Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:25, реферат

Краткое описание

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов определенные имущественные права, осуществление или передача которых непосредственно связаны с его предъявлением.

Оглавление

1. Государственные ценные бумаги: основные понятия, задачи, виды 3
1.1 Сущность понятия государственных ценных бумаг, основные задачи выпуска 3
1.2 Основные классификации государственных ценных бумаг 7
1.3 Виды российских государственных ценных бумаг………………..... .9
2. Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России…………………………………………14
2.1 Рынок государственных облигаций в РФ………………………..… 14
2.2 Рынок муниципальных облигаций в РФ…………………… 17
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ……………………………21
3.1 Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг в РФ 21
3.2 Перспективы развития российского рынка государственных
ценных бумаг .22
Список использованной литературы……………………………… ……... 26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов  власти. Государственные облигации  подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка. Государственные бумаги размещаются отдельными выпусками.

Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку банковских депозитов для юридических лиц и сберегательных вкладов для физических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности, так и по показателям надежности и ликвидности вложений.

Традиционно считается, что инвестиции в государственные облигации - безрисковые. Потому и доходность государственных облигаций на 4-5% годовых ниже доходности корпоративных облигаций. Государственные облигации размещаются и обращаются в секции государственных ценных бумаг на ММВБ. Рынок государственных облигаций характеризуется высокой ликвидностью и большими объемами эмиссии. Этим объясняется привлекательность рынка для банковского капитала.

 

2.2 Рынок муниципальных облигаций  в РФ

 

В России практически отсутствует  строгая система учета региональных заимствований и нет базового закона, который бы четко регулировал порядок выпуска эмиссии ценных бумаг субъектами Федерации и муниципальными образованиями, оговаривал процедуру их регистрации, цели, на которые направляются заимствованные средства. Потенциальным инвесторам совершенно неясно, кто является гарантом муниципальных бумаг.

Первоначальным  документом, который регламентировал  этот рынок, было Постановление Правительства  № 78, касающееся выпуска всех ценных бумаг в стране. В числе прочих там упоминаются и муниципальные займы. Сейчас в Минфине готовится постановление, которое впоследствии будет преобразовано в федеральный закон, регулирующий параметры муниципальных займов.

Согласно  этому законопроекту процедура  выпуска ценных бумаг местными органами власти будет проходить аналогично федеральной, что потребует принятия законов о местном бюджете, утверждения предельного объема эмиссии, а также генеральных условий размещения9. Законопроект не запрещает ставить в расходной части бюджета какие-то инвестиционные позиции. Обязательным является требование учета всех заимствований в долговой книге, включая расходы по их обслуживанию. Законопроектом предусмотрены и ограничения по объему выпуска ценных бумаг субъектами Федерации 30% собственных доходных средств бюджета, а стоимости обслуживания займов - 15% их объема. Кроме того, ограничением на право выпуска займов должен стать и факт получения субъектом Федерации дотаций из госбюджета. Аналогичные нормы предусмотрены в Указе Президента Российской Федерации “О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти г.Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. Согласно этому указу эмитентам предоставляется шестимесячная отсрочка по уплате налога на операции с ценными бумагами, а исполнение обязательств по погашению внешних облигационных займов может обеспечиваться залогом или банковской гарантией. Однако лишь немногие из региональных и муниципальных эмитентов отвечают необходимым требованиям. Требованию бездотационности соответствуют только 8 региональных бюджетов. В действующем законодательстве не предусмотрены нормы, регулирующие ответственность региональных и муниципальных властей за несоблюдение правил эмиссии и обращения местных займов. В проекте Бюджетного Кодекса этот вопрос регулируется через условия предоставления финансовой помощи регионам. Государственная Дума предлагает ввести в Бюджетный Кодекс термин “банкротство территорий”, предполагающий такие действия, как санация, внешний контроль, внешнее управление, перевод исполнения бюджета в федеральное казначейство, утверждение бюджета вышестоящим органом

В I квартале 2006 г. на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций наблюдалось сезонное сокращение объемов операций. Региональные эмитенты подготавливали, утверждали и регистрировали условия эмиссии и обращения своих облигаций, размещаемых в 2006 г., проводили конкурсы по определению организаторов займов. В феврале—марте в Минфине России были зарегистрированы условия эмиссии и обращения облигаций Санкт-Петербурга, Республики Саха (Якутия) и Томской области.

Эффективная доходность региональных облигаций  на вторичных торгах на ФБ ММВБ и  СПВБ, рассчитанная информационным агентством “Сбондс.ру” по группе ведущих эмитентов, в течение I квартала колебалась в узком диапазоне. Среднее значение данного показателя составило 6,6% годовых против 6,7% годовых в предыдущем квартале10.

