Затратные методы ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Сущность затратных методов ценообразования
Затратные методы ценообразования широко распространены. Это объясняется тем, что в условиях административных методов управления экономикой они превалировали, кроме того, в их основе лежит калькуляция издержек производства и сбыта продукции, следовательно, цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспорить. Сфера применения их ограничена, так как они могут служить только для определения начальной, базовой цены товара и обоснования факта выхода товара на рынок или организацию его выпуска на предприятии. Для установления окончательной цены нужно принимать во внимание факторы изменяющейся

Оглавление

Сущность затратных методов ценообразования………………………..3

Метод полных издержек (full cost)……………………………………….6

Метод прямых издержек (direct cost)……………………………………..9

Список литературы…………………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

мое ценообразование.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

    Сущность метода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки-прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной» или «маржинальной» прибыли.

    При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяют высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены. 

Условный пример определения цены методом прямых затрат, тыс. руб. 

Предполагаемая цена единицы продукции 18,00 16,00 15,00 14,00
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых) 8,58 8,46 8,40 8,34
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции 9,42 7,54 6,60 5,'б6
Ожидаемый объем продаж, шт. 400 600 800 900
Суммарная «маржинальная» прибыль 3768 4524 5280 5094
Постоянные затраты при

100-процентном использовании

производственных мощностей

3000 3000 3000 3000
Реализованная прибыль 768 1524 2280 2094
 

    Таким образом, если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции. Из условного примера видно, что наибольшую прибыль предприятие получит при продаже 800 изделий по цене 15 тыс. руб. Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.

    И хотя метод применим практически для любых предприятий, он недостаточно известен в России и его внедрение наталкивается на неприятие части руководителей, воспитанных на «импортных» приемах ведения дел. Однако метод прямых затрат может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

    Наиболее полно преимущества использования методов ценообразования на основе сокращенной номенклатуры затрат проявляются при принятии различных управленческих решений (например, при определении выгодности дополнительного заказа). Пример такого расчета представлен в таблице 14.3. 

Таблица 14.3 

  В расчете на 10 тыс. шт., млн. руб. В расчете на единицу продукции, тыс. руб.
Прямые затраты на материалы 20 2,0
Прямые затраты на рабочую силу 4 0,4
Прочие прямые расходы 6 0,6
Итого основных затрат 30 3,0
Переменные косвенные расходы 8 0,8
Итого переменных затрат 38 3,8
Постоянные затраты 12 1,2
Полная себестоимость 50 5,0
Прибыль 10 1,0
Цена 60 6,0
 

    Как видно из таблицы 14.3, «маржинальная» прибыль на производство изделия 22 млн. руб. (60-38). Она используется на покрытие постоянных затрат (12 млн. руб.), после чего остается 10 млн. руб.

    Если поступил дополнительный заказ на новом рынке сверх уже реализуемых 10 тыс. единиц изделия, то предприятию следует согласиться на это предложение, установив цену на единицу дополнительного заказа (если принять прежнюю рентабельность в 20% к себестоимости) в размере

    Цн = 3,8 + (0,2 х 3,8) = 4,56 тыс. руб. Это вполне возможно, поскольку постоянные расходы в размере 12 млн. руб. не изменяются, и их долю в себестоимости каждого изделия в размере 1,2 тыс. руб. не нужно будет возвращать в ценах изделий, реализуемых на новом рынке. Прямые затраты в 3,8 тыс. руб. могут быть использованы в качестве базовой цены на новом рынке.

    Расчет цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости, но более сложный, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы. Данный метод имеет ряд привлекательных моментов, но если он неправильно понят и недостаточно проконтролирован, может привести к неожиданным катастрофическим результатам.

