Методы ценообразования в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

"Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, и общества в целом".
"Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке".**

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1.1 Методы ценообразования в рыночной экономике………………….6
1.2 Методы ценообразования……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………21
2. Практическая часть………………………………………...…………...24
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Список используемой литературы………………………………………..29

Файлы: 1 файл

Ценообразование контрольная работа 4 курс.docx

— 54.51 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Филиал ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» в г. Серпухове

 

Кафедра экономики и бухгалтерского учета

Дисциплина Ценообразования

 

 

 

Контрольная работа

Тема : «Методы ценообразования в рыночных условиях»

Вариант 4

                                                                       

                   

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Теоретическая часть

Введение…………………………………………………………………….3

1.1 Методы ценообразования в рыночной экономике………………….6

1.2 Методы ценообразования……………………………………………..8

Заключение…………………………………………………………………21

2. Практическая часть………………………………………...…………...24

Задача 1

Задача 2

Задача 3

Список используемой литературы………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Цены и ценообразование  являются одним из ключевых  элементов рыночной экономики.  Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются  практически все основные проблемы  развития экономики, и общества  в целом".

"Коренное отличие рыночного  ценообразования от централизованного  установления цен состоит в  том, что реальный процесс формирования  цен здесь происходит не в  сфере производства, не на предприятии,  а в сфере реализации продукции,  т.е. на рынке, под воздействием  спроса и предложения, товарно-денежных  отношений. Цена товара и его  полезность проходят проверку  рынком и окончательно формируются  на рынке".**

Таким образом, цены, соответствующие  Рыночной модели формируются на основе спроса и предложения, а основным регулятором цен является рынок. Так же основное принципиальное отличие  рыночного ценообразования от планового  заключается в том, что первоначальные цены на товары устанавливаются их собственниками, "субъектами хозяйствования".

Предприятия и фирмы реализуют  свои товары и услуги, в большинстве  случаев, по ценам, установленным ими  самостоятельно или на договорной основе, и в отдельных случаях, которые  предусмотрены законодательными актами, по государственным ценам. На продукцию  предприятий, занимающих монопольное  положение на рынке товаров, а  также на товары и услуги, которые  определяют масштаб цен в экономике  и социальную защищенность отдельных  категорий граждан, осуществляется государственное регулирование  цен.

Ценовая политика предприятия  является важнейшим элементом его  стратегии. В общем виде ценовую  политику предприятия можно определить как деятельность его руководства  по установлению, поддержанию и изменению  цен на производимые товары, услуги, и как деятельность, направленную на достижение целей и задач фирмы. Формирование цен происходит на уровне предприятия, а согласование их с потребителем осуществляется в момент заключения с ним договора или акта купли-продажи. Цена на продукт для предприятия является не только важным фактором, определяющим его прибыль, но и условием успешной реализации товаров. Поэтому необходимо выработать соответствующие подходы установления уровня цены на выпускаемую продукцию. Решение данной задачи предполагает учет многих факторов и обстоятельств. Внутри предприятия цена изделия определяется издержками на его производство, величина которых зависит от усилий самого предприятия, но при выходе на рынок ее уровень обуславливается складывающейся "конъюнктурой рынка"*. Из этого следует, что рыночная цена для предприятия является величиной, на которую оно повлиять не может. Поэтому каждое предприятие стремится установить собственную ценовую политику, целью которой является получение максимальной прибыли. Также ценовая политика предприятия зависит от конкурентной "структуры рынка"**.

Механизм ценообразования  представляет собой связь между  ценой, ценообразующими факторами, и способом формирования цены. То есть технологию процесса ее зарождения, функционирования, и изменения со временем. Формирование цены можно представить как процесс, ограниченный принципами ценовой политики предприятия. Ценовая политика предприятия зависит от ряда принципов, которые взаимосвязаны, и зависят друг от друга:

- Стратегия предприятия  и его цель;

- Цель ценообразования;

- Стратегия ценообразования;

- Методы ценообразования;

- Решение о величине  цены;

Цель и стратегия предприятия  составляют экономическую политику предприятия, а цель и стратегия  ценообразования образуют ценовую  политику. Поэтому ценовую политику предприятия можно определить как  ряд вытекающих из политики предприятия  сравнительно постоянных принципов, которые  применяются при решении вопросов, связанных с установлением цен. Ценовая стратегия предприятия выражает альтернативные способы достижения определенной цели при необходимости принятия решения о цене. В рамках определенной ценовой политики возможны разные стратегии. Методы ценообразования означают почти стандартные, основанные на знаниях и опыте, или на расчетах затрат правила и схемы, которые применяются при формировании цен. Решение об установлении цены, которое принимается на предприятии, - это конкретная (выраженная в денежных единицах) величина, выбранная из нескольких вариантов в результате процесса ее формирования и применения различных методов ценообразования. Ценовые решения на предприятии является результатом применения на практике основных направлений ценовой политики с привлечением различных методов ценообразования. Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, и их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важных факторов – стратегического и тактического. Суть стратегического фактора сводится к тому, что цены образуются на основе стоимости товаров. Этот фактор долговременного перспективного действия. Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Он может часто меняться (в течение дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока; здесь требуется всестороннее изучение этих изменений.

 

 

 

 

 

 

 

1.1Методы ценообразования в рыночной экономике

Методология ценообразования

"Методология ценообразования  это совокупность общих правил, принципов и методов. А именно: разработка концепции ценообразования,  определение и обоснование цен,  формирование системы цен, управление  ценообразованием".

Методология едина для  всех уровней установления цен, это  означает, что основные положения  и правила формирования цен не меняются не зависимо от того, кто и  на какой срок устанавливает цены. Это является необходимой предпосылкой создания единой системы цен. Но нельзя ставить знак равенства между  методологией и методикой. Они существенно  отличаются друг от друга: на основе методологии  разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации и средства (инструментарий) для  реализации этой стратегии на практике. Отсюда следует, что методики – это  составные элементы методологии, которые  объединяют целый ряд методов  формирования цен. Есть, например, методика определения цен на новые виды продукции, методика учета в ценообразовании  природно-географического фактора  и др. Существующие методики различаются  в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности. Но эти особенности и различия не должны выходить за рамки требований единой методологии. Таким образом, методики являются первым важнейшим  элементом методологии. Вторым важным составным элементом методологии  являются принципы ценообразования. Принципы ценообразования могут быть реализованы  только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Следовательно, принципы и методы тесно  связаны между собой и образуют методологию. При переходе к рынку  методология ценообразования должна оставаться единой, что сделает возможным  постепенное формирование по единым принципам и правилам системы  цен, адекватной рыночным отношениям. Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Методы ценообразования

 

После проведения предварительных  операций предприятие приступает к  выбору метода ценообразования. Расчеты  предполагаемой базовой цены, осуществляют путем применения различных методов, хотя окончательный уровень цены определяется рынком. Цена, рассчитанная каким либо методом, представляет собой  предварительную величину, позволяющую  предприятию оценить ситуацию, и  в дальнейшем уровень цены корректируется с учетом скидок, надбавок, действующей  системы налогообложения и инфляционных процессов.

Выбор конкретной методики зависит от того, какие цели организация  поставила перед собой, каковы ситуация на рынке и потребительские характеристики производимых и реализуемых товаров. Каждый из методов ценообразования  имеет свои преимущества и недостатки и по-разному влияет на уровень  цены. Шевчук Д.А выделяет основные методы ценообразования, которые используются в практике рыночного ценообразования  и делит их на четыре группы: методы, ориентированные на затраты, методы, ориентированные на спрос потребителей, параметрические методы и методы, ориентированные на конкурентное окружение.

"Методы, основанные на  учете затрат, отражают ориентацию  на продавцов, являются традиционными  и довольно распространенными,  что обусловлено наличием необходимой  информации у предприятий, простотой  расчетов, возможностью определить  нижнюю границу цены, позволяющей  возместить понесенные расходы.  Однако они имеют недостатки: не учитывается уровень спроса  и может сложиться ситуация, когда  из-за высокой цены товар не  будет реализован; "затратная"  цена не отражает меры ценности  товара для покупателей; игнорируется  влияние цен конкурентов и  их поведение"*.

Можно условно выделить пять вариантов формирования цены, ориентированных  на затраты:

- на основе полных издержек ("издержки +");

- на основе предельных  издержек (маржинальных издержек, сокращенной  себестоимости, прямых затрат);

- на основе дохода с  оборота;

- на базе рентабельности  инвестиций;

- с учетом безубыточности.

При применении первых двух методов издержки могут быть и  фактическими, и нормативными (стандартными).

Метод полных издержек подразумевает, что в основу цены закладывают  все фактические затраты предприятия  на производство и сбыт продукции (постоянные и переменные), то есть рассчитывают полную себестоимость товара, и к  ней прибавляют сумму прибыли. Так  как постоянные расходы распределяют между всеми видами выпускаемой  продукции пропорционально какому-либо показателю, то при разных способах распределения в зависимости  от выбора базы колеблется и уровень  себестоимости изделия. В результате к перечисленным недостаткам  этого метода добавляется еще  один – искажается фактическая себестоимость  изделия, а это приводит к занижению  или завышению цены. В сущности, многие предприятия торговли также  применяют данную методику. Более  прогрессивным и обоснованным является метод стандартных (нормативных) полных издержек. Сущность его заключается  в том, что в основу цены закладывают  не фактические, а нормативные затраты  и постоянно учитывают отклонение фактических расходов от норм. Данный метод ценообразования имеет  ряд преимуществ по сравнению  с простым учетом фактических  затрат. Он дает возможность управлять  затратами, так как рассчитывают не просто общую величину отклонения, а в разрезе каждой статьи. Также, этот метод позволяет осуществлять по факторный анализ статей затрат и выявлять, за счет чего произошло  отклонение цены от стандарта, и обеспечивает возможность непрерывного сопоставления  статей затрат с финансовыми результатами вне зависимости от изменений  в загрузке производственных мощностей. Этот метод ориентирует производителей на снижение затрат. Наиболее сложный момент при введении системы нормативных (стандартных) издержек – определение прогрессивных и обоснованных норм затрат, что предполагает детальное изучение методов производства, технических характеристик изделий и т.д.

Метод предельных издержек предполагает учет в цене продукции  только тех затрат, которые возникают  при выпуске каждой дополнительной единицы продукции сверх уже  освоенного производства. Эти издержки в экономической литературе называют по-разному: маржинальные, предельные, сокращенные, прямые, а в практической деятельности их принято считать  переменными расходами. Применение этого метода основано на принципе маржинальной прибыли, за счет которой  возмещаются постоянные затраты. Метод  предельных издержек является более  сложным, чем метод полных издержек, так как ориентирован на многофакторный подход к ценообразованию. В случае его использования предприятие  должно оценивать потенциальный  объем продаж по каждой предполагаемой цене. Применяют его в различных  ситуациях. Если у предприятия имеются  свободные производственные мощности и постоянные затраты уже покрываются  текущим объемом производства. В  данном случае с целью расширения объема продаж предприятие может  пойти на формирование цены с учетом только переменных издержек. Если предприятию необходимо завоевать долю рынка, и оно намеревается использовать ценовую стратегию проникновения на рынок, то есть цена на его изделие устанавливается ниже чем цены на аналогичный товар, в этом случае необходимо учесть, что длительное время использовать этот метод невозможно, так как в конечном счете необходимо возмещать все затраты и получать прибыль. У предприятия должны быть финансовые ресурсы, чтобы продержать на данном уровне цены на свою продукцию, или такой метод используется только при определении цены на несколько видов выпускаемых товаров. Наиболее эффективно его использование при принятии управленческих решений:

- о цене на изделия  при имеющихся свободных производственных  мощностях;

- о принятии заказа  от государства или другого  предприятия при гарантированном  сбыте; производить или закупать  комплектующие изделия;

- о целесообразности выпуска  той или иной продукции при  ограниченных производственных  возможностях.

Метод ценообразования на основе дохода с оборота, также предполагает учет полных затрат предприятия. Кроме  того, он должен обеспечить ему планируемый (желаемый) размер дохода с оборота. В торговле издержки обращения будут  возмещаться за счет валового дохода, и это необходимо учесть при определении  размера желаемого уровня дохода с оборота. Проделанные расчеты  помогут предприятиям торговли обосновывать цены с учетом их потребностей. Цена, определенная этим методом, может служить  ориентиром, т.е. позволяет сопоставить  уровень цены с ценами конкурентов. Если она слишком высокая, значит, надо искать пути снижения издержек или  новые каналы товароснабжения с  более низкими ценами приобретения товаров, чтобы обеспечить желаемый уровень дохода.

Информация о работе Методы ценообразования в рыночных условиях