Методы ценообразования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

"Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, и общества в целом".
"Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке".**

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1.1 Методы ценообразования в рыночной экономике………………….6
1.2 Методы ценообразования……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………21
2. Практическая часть………………………………………...…………...24
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Список используемой литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Ценообразование контрольная работа 4 курс.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

Метод рентабельности инвестиций (дохода на вложенный капитал), используется при ценообразовании на новую  продукцию, производство и реализация которого требуют вложения капитала. Этот метод является единственным методом, учитывающим платность финансовых ресурсов. В торговой деятельности он может применяться для определения  минимальной цены при использовании  кредита для закупки партии товаров. Осуществление расчетов дает возможность  предприятию розничной торговли сопоставить минимальную и розничную  цену с уровнем рыночных цен на аналогичные товары и выявить, будут  ли пользоваться спросом изделия  при такой цене и есть ли смысл  приобретать их на таких условиях. Кроме того, использование этого  метода позволяет принимать обоснованные решения о величине объемов производства или партий товаров при известных  рыночных ценах, т.к. сумма выплат за пользование кредитом, приходящаяся на единицу изделия (товара), зависит  от масштабов деятельности. В условиях инфляции сложно использовать этот метод  из-за высокого уровня процентных ставок и их неопределенности во времени, а также сложности прогнозирования уровня рыночных цен.

Метод анализа безубыточности и определения целевой прибыли, нельзя назвать методом определения  цены, по сути, это расчет различных  вариантов объемов производственной или торговой деятельности, позволяющих  достичь безубыточности и получить целевую (планируемую) прибыль при  определенных затратах и различных  ценах. Расчеты основаны на представлении  о том, что с достижением определенных масштабов производственно торговой деятельности предприятие покрывает  все свои затраты (постоянные и переменные) и при дальнейшем наращивании  объема начинает получать прибыль. В  экономической литературе этот объем  производственно торговой деятельности называется точкой безубыточности, порогом  рентабельности, пороговым объемом  реализации, точкой перелома и т.д. В  точке безубыточности выручка от продажи продукции покрывает  затраты предприятия. Точка безубыточности может быть определена аналитически или графически. Точка безубыточности зависит от величины затрат (соотношения  между постоянными и переменными) и цены: чем выше цена, тем меньший  объем производства обеспечивает безубыточность при неизменных затратах. В основе анализа безубыточности лежит поиск  наиболее выгодных комбинаций между  переменными затратами на единицу  изделия, постоянными издержками, ценой  и объемом производства. Для определения  цен с целью достичь безубыточного  производства используется оценочный  норматив объема продаж, который сам  зависит от цены. Анализ безубыточности деятельности организации имеет  свою специфику - в торговле и общественном питании издержки покрываются за счет валового дохода, поэтому при  расчетах безубыточности торговой деятельности используется показатель уровня валового дохода, зависящий от товарооборота  и уровня торговой надбавки. Безубыточность торгового предприятия показывает объем товарооборота, при котором  предприятие покрывает издержки. Уровень валового дохода зависит  от уровня торговой надбавки, при различных  вариантах торговой надбавки будут  колебаться его размер и сумма валового дохода, соответственно цена и объем товарооборота, необходимый для достижения безубыточности. Таким образом, оперируя планируемыми данными, можно осуществить взаимоувязанные расчеты основных показателей. Перечисленные методы расчета цен на базе затрат в основном используются как предварительные расчеты, позволяющие определить, насколько целесообразно выходить на рынок с такой ценой товара.

Ценообразование, ориентированное  на спрос потребителей. Многие специалисты  считают, что спрос является единственным фактором, который должен учитываться  при обосновании цены. Предприятия, ориентирующиеся на такой подход к ценообразованию, применяют метод  потребительской оценки, в основе которого лежит ощущаемая потребителем значимость товара и готовность заплатить  за нее определенную сумму денег, т.е. потребительская оценка товара потенциальным покупателям и  его восприятие цены. При таком  подходе предприятие исходит  из того, что потребитель сам определяет соотношение между ценностью  товара для него лично и его  ценой, сравнивая с ценами на аналогичные  товары, представленные на рынке. Полезность товара (комплекс полезных свойств  системного качества) для потребителя  предопределяет его готовность заплатить  данную цену, т.е. поддержать уровень  эффективного спроса. Изменение цены ставится в зависимость от изменения  уровня спроса на товар таким образом, что цена увеличивается при росте  спроса и уменьшается при его  снижении, а издержки производства (продажи) учитываются лишь как ограничительный  фактор, показывающий, может ли товар  по определенной данным методом цене приносить предприятию прибыль. Использование этого метода эффективно на рынке взаимозаменяемых товаров, что позволяет покупателю сравнивать товары и выбрать тот, который  в наибольшей степени отвечает его  желаниям. Задача предприятия заключается  в том, чтобы дифференцировать свои товары на основе технических свойств, дизайна, упаковки, послепродажного  сервисного обслуживания и др. и  привлечь внимание потенциальных покупателей  к этим качествам. Применение этого  метода требует хорошего знания своего потенциального клиента, его запросов, а также товаров конкурентов. Дифференциация товара предполагает и дифференциацию рынка: предприятие работает с несколькими сегментами потребителей, каждый из которых по-разному оценивает отдельные потребительские свойства товара, что предполагает наличие широкого диапазона цен.

