Конкуренция и ее влияние на рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 23:16, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший
организм, состоящий
из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,
финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне
разветвленной
системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок

Файлы: 1 файл

реферат.конкуренция и её влияние на цены2.docx

— 69.21 Кб (Скачать)

1.   Значение конкуренции  и ее влияние на рынок

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий

из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих,

финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной

системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, в которой

существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате

взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара,

которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения

производителей (предложение - это количество товара, которое производители

продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет

количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей),

участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на

какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и

структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие

конкуренции (лат. concurrere –  сталкиваться, состязаться ).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип

взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов

предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.

Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения

по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим

человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В

соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в

рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение

) процесс. Он служит лучшему  обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке

компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное

обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через

рекламу.

    

    

2.   ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ

 

2.1. Сущность конкуренции, условия её существования

 

    

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие

условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и

порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью

каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры

и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за

экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её

противоположность -  монополия) может существовать только при определённом

состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от

определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

     1.     Количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых

предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

     2.     Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

     3.     Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного

и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке,

качеству, цвету и др.);

     4.     Участие фирм в контроле над рыночной ценой.

     Рыночное соперничество классифицируется так:

    

 
 


 

                                                                         

    

2.2. Совершенная  Конкуренция

 

    

Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной собственности и

хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется

множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких

количествах, а также:

     1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не

оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

     2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

     3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на

свою продукцию, то потеряет покупателей;

     4.Продавцы действуют независимо друг от друга;

     5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

Последнее условие предполагает возможность каждому гражданину стать свободным

предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей

его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой

дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями

и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования

рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы

через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения

отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются

на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не

удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной

конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является

ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.

    

2.3. Несовершенная  Конкуренция

 

Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце

XIX – начале XX в. в связи  с образованием монополий. В этот  период происходит

концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за

природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики

явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного

производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П.

Самуэльсон особо  подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного

производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к

монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно

проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что

конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере

бесчисленного множества производителей ».[1]

Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара,

но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального

понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций,

характерных для несовершенной конкуренции.                   Монополия –

исключительное право производства, промысла, торговли и других видов

деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или

государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая

противоположность совершенной конкуренции (таблица 1). Монополистическая

конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных

прибылей, речь о которых пойдёт позже.

В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:

1.      С учётом  охвата экономики выделяются  такие виды монополистических     

организаций:

А)  Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный

контроль   над ценой);

Б)    Абсолютная монополия (находится в руках государства или

хозяйственных органов).

В)   Таблица 2

2.      В зависимости  от причин возникновения различают  следующие виды

монополий:

А) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации,

владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли

инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).

Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)

Таблица 1

    

Параметры состояния

рынка

Совершенная

Конкуренция

Монополия

Число продавцов

 

Много

 

Один

                 

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

 

Есть(нет вхождения)

                 

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет (один продукт)

                 

Участие фирм в контроле над ценами

 

Нет

 

Полный контроль


 

Таблица 2

    

Покупатели

 

Продавцы

       
   

Много

 

Несколько

 

Один

   
                 

Много

 

Совершенная

Олигополия

Монополия

 
   

Конкуренция

         
                 

Несколько

 

Олигопсония

Билатеральная

Ограниченная

 
       

Олигополия

Монополия

 
                 

Один

 

Монопсония

Ограниченная

Билатеральная

 
       

Монопсония

Монопсония

 
                 

 

В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду

объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод.

Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

     1.     Создают барьеры для вхождения на рынок новых фирм;

     2.     Ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли в

монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

     3.     Создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

     4.     Применяют более крупный капитал;

     5.     «Забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой.

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель,

синдикат, трест и концерн.

     Картель – союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в

котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты

производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о

квоте – доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах,

распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий,

изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные

условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая

продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной

группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.

Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей

промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма

организует финансовый контроль над всеми участниками.

Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует иметь в виду, сто

существует несколько видов конкуренции в условиях монополии: монопсония,

олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

     Монопсония – тип рыночной структуры, при которой  существует монополия

единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки,

покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов

продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.

Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа

покупателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели

обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.

     Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм

монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой

преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии  могут иметь место

Информация о работе Конкуренция и ее влияние на рынок