наделяют старшего смены, бригадира, мастера 
производственного обучения, шеф-повара, 
старшего (мастер) повара. Хорошо, если 
бригада мотивирована % от выработки 
или от соблюдения качественных параметров 
продукции. В таком случае коллектив 
сам не допустит слабого игрока в 
своей команде. Его быстро выживут 
из бригады, а затем и с предприятия.
Итак, адаптация сотрудника 
невозможна без контроля и без 
наличия производственной культуры 
и формализованных производственных 
отношений в виде документооборота, 
политик и процедур, регламентирующих 
все аспекты деятельности предприятия. 
Если у вас текучка кадров, вы 
чувствуете, что каждый новый сотрудник 
не усиливает производства, а лишь 
добавляет проблем – начните 
с стандартизации и упорядочивания работы 
и только потом внедряйте институт наставничества 
и программы производственной адаптации. 
Иначе вашего нового сотрудника адаптируют 
«старички», причем окончательно и бесповоротно, 
обратив в его в совсем «не ту веру».
 
Список литературы
Стр.