Параметрические методы ценообразования  базируются на определении количественной зависимости между ценами и основными  потребительскими свойствами товара, входящего в параметрический  ряд. Параметрический ряд представляет собой группу товаров, которые однородны  по функциональному назначению, конструкции, технологии изготовления, но имеют  различия в потребительских характеристиках (например, для холодильников это  мощность, размеры, объем морозильной  камеры, энергоемкость и т.д.). Эти  методы используются при обосновании  цен на новые изделия, а также  для выявления соответствия уровня предполагаемой цены, рассчитанной на базе издержек производства, ценам, сложившимся  на рынке. Такие методы ценообразования  включают метод сравнения удельных показателей, метод балльных параметрических  оценок, метод корреляционно регрессионного анализа, агрегатный метод.

Метод сравнения удельных показателей используется для расчета  цены на товары, потребительская ценность которых характеризуется одним  главным потребительским параметром (мощность, производительность, вес, продолжительность  службы и т.д.). Этот метод является наиболее простым, и применим к таким  изделиям, где имеет значение какой-либо один, два параметра, а другие характеристики товара примерно одинаковы.

Метод балльных параметрических  оценок. Товар, который предприятие  собирается реализовывать на рынке, оценивается по параметрам, имеющим  значение для потребителей (материал, исполнение, фурнитура, мода и т.д.), и каждому параметру присваивается  ранговый номер по значимости: 1, 2 и  т.д. Специалисты устанавливают для  каждого изделия весовой индекс (%) в зависимости от значимости, причем общая сумма весовых индексов равна 100%, и оценивают свое изделие и изделия конкурентов по 10 балльной системе. Умножив балл на весовой индекс, и разделив на 100, получают оценку каждого параметра, сумма этих параметрических оценок дает общую параметрическую балльную оценку изделия. Выбрав изделие какой-либо фирмы в качестве эталона (изделие, которое лучше всего реализуется на рынке, что свидетельствует о соответствии цены и качества) и, приняв полученную им общую балльную оценку за100%, определяют оценочный процент других изделий.

Суть метода "корреляционно  регрессионного анализа" состоит  в определении зависимости изменения  цены от изменения нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товара. Для построения функции  составляют параметрический ряд, т.е. накапливают исходную информацию о  ценах и качественных характеристиках (параметрах) товаров. После статистической обработки исходных данных методом  корреляционно регрессионного анализа  находят количественную зависимость  между изменением цены и изменением параметров и строят регрессионное  уравнение связи. Данный метод может  успешно применяться в рыночной экономике, особенно для сложных  изделий с большим параметрическим рядом, так как позволяет выявить зависимость цены от множества факторов, т.е. более обоснованно подходить к определению ее уровня.

Агрегатный метод заключается  в суммировании цен отдельных  конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением  стоимости новых деталей и  нормативной прибыли.

Методы ценообразования, ориентированные на конкурентное окружение, применяют предприятия, работающие на рынке чистой или олигополистической конкуренции. Различают три метода определения цен: метод текущих  цен, метод следования за лидером  конкуренции и тендерный метод.

Метод установления текущих  цен используют предприятия, которые  исходят исключительно из условий  конкуренции и устанавливают  цену чуть выше или ниже, чем конкуренты, считается, что он отражает коллективную мудрость отрасли. Применяют этот метод на рынке, где продаются однородные товары в условиях чистой конкуренции. В этих условиях продать товар по более высокой цене не представляется возможным, в то же время не нужно устанавливать и более низкую цену, так как товары могут быть реализованы и по этой, приемлемой рынком, цене. Отличительной чертой предприятий, применяющих данный подход к ценообразованию, является то, что они не стремятся сохранять постоянную зависимость между ценами и издержками или уровнем спроса – предприятие изменит цену на товар только тогда, когда изменят свои цены конкуренты. Основной задачей в этих условиях является контроль собственных издержек. К данному ценообразованию могут прибегать предприятия, которые затрудняются определить собственные издержки на единицу продукции и считают средние цены, сформировавшиеся на рынке, базой для своих, так они избавляются от риска назначить цену, которую не примет рынок.

