Понятие цены и ценовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

Оглавление

Введение…………………………………………………..3
Понятие цены и ценовая политика предприятия……...4
Факторы, влияющие на величину цены…………………8
Функции цены…………………………………………….11
Функция сбалансированности спроса и предложения....12
Стимулирующая функция цены…………………………13
Система цен……………………………………………….15
Виды цен…………………………………………………..23
Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовач.docx

— 65.81 Кб (Скачать)

Функции цены

Еще один способ проникновения  в суть цен состоит в изучении их функций,

характеризующих роль, которую  цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике

централизованно-государственного и рыночного типа. Рассмотрим основные функции цен. Функция учета и изменения затрат общественного труда. Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в

конкретной продукции. Она  дает возможность выявить, сколько  затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель – в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара. Именно поэтому учетно-

измерительная функция цены исключительно важна для разработки системы

маркетинга, формирования товарной и ценовой политики предприятия.

     Функция сбалансированности спроса и предложения. Именно через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров. Балансирующую функцию той или иной степени выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся

спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых  рынку товаров или услуг. Использование балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики. Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя

из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците,

когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно  растут.

Когда же на рынок поступает  большое количество товаров и  услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

Характерно и постепенное  убывание спроса по мере насыщения  потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством

товаров, производимых и  предлагаемых к продаже. С повышением цен

увеличивается объем производимых товаров, и наоборот. Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. По каждому товару цена свидетельствует о необходимости

либо сокращения его выпуска (если спрос снизился), либо увеличения

производства (если спрос  имеется). Уровень цен предлагаемых товаров

предопределяет уровень  прибыли. Чем они выше, тем быстрее  растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

Стимулирующая функция  цены характеризуется ее взаимодействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров. Посредством цен можно реально стимулировать научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены. Функция распределения и перераспределения. Эта функция цены связана с отклонением ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет. С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве. Функция цены как средство более рационального размещения производства. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал. Из вышеизложенного материала можно сделать вывод: цена как основная категория рынка должна рассматривать в тесной связи с рынком – его закономерностями, условиями и особенностями.

       

