Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:55, реферат
Фундаментом любой организации являются, как известно, люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа с персоналом.
Адаптация персонала
Цели и этапы адаптации
Критерии успешности
Наставничество как один из успешных методов адаптации
Список литературы
Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала и введения его в должность является успешное выполнение работы. Насколько эффективными оказались отбор кандидатов и прохождение ими программы адаптации, можно определить по ряду простых критериев.
Критериями адаптации для управленческого персонала могут быть:
Критерии
адаптации для рабочих:
Кто это должен делать?
Процесс адаптации новых сотрудников не должен проходить бесконтрольно. Основная ответственность за адаптацию сотрудников, так как это тесно связано с другими аспектами управления персоналом: поиском и отбором, обучением, оценкой и организационной культурой, — ложится на менеджеров по персоналу. И если разработка и контроль адаптационной программы осуществляются специально подготовленным сотрудником службы персонала, то процесс происходит с максимальной эффективностью. Но не в каждой компании такая служба персонала существует, поэтому адаптация работников может ложиться на плечи непосредственных руководителей или любых других сотрудников. В этом случае эффективность процесса может упасть, поскольку это не входит в их прямые обязанности. Решением этой проблемы может стать назначение на роль попечителя грамотных сотрудников, долго проработавших в компании, причем нужно мотивировать их, подчеркивать престижность участия в процессе адаптации новых работников, поощрять материально и морально, позиционировать их участие в этом процессе как ступень карьерного роста.
Рассмотрим, кто и как должен или может влиять на процесс адаптации сотрудника в компании:
Наставничество эффективно развивать в тех организациях, где:
Основные обязанности
Обычно
один наставник без ущерба для
своей основной деятельности может
одновременно обучать одного-двух новичков.
В первые дни наставнику необходимо
уделять новичку больше половины
своего рабочего времени. Позже, когда
новые сотрудники освоятся в коллективе
и компании, — около трети. Чаще
всего новые сотрудники переходят
в распоряжение наставника сразу
после вводного обучения. Ознакомление
начинается с рассказа о расположении
производственных, служебных и бытовых
помещений, работнику показывается
его непосредственное рабочее место,
оглашаются правила внутреннего
трудового распорядка. На этом же этапе
наставник лично знакомит сотрудника
с будущими коллегами, что очень
важно для скорейшей адаптации.
Возможен также инструктаж по технике
безопасности, пожарной безопасности
и соблюдению новыми сотрудниками правил
внутреннего трудового
Все это время наставник не только обучает новичка, но и наблюдает за его поведением, изучает его профессиональные и личные качества, делает выводы. За неделю до окончания испытательного срока наставник и непосредственный руководитель оценивают нового работника и заполняют так называемый лист оценки, в котором содержится заключение о результатах прохождения обучения. Они решают, готов ли сотрудник к самостоятельной работе, нуждается ли в дополнительном обучении или абсолютно не подходит компании и с ним лучше расстаться.
Портрет наставника
Работа
наставника очень ответственна, и
выбирать его из имеющегося персонала
надо очень тщательно. Он должен досконально
знать обязанности тех
Мотивация и поощрения
Как и любая дополнительная нагрузка, наставничество должно поощряться. Компенсация трудовых затрат наставника в каждой компании рассчитывается индивидуально, но обязательно с учетом оценки выполнения наставником своих обязанностей и оценки проведенного обучения. Важно, чтобы критерии оценки были четко прописаны, ясны и прозрачны для самого наставника.
Кроме материального поощрения, для специалиста, выбранного на роль наставника, признание его заслуг — важнейшая часть мотивации. Это повышает самооценку человека и его авторитет среди коллег.
Наставничество — один из наиболее эффективных методов адаптации. Наставник направляет действия нового сотрудника в определенной области, реализуя принцип «Делай, как я!». Наставничество — это обучение личным примером, практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному.
В
заключение добавлю, что, даже если адаптационная
программа разработана с учетом
всех необходимых для компании факторов
и успешность ее подтверждена временем
и положительным результатом, а
именно, новые сотрудники проходят
испытательный срок и остаются работать
на благо компании, — безусловно,
нельзя забывать о сотрудниках и
после трех месяцев первичной
адаптации, нужно заботиться об их развитии,
следить за мотивацией, и тогда
в вашей компании будет здоровый
и плодотворный коллектив, эффективно
работающий и повышающий конкурентоспособность
компании на рынке.
Список
литературы
1. Жуков Ю.М. Введение в практическую социальную психологию. М.: Наука, 2006.
2. Казимиренко В.П. Социальная психология организаций. Киев, 2005.
3. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2005.
4. Моргунов А.Г. Личность и организация. Конспекты по психологии. М.: Тривола, 2003.
5. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. М.: Наука, 2007.
Информация о работе Адаптация персонала к организационной структуре