Метод следования за лидером  конкуренции применяется на олигополистическом рынке, где действует ограниченное число предприятий продавцов. Как  правило, эти предприятия стремятся  продавать свои товары по одинаковой или близкой цене, т.к. каждое из них  хорошо осведомлено о ценах своих  конкурентов. Уровень цен на этом рынке определяется целями, которые  ставят перед собой доминирующие на рынке компании, или негласным  соглашением между участниками. В этих условиях более мелкие предприятия  следуют за ценовым лидером, позволяя себе лишь небольшие скидки с цены. На таком рынке цены время от времени  меняются вслед за изменениями производственных затрат. В этом случае одно из предприятий  берет на себя роль лидера, повышая  или снижая цены на свои товары, а  все остальные поступают также. Этот метод используется, если предпринимателю  сложно прогнозировать собственные  издержки, спрос или реакцию конкурентов  – самым разумным в такой ситуации является следование за конкурентным лидером.

Тендерный метод, или метод  закрытых торгов, является специфическим  и используется в случае борьбы нескольких предприятий за право получения  контракта (на строительство, освоение месторождений природных ресурсов, поставку производственно технической  продукции и т.д.). Целью фирм является получение контракта и оттеснение конкурентов. Чтобы реализовать  ее, необходимо учесть и определить конкурентов: чем выше цена, тем ниже вероятность получения заказа, и  наоборот. Таким образом, предлагая  цену, фирма исходит из цен, которые  могут предложить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или  величины спроса.

"Некоторые специалисты  считают, что уровень спроса  может быть единственным фактором, который следует учитывать при  определении цен. При подобном подходе к определению цены на свой товар фирма исходит из положения, что потребитель самостоятельно оценивает ценность товара (услуги), беря в расчет основные и дополнительные (например, психологические) преимущества товара по сравнению с аналогичными товарами на рынке, уровень и качество послепродажного обслуживания фирмой товара и т. д. и с учетом этих обстоятельств определяет соотношение между оценкой полезности товара и его ценой. Основным фактором при этом методе являются не издержки продавца, а покупательское восприятие, позволяющее покупателю из всей предложенной гаммы выбрать оптимальный с точки зрения цены и качества товар, учитывая при этом, что приобретение дорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка более дешевого аналога"*.

Есипов В.Е. выделяет следующие  методы рыночного ценообразования:

Метод текущей цены. Применяется, когда затраты трудноизмеримы, некоторые  фирмы считают, что метод текущей  цены, или цены, обычно получаемой за товар на рынке, представляет собой  результат совместного оптимального решения предприятий данной отрасли. Использование метода текущей цены особенно привлекательно для тех  фирм, которые хотят следовать  за лидером. Этот метод используется в первую очередь на рынках однородных товаров, так как фирма, продающая однородные товары на рынке с высокой степенью конкуренции, имеет ограниченные возможности влияния на цены. В этих условиях главной задачей фирмы является контроль над издержками. В условиях олигополии фирмы также стараются продавать свои товары по единой цене.

Метод "запечатанного  конверта", или тендерного ценообразования, используют в тех отраслях, где  несколько компаний ведут серьезную  конкуренцию за получение определенного  контракта. При определении тендера  исходят из цен, которые могут  назначить конкуренты, и цена определяется на более низком по сравнению с  ними уровне. Однако если товар обладает какими-то качествами, отличающими  его от товаров-конкурентов, или  воспринимается покупателями как другой товар, цену на него можно назначать  гибко, не обращая внимания на цены конкурентов. Для установления цен  с учетом спроса, необходимо постоянно  изучать рынок, исследовать зависимость  между ценами и спросом в виде функций спроса по цене и коэффициентов  эластичности спроса по цене, анализировать  данные предыдущих периодов, результаты эксперимента с различными ценами, изучать предполагаемые ситуации по покупке товаров на рынке или  намерения к их покупке. При этом надо иметь в виду, что экстраполировать спрос на товар на будущее необходимо осторожно. При проведении эксперимента с ценами необходимо учитывать, что, если на рынке появился товар с  низкими ценами, внедрение на рынок  аналогичного по более высокой цене будет достаточно сложно.

Информация о работе Методы ценообразования в рыночных условиях