Система цен

Система цен в России Система  цен — это единая, упорядоченная  совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих эконо- мические взаимоотношения участников рынка. Взаимосвязь эле- ментов рыночного механизма и субъектов рынка сказывается на изменениях уровня, структуры, динамики различных видов цен. Цены классифицируются по отдельным признакам. В зависимости от масштаба обслуживаемого рынка различают национальные (внутренние) цены и мировые цены, обслуживаю- щие международный рынок в целом. Национальные (внутренние) цены в зависимости от сферы то- варного обращения подразделяются следующим образом. > Отпускные (оптовые) цены устанавливаются на продукцию промышленности отечественных производителей. По ним осуществляется реализация другим предприятиям промышленно- сти, сельскому хозяйству, организациям оптовой и розничной торговли и т.д. > По закупочным ценам сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству и предприятиям. > Трансфертные цены (внутрихозяйственные) обслуживают обо- роты между подразделениями одной хозяйственной структуры. > Цены оптовых организаций (иногда их называют ценами на оптовые закупки) применяются оптовыми (снабженческо-сбыто-выми, заготовительными) организациями при реализации товаров с целью их последующей перепродажи или профессионального использования юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Оптовые организации — это самостоятельные юридические лица. Поэтому нельзя согласиться с некоторыми авторами, которые рассматривают данные цены как оптовые цены промышленности. > Биржевые цены — цены специально организованного и по- стоянно действующего рынка (бирж). Биржевая торговля фор- мирует оптовый рынок и осуществляется в форме гласных пуб-личных торгов, в которых участвует много продавцов и много » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.69 «покупателей. Отсюда биржевые цены получили и другое название «двойного торга». Биржевые цены распространяются, как правило, на массовые сырьевые товары, продовольственные товары и некоторые виды промышленных товаров. Они складываются под влиянием спроса и предложения с учетом характера, условий сделок и ряда других факторов. Цены, действующие на биржах, представляют собой офици- альные котировки. Виды котировок различны: предельный диа- пазон цен первой и последней сделки и промежуточные цены в течение дня; максимальные и минимальные цены с выделением типичной справочной цены сделки. Котировки цен служат ориентиром при заключении сделок. Сделки могут заключаться по текущей цене биржевого дня, по заданной, лимитной цене, по цене на определенную дату, по справочной цене, зафиксированной на момент открытия или закрытия биржи. > Цены торгов применяются при специализированной состя зательной форме закупки. Заказ на поставку товаров (выполне ние определенных видов работ) осуществляется по заранее объ явленным условиям в специальном документе — тендере. Здесь конкуренция среди продавцов позволяет заказчику выбрать наи более выгодные условия сделки. Как правило, проводятся от крытие торги. В отдельных случаях могут быть закрытые торги. Торги бывают одноэтапные и двухэтапные. При проведении одноэтапных торгов в заявке на участие в торгах учитывается цена заявки, расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт продукции, порядок и сроки осуществления платежей и т.д. Проведение двухэтапных торгов заключается в том, что на первом этапе поставщики представляют заявки на участие в торгах, содержащие предложения без указания цены. На втором этапе поставщики в окончательных заявках указывают цены. При этом поставщик вправе представить только одну ценовую котировку, которая не может быть впоследствии изменена. Выигрывает торг поставщик, который представил самую низкую ценовую котировку, удовлетворяющую потребностям заказчика. Цены торгов в России применяются в основном при организации закупок продукции для государственных нужд. > Цены аукционов действуют на специально организованных рынках на определенное время. В отличие от бирж, где много покупателей и продавцов, и торгов, где мало покупателей и мно го продавцов, на аукционах выступают один или несколько про давцов и много покупателей. Аукцион начинается с объявления » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.70 «номера партии товара (лота), предварительно осмотренного по- купателем, и стартовой (базисной, начальной) цены. В качестве стартовой цены может быть принята конечная цена предыдущего аукциона. Чем чаще проводятся аукционы, тем меньше разрыв между конечными ценами предыдущего аукциона и предложенной стартовой ценой на аукционе. Это объясняется незначительными изменениями в издержках производства, в конъюнктуре рынка и т.д. Фактическая реализация товара на аукционе проводится по конечной максимальной цене, предложенной покупателем. Аукционы в России не нашли широкого распространения. В основном устраиваются пушно-меховые аукционы, по драго- ценным металлам, рыбные и т.д. Если биржевые цены и цены торгов — это разновидность группы оптовых цен, то цены аук- ционов в зависимости от вида товара относятся как оптовым, так и к розничным. > По розничным ценам осуществляется продажа товаров не- посредственно населению для личного, семейного, домашнего использования. > Цены на продукцию строительства включают в себя смет- ную стоимость строительного объекта в целом, усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.). > Тарифы — это цены на услуги, особенностью которых яв- ляется отсутствие конкретной натурально-вещественной формы. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с моментом потребления. Различают транспортные тарифы, тарифы на бытовые услуги, услуги связи и т.д. При этом уровень их дифференцирован в зависимости от потребителя: юридические лица или население. Тарифы для юридических лиц можно отнести к группе оптовых цен, а для населения — к розничным ценам. По степени регулирования цены подразделяются на свободные и регулируемые. Свободные цены складываются на рынке под влиянием спро- са и предложения. Эти цены свободны от прямого вмешательства в прядок их установления. Однако, проводя налоговую, таможенную кредитную политику и т.д., государство оказывает косвенное влияние на формирование этих цен. Большая часть цен в России - свободные. » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.71 «Регулируемые цены — это цены, которые складываются на товарном рынке, рынке услуг при государственном воздействии. Существуют различные административные методы регулирования цен. Классификация цен в зависимости от территории действия включает в себя единые, региональные и местные цены. Единые цены устанавливаются и регулируются государством (действуют в основном в сфере естественных монополий). Региональные и местные цены — это цены, учитывающие расходы по производству и реализации продукции (работ, услуг) в данном регионе или местности. Устанавливается на подавляющее большинство коммунальных, бытовых услуг и т.