    Например, предприниматель, имеющий частное маршрутное такси, осуществляет перевозки пассажиров по определенному маршруту по тарифу 3,5 руб. Однажды, собрав несколько пассажиров, он отъезжает, но вдруг видит человека, бегущего к такси. Притормозив, он дает ему возможность войти и просит оплатить проезд. Пассажир заявляет: «Я плачу вам 1 руб., и это более чем достаточно. Вы готовы были уехать без меня, значит, вы покрыли все ваши расходы. Единственное неудобство, которое я вам причинил — это то, что отнял у вас немного времени, немного износил одно из сидений и, возможно, немного увеличил расходы на уборку. Если вам не подходит моя плата, я выйду, а вы потеряете 1 руб.».

    Этот пример использует аргумент предельного ценообразования, который состоит в следующем: как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить себе снизить цену. Нужно только покрыть себестоимость обслуживания одного дополнительного покупателя. Любая цена, превышающая эту дополнительную себестоимость, дает дополнительную прибыль, особенно если более низкая цена стимулирует повышение спроса на товар или услугу. Однако для установления цен на всю продукцию или весь объем услуг этот метод использован быть не может, так как постоянные расходы должны быть возвращены предприятию в общей выручке.

    К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли [3, с. 280-283].

    Метод «целевой» цены рассчитан на определенные цены, обеспечивающие получение «целевой» нормы прибыли на произведенные затраты при установленных объемах продаж. Определение цены включает несколько этапов:

    • оценка производственной мощности предприятия в течение рассматриваемого периода;
    • составление калькуляции издержек производства данного объема продукции и определение «целевой» нормы прибыли;
    • прибавление к себестоимости накладных расходов и «целевой» нормы прибыли, в результате чего получается «целевой» доход;
    • деление «целевого» дохода на запланированный объем выпуска продукции, в результате чего получается цена.

    Слабым местом этой методики является то, что в ней применяется оценочная величина объема продаж для исчисления цены. Тем самым игнорируется то обстоятельство, что цена может быть главной причиной продаж. Следовательно, данная методика определения цены может быть применена только на рынке с неэластичным спросом [2, с.115-116].

    Основным  недостатком метода определения  цены на основе анализа безубыточности является то, что не учитывается  взаимосвязь цены товара и фактического спроса [1, с.235].

    При расчете цены на основе обеспечения безубыточности ставится задача достижения безубыточности производства в течение определенного периода. В этом случае руководство предприятия (фирмы) может соответствующим образом рассчитать цену. Уровень цены должен быть таким, при котором достигается безубыточность производства при реализации определенного объема продукции по данной цене. Формула безубыточности имеет следующий вид:

    Ц × К = Зпост. + Зпер. × К,

    где    Ц – цена;

              К – количество;

         Зпост. – постоянные издержки;

         Зпер. – переменные издержки [2,с. 116].

    Графическое определение точки безубыточности (ТБ) дано на рис. 14.1.

    Точку безубыточности можно также найти аналитическим методом по формуле:

    ТБ = Постоянные издержки /Валовая прибыль.

    Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то используют расширенный вариант формулы безубыточности:

    ТБ = Постоянные издержки: [(S х P)A+(S х P)B+(S х P)C+(S х P)D],

    где S — процент общего объема продаж для каждого товара (A,B,C,D); Р — валовая прибыль.

     0           300    600      900        Объем продаж, тыс. руб.

Рис. 14.1. Определение точки безубыточности 

Точка безубыточности — это точка пересечения  кривой общей выручки и кривой общих затрат. В точке безубыточности объем прибыли равен нулю.

    Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе методов на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения. Устанавливаемая надбавка к издержкам производства включает процент дохода на инвестированный капитал.

    Данный метод — единственный из методов, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода — использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

    Перечисленные методы определения цен на базе издержек больше годятся для обоснования базисной цены, которая должна ответить на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок, чем для определения окончательной продажной цены [3, с.284].

    Метод структурной аналогии. Суть данного метода заключается в том, что при установлении цены нового товара определяют структурную формулу цены по его аналогу. Для этого используют фактические или статистические данные о доле основных элементов в цене или себестоимости аналогичного товара. Если возможно точно определить для нового товара один из элементов цены, например материальные затраты, нормы расхода и тому подобное, то, перенося структуру аналога на новый товар, можно рассчитать ориентировочную цену [1, с.236].

Информация о работе Затратные методы ценообразования