За 2005 г. внутренний рынок облигаций  вырос на 40% (табл. 1). На 30 сентября 2005 г. общий объем внутреннего рынка  превысил отметку в 1 трлн руб. и составил 1,35 трлн руб. В отличие от прошлых лет, когда сегменты государственного и муниципального долга увеличивались в объеме быстрее, в текущем году лидером стал рынок корпоративных облигаций - он вырос на 50%. Увеличение объема рынка ГКО/ОФЗ составило 25%. После некоторого перерыва Банк России вновь начал эмиссию собственных облигаций (ОБР). С учетом ОБР сегмент государственных облигаций увеличился на 40%. Демонстрировавший в прошлом высокие темпы роста рынок муниципальных облигаций за 10 мес. 2005 г. показывает более скромные результаты - прирост в объеме 21%.

В настоящий момент доходность облигаций  Москвы и регионов достигла своих  исторических минимумов: 6,7-7,0 % - по выпускам с погашением в 2008 г., 7,6-7,75% - с погашением в 2010-2014 гг. Большинство субфедеральных облигаций имеют доходность 7,5-8,5% с погашением в 2007-2008 гг. Таким образом, перед инвесторами возникает необходимость хеджирования риска изменения процентных ставок.

 

3. Проблемы и перспективы развития  рынка государственных ценных  бумаг в РФ

 

3.1 Актуальные проблемы рынка  государственных ценных бумаг  в РФ

 

Наряду  с позитивными моментами развития рынка государственных бумаг  следует отметить наличие ряда проблем, которые могут привести к негативным последствиям на рынке внутренних заимствований. В настоящее время сохраняется высокая концентрация отдельных инвесторов в выпусках обращающихся ценных бумаг, придерживающихся консервативной инвестиционной политики. В результате, несмотря на значительный рост объема торгуемого рынка, в последние годы ликвидность остается на достаточно низком уровне. Ситуация усугубляется приходом на рынок государственных ценных бумаг пенсионных средств, что приводит к росту доли пассивных инвесторов на рынке ГКО/ОФЗ. В связи с этим возникает необходимость принятия скорейших мер, направленных на развитие рынка государственных бумаг в целом и удовлетворение интересов различных групп инвесторов.

Согласно  принятому законодательству одним  из направлений инвестирования пенсионных накоплений сегодня являются государственные ценные бумаги. Для некоторых структур (Пенсионного фонда России, государственной управляющей компании) государственные ценные бумаги -основной инструмент инвестирования.

Пенсионный  фонд России и управляющая компания являются новой категорией инвесторов на рынке государственных внутренних заимствований, которые имеют иные от существующих участников рынка ГКО/ОФЗ инвестиционные цели. Указанные структуры выступают пассивными инвесторами, обладающими «длинными» деньгами, в отличие от кредитных организаций.

Основная  задача инвестирования пенсионных накоплений - долгосрочное вложение на длительные сроки с целью прироста капитала в течение длительного периода. В связи с этим стратегию инвестирования можно сформулировать следующим  образом: «вложил — держи до погашения».

Таким образом, рынок ГКО/ОФЗ не в полной мере соответствует инвестиционным целям указанных пассивных инвесторов.

Кроме того, при инвестировании пенсионных накоплений на рынке ГКО/ОФЗ возникает  проблема и для самого рынка. Вложение этих средств только в ОФЗ вызовет значительный рост доли пассивных инвесторов и постепенное снижение ликвидности рынка за счет вытеснения с него активных участников - коммерческих банков, финансовых компаний.

В связи с этим сегодня происходит переосмысление задач и целей размещения государственных ценных бумаг.

 

3.2 Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг

 

В настоящее время цель размещения государственных бумаг - привлечение  средств для осуществления текущего погашения государственного долга.

Однако  уже в ближайшее время России понадобится создание новой технологичной  законодательно отрегулированной системы  государственного инвестирования, предусматривающей  выделение средств бюджета на различные социальные программы, с  отсрочкой их исполнения и промежуточным инвестированием денег в финансовые инструменты.

Создание  такой системы позволяет не ограничиваться формальным осуществлением бюджетных  расходов, а обеспечивать исполнение отсроченных бюджетных обязательств, определенных федеральными законами. Именно этим руководствовался Минфин, когда создавал такой инструмент, как государственные сберегательные облигации (ГСО).

Для Пенсионного фонда России и государственных  управляющих компаний Минфин планирует  размещать данные бумаги по закрытой подписке. Для участников рынка предполагается размещение этих бумаг на аукционе. Особенность такого инструмента - отсутствие вторичного рынка. При этом с целью обеспечения ликвидности для инвесторов, приобретших ГