Методы ценообразования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение основных методов ценообразования на предприятии.
Задачи:
1. Изучив научную литературу, ознакомиться с основными методами ценообразования на предприятии.
2. Изучить затратные методы ценообразования на предприятии.

Оглавление

Введение.................................................................................................................4
Глава 1
1.1 Понятия цены и ценообразования................................................................5
1.2 Методы ценообразования и их классификация..........................................7
1.3 Затратные методы ценообразования............................................................9
а) Метод полных издержек............................................................................10
б) Метод прямых издержек............................................................................12
в) Метод предельных издержек.....................................................................15
г) Метод на основе анализа безубыточности..............................................17
д) Метод учёта рентабельности инвестиций...............................................18
е) Метод надбавки к цене..............................................................................19
Глава 2
2.1 Практическая часть.....................................................................................20
Заключение.........................................................................................................22
Список литературы............................................................................................23
Приложение........................................................................................................24

Файлы: 1 файл

Трифонова К.Г ББ-120.docx

— 61.72 Кб (Скачать)

 

Метод полных затрат наиболее распространен  на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а также для установления цен на совершенно новый товар, не имеющий ценовых прецедентов.

Модель определения цены этим методом  имеет вид:

Р = С*(1 + R), где

Р - цена изделия;

С - издержки производства;

R - рентабельность продукции к затратам (в процентах).

 

 Предположим,  общая сумма затрат на производство  единицы продукции составляет 600 руб., фирма определила свои потребности  в массе прибыли (надбавку) на  уровне 20%, то цена составит:

Ц = 600* (1+0,20) = 720.

 

Преимущество  данного метода — его простота и удобство в расчетах, а главным  недостатком является непринятие во внимание имеющегося спроса и конкуренции  на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 б) Метод прямых издержек

Сущность  метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название “добавленной” или “маржинальной”.

При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция  издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как  ценность этого продукта для потребителя  определяет высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда  имеются большие нагруженные  мощности и стоит вопрос о выживании  фирмы, выступать нижним пределом цены.

Если  в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством  продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки (“маржинальной” прибыли) на единицу продукции и весь объем  прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных  наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции.

Метод прямых затрат позволяет с  учетом условий сбыта находить оптимальное  сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть с  уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

При применении метода прямых затрат фирма должна определить наиболее рентабельный объем продаж по каждой предполагаемой цене (Табл. 1)

Таблица 1

Определение цены методом прямых затрат, руб.

Показатели

А

В

С

D

Планируемая цена единицы продукции

3 979

4 200

4 300

4 440

Сумма переменных (прямых) затрат на ед. пр.

3 040

3 300

3 500

3 630

Маржинальная прибыль на единицу  продукции

939

900

800

810

Ожидаемый объем продаж, шт.

5 000

4 700

4 200

3 700

Общая маржинальная прибыль

4 695 000

4 230 000

3 360 000

2 997 000

постоянные затраты при полном использовании производственных мощностей

2 100 000

2 100 000

2 100 000

2 100 000

Прибыль от реализации

2 595 000

2 130 000

1 260 000

897 000


 

 

Расчет цены данным методом позволяет  определить предприятию оптимальный  объем продаж, при котором будет  получена максимально возможная  прибыль. Исходя из приведенных расчетов, можно сделать вывод о том, что наибольшую прибыль предприятие  получит при объеме продаж 5000 шт. продукции по цене 3979 руб.

Метод прямых затрат позволяет находить оптимальное сочетание объемов  производства, цен реализации и расходов на производство продукции, что в  свою очередь позволяет менеджерам высшего звена принимать наиболее эффективные и рациональные управленческие решения с целью увеличения прибыли  компании и доходности акций.

Однако  он может быть с уверенностью использован  при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей  и когда все постоянные расходы  возмещаются в ценах, установленных  из текущего объема производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) Метод предельных издержек

Расчет цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные выше методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Этот метод оправдан только в  том случае, если гарантированная  продажа по несколько более высокой  цене достаточна, чтобы покрыть накладные  расходы. Как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить себе снизить цену. Нужно только покрыть себестоимость обслуживания одного дополнительного покупателя. Любая цена, превышающая эту дополнительную себестоимость, дает дополнительную прибыль, особенно если более низкая цена стимулирует повышение спроса на товар или услугу. Однако для установления цен на всю продукцию или весь объем услуг этот метод использован быть не может, так как постоянные расходы должны быть возвращены предприятию в общей выручке.

Например, предприниматель, имеющий частное  маршрутное такси, осуществляет перевозки  пассажиров по определенному маршруту по тарифу  10 руб. Однажды, собрав несколько пассажиров, он отъезжает, но вдруг видит человека, бегущего к такси. Притормозив, он дает ему возможность войти и просит оплатить проезд. Пассажир заявляет: “Я плачу вам три рубля, и это более чем достаточно. Вы готовы были уехать без меня, значит, вы покрыли все свои расходы. Единственное неудобство, которое я вам причинил, — это то, что отнял у вас немного времени, немного износил одно из сидений и, возможно, немного увеличил расходы на уборку. Если вам не подходит моя плата, я выйду, а вы потеряете три рубля”.

 

Этот  пример использует аргумент предельного  ценообразования, который состоит  в следующем: как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить себе снизить цену. Нужно только покрыть себестоимость обслуживания одного дополнительного покупателя. Любая цена, превышающая эту дополнительную себестоимость, дает дополнительную прибыль, особенно если более низкая цена стимулирует повышение спроса на товар или услугу. Однако для установления цен на всю продукцию или весь объем услуг этот метод использован быть не может, так как постоянные расходы должны быть возвращены предприятию в общей выручке.

Этот  метод целесообразно применять, если есть гарантия продажи товара по более высокой цене, чтобы покрыть  накладные расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Метод на основе анализа безубыточности

К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

 Предположим, что валовые издержки фирмы составляет 9000 руб. Расчеты показали, что для обеспечения безубыточности, то есть покрытия всех валовых издержек, фирма должна продать как минимум 600 шт. товара. В таком случае цена товара составит 15 руб. (9000/600 =15 руб.). Если предприятие стремится к получению валовой прибыли в размере 2 000 руб., то при цене 15 руб., ему надо продать 800 шт. товара, но в этом случае увеличатся переменные расходы, (например, на 1000 руб.) на дополнительные 200 руб. ((9000+1000+2000)/800 = 15 руб.).

Графическое определение точки безубыточности (BSV):

Точку безубыточности можно также  найти аналитическим методом  по следующей формуле:

BSV = ТС / TR,   где

BSV — точка безубыточности;

ТС — постоянные затраты;

TR — валовая прибыль.

д) Метод учёта рентабельности инвестиций

 

Данный метод также относится к группе методов расчета цен на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Например, фирма предполагает годовой объем  производства нового изделия в 40 000 шт. Переменные затраты на единицу  изделия — 30 руб., постоянные — 20 руб. Проект по выпуску нового изделия  требует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1 млн. руб., величина которого будет погашаться за счет прибыли при 20% годовых.

Суммарные затраты на производство единицы  продукции: 30 + 20 = 50 руб. Минимальная  прибыль, чтобы покрыть кредитные  средства, должна составлять: (1000000/0,2) / 40 000 = 5 руб. (не ниже). Предполагаемая цена нового изделия составит 55 руб. (5 + 50 = 55 руб.).

Данный метод — единственный из всех, который учитывает платность  финансовых ресурсов, необходимых для  производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с  известной рыночной ценой.

Основной недостаток метода — использование  процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени. В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен.

е) Метод надбавки к цене

Расчет цены продажи в этом случае связан с умножением цены производства, цены закупки и хранения сырья  и материалов на определенный коэффициент  добавочной стоимости по формуле:

Себестоимость единицы продукции = цена продажи Х (1 + повышающий коэффициент).

Указанный коэффициент определяется делением общей суммы прибыли  от продаж на себестоимость. Возможен также подсчет данного коэффициента делением общей суммы прибыли  от продаж на цену продаж.

Рассмотрим  пример. Себестоимость единицы товара равна 1620 руб. Сумма наценки — 850 руб. Процент наценки на себестоимость  составляет: 850 руб. / 1620 руб. * 100 = 52,5%. То же на основе цены реализации: 850 руб. / (1620 руб. + 850 руб.) * 100 =34,4%.

Вышеперечисленные методы определения  цен на базе издержек больше подходят для обоснования базисной цены, которая  должна ответить на вопрос: можно или  нельзя выходить на рынок с данным товаром, чем для определения  окончательной продажной цены.

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1 Практическая часть

  На основе данных завода  по пошиву детской одежды «Карапуз»,  определим розничную цену на  продукцию, методом «средние издержки+прибыль». Нам известно следующее: объём  выпущенной продукции предприятия   составляет 120 единиц при постоянных  затратах на весь выпуск 3600 рублей, стоимость материалов на единицу  продукции – 35 рублей, заработная  плата с начислениями – 18 рублей, прибыль на единицу продукции  – 22%, НДС – 18%, торговая наценка  – 25%.

 

  1. Рассчитаем постоянные затраты на единицу продукции. 

3600/120= 30 рублей.

  1. Найдем переменные затраты. Они состоят из затрат на материалы и заработной платы с начислениями.

35+18=53 рубля.

  1. Найдем себестоимость путём сложения постоянных и переменных затрат, т.е. 30+53=83 рубля.
  2. Прибыль найдем из рассчитанной суммы себестоимости продукции и процентной ставки 20%, т.е. 83*20%=17 рублей.
  3. Цена заводская складывается из суммы выше найденных расчётов, т.е. 83+17 =100 рублей.
  4.   Найдём цену реализации с НДС 100*1,18=118 рублей.     
  5. Теперь мы можем найти розничную цену с торговой наценкой

       118*1,25=148  рублей.

 

 

 

 

 

 

     

 Данные расчётов сведём в  таблицу:

 

№п\п

Статьи расчета (элементы цены)

Сумма, рублей

1.

Переменные затраты

53

2.

Постоянные затраты

30

3.

Себестоимость продукции

83

4.

Прибыль на единицу продукции

17

5.

Цена заводская

100

6.

Цена реализации с НДС

118

7.

Розничная цена с торговой наценкой

148

Информация о работе Методы ценообразования на предприятии