д. В зависимости от времени действия цены бывают долговре- менными, гибкими и сезонными. В условиях стабильной экономики долговременные цены ус- танавливаются, как правило, на товары массового спроса. Гибкие цены находятся в прямой зависимости от спроса и пред- ложения. Их применение оправдано, если имеются значительные колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки и права по установлению цен переданы непосредственно хо- зяйствующему субъекту рынка. Сезонные цены действуют в течение определенного периода времени. Устанавливаются на картофель, овощи, фрукты, на одежду и обувь осенне-зимнего и весенне-летнего ассортимента, некоторые виды услуг. С помощью цен учитываются сезонные колебания издержек производства и обращения, стимулируется потребление определенных видов товаров и услуг в отдельные периоды года. В зависимости от того, как меняются цены в контракте, раз- личают твердые цены, подвижные цены и скользящие. Такую классификацию цен можно отнести к установлению цен в зави- симости от времени их действия. Твердая цена — это цена, зафиксированная в контракте в мо- мент его заключения и не подлежит применению на протяжении всего срока действия контракта (оговаривается в контракте). Подвижная цена отражена в контракте в момент его заклю- чения и может быть изменена при определенных условиях. Скользящая цена, зафиксированная в контракте в момент за- ключения, подлежит изменению в порядке, предусмотренном первоначально сторонами. Такая цена устанавливается, как пра- вило, на продукцию с длительным сроком изготовления » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.72 «Цены различаются также в зависимости от порядка возмеще- ния транспортных расходов, т.е. от того, где происходит оконча- тельное формирование цен: в местах производства (пунктах от- правления) или в местах потребления (в пунктах назначения). На практике это находит отражение в системе франкирования цен. Слово «франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в состав цены. Распространены два вида цен франко: франко-станция от- правления и франко-станция назначения. Цена франко-станция отправления показывает, что в отпускную (оптовую) цену включены расходы по транспортировке только до станции отправления; остальные транспортные расходы покупатель оплачивает сверх этой цены. При такой цене потре- бители заинтересованы в минимизации транспортных расходов. Цена франко-станция назначения показывает, что в отпускную (оптовую) цену включены все транспортные расходы до станции назначения, вплоть до выгрузки товара из транспортного средства. Имеются промежуточные и конечные виды цены «франко» (рис. 3.1): • цена франко-склад поставщика; • цена франко-вагон-станция отправления; • цена франко-вагон-станция назначения; • цена франко-склад покупателя. Цена Расходы Расходы Расходы Расходы по Расходы товара по достав- по погруз- по транс- выгрузке по доставке на складе ке товара ке товара портировке товара из товара поставщика на стан- в вагон товара вагона на от станции цию от- на стан- до станции станцию назначения правления цию от- правления назначения назначения до склада покупателя Цена франко- склад по- ставщиков Цена франк о-станция отправления Цена франко-вагон-станц ия отправления я Цена франко-вагон-станция назначени Цена франко-станция назначения Цена франко-склад покупок Рис. 3.1. Виды цен «франко» » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.73 «Аналогично цены «франко» устанавливаются при перевозке грузов водным транспортом. В международной практике учет в цене расходов на транспортировку, погрузку, разгрузку, стра- хование, таможенное оформление рассматривается как базисные условия (отражены в «Инкотермс» — Международные коммер- ческие термины). Следует остановиться и на таких видах ценах, как монопольно высокая и монопольно низкая, которые устанавливают иногда хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара (Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. ¹ 135-ФЗ, с изм. и доп.). Он был принят в целях защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и не- добросовестной конкуренции. Доминирующим положением признается положение хозяйст- вующего субъекта (группы лиц) или нескольких субъектов (групп лиц), которые на рынке определенного товара: • оказывают решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке; • и (или) устраняют с этого товарного рынка других хозяй- ствующих субъектов; • и (или) затрудняют доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. При этом следует отметить, что положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) признается доминирующим в случаях, когда: • доля определенного товара превышает 50% (однако воз- можно следующее: при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией доказано, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим); • доля определенного товара составляет менее 50%, но при этом монопольным органом установлено доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта исходя из не- измененной или подверженной малозначительным изме- нениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке относительно долей на этом рынке, принадлежащих кон- курентам, из возможности доступа на этот рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характери- зующих товарный рынок. » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.74 «Если доля определенного товара не превышает 35%, то по- ложение хозяйствующего субъекта не признается доминирующим (за исключением случаев, когда федеральными законами такое положение хозяйствующего субъекта будет считаться до- минирующем). Федеральными законами могут устанавливаться случаи при- знания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара может быть менее 35%. Доминирующим признается также положение хозяйствующего субъекта, находящегося в состоянии естественной монополии (субъекта естественной монополии на товарном рынке). Имеются и другие случаи, когда хозяйствующий субъект считается, занимающим доминирующее положение на товарном рынке. Монопольно высокая цена товара (за исключением финансовой услуги) — это цена, превышающая: • цену в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (по количеству продаваемого товара за определенный период, составу покупателей или продавцов, условиям доступа), устанавливаемую хозяйствующими субъектами, не входящими с покупателем или продавцами товара в одну группу и не занимающими доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке; • сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли. Цена не признается монопольно высокой, если она не соот- ветствует хотя бы одному из указанных критериев. Кроме того, не признается монопольно высокой цена товара, установленная естественной монополией в пределах тарифа на данный товар, определенного органом регулирования естественной монополии. Монопольно низкой (за исключением финансовой услуги) яв- ляется цена товара, установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, если эта цена ниже: • цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком сопоставимом товарном рынке; • суммы необходимых расходов для производства и реализа- ции такого товара. » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.75 «Цена не признается монопольно низкой, если: • она не соответствует хотя бы одному из указанных условий; • ее установление продавцом не повлекло за собой ограни- чение конкуренции в связи с сокращением числа не входя- щих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке; • она установлена субъектом естественной монополии в пре- делах тарифа, определенного органом регулирования есте- ственной монополии. Хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее по- ложение, запрещаются действия (бездействия), результатом ко- торых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: • установление, поддержание монопольно высокой или мо- нопольно низкой цены товара; • изъятие товара из обращения, если результатом такого изъ- ятия явилось повышение цены товара; • навязывание контрагенту невыгодных условий договора и т.д. » — Горина Г.А., Ценообразование: учебное пособие, стр.76

 Виды цен

По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные,

широко распространенные виды цен.

     Виды цен в зависимости от сфер торговли

На цены накладывает отпечаток  вид торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операция и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.

Оптовыми: называются цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные цены применительно к продукции потребительского назначения.

Обычно по оптовым ценам  предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

     Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так

называемой розничной  торговой сети, то есть в условиях их продажи

индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. По розничным ценам обычно реализуются товары народного потребления населению и в меньшей мере – предприятиям, организациям, предпринимателям. Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства,  граждане.

Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

     Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у

предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам

для продовольственного снабжения  городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин «закупочные цены» можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок. Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство

услуги совпадает с  началом ее потребления. Специфичность  услуг как вида

деятельности накладывает  отпечаток на формирование ценна услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

     Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования

По степени и способу  регулирования цены разделяются  на группы:

-         жесткофиксированные (назначаемые);

-         регулируемые (изменяемые);

-         договорные (контрактные);

-         свободные (рыночные).

     Жесткофиксированные, твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять

государственные цены, повышать или снижать их. Система государственного

ценообразования широко использовалась в Советском Союзе. Не следует  думать, что государственные цены назначались произвольным образом. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которым прибавляется нормативная прибыль или из которых вычитается государственная ценовая дотация.

     Регулируемые цены называются так потом, что их величина регулируется

государственными органами. При регулировании воздействие  со стороны государства на цены носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения товара. К примеру, при необходимости установления более высокой цены на товар в целях стимулирования развития данного вида производства государство может уменьшить налоги, уплачиваемые покупателями, потребителями этой группы товаров, что приведет к

расширению спроса на товар  и соответственно  к повышению  цен на него. Таким же образом можно способствовать снижению цен. Иногда регулирование сводится к ограничению величины цен на определенные группы товаров верхним пределом в целях расширения покупательной способности потребителей или нижним пределом в целях стимулирования развития производства. Однако и тот и другой путь имеют ряд существенных недостатков, что и приводит к редкому использованию этого метода. Все дело в том, что государство, устанавливая, например, верхний предел цены, устанавливает его на более низком уровне, чем равновесный уровень цены, что приводит к сокращению предложения и росту спроса на товар. Итогом такого установления цены является превышение спроса над предложением товаров, то есть товарный дефицит, а следовательно, естественное желание покупателя купить недостающий товар даже по более высокой цене, что порождает черный рынок, на котором цены будут выше равновесных из-за дополнительных издержек продавцов, которые нелегальным путем продают товар (взятки, затраты, связанные с приобретением товара). В этом случае страдают как покупатели, которые в условиях нерегулируемости цен покупали бы товар в конечном счете дешевле, так и само государство, так как в условиях созданного дефицита оно занимается распределительными функциями, печатанием талонов, карточек, что приводит к дополнительным денежным затратам и социальным коллизиям. Определенный урон наносит и производителям – по низким ценам не выгодно продавать свою продукцию, и они начинают сокращать производство. Аналогично неблагоприятная картина складывается и при установлении нижнего предела цены. Регулирование цен по величине может также проводиться путем утверждения государственными органами предельного уровня рентабельности (прибыльности). Что более соответствует тенденциям воздействия на цены в централизованной экономике. Это означает, что отношение прибыли к себестоимости (издержкам) или к цене не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50%. Тем самым, если, к примеру, себестоимость единицы товара составила для продавца 1000 рублей, он не имеет права продавать его по цене выше 1500 рублей. Ограничения по уровню рентабельности обычно вводятся для предприятий-монополистов. В отдельных случаях задается допустимая степень отклонения реальной цены от фиксированной, базисной. Отметим, что жесткое воздействие государственных органов на цены посредством регулирования осуществляется не только в централизованно управляемой, но и в

Информация о работе Понятие цены и ценовая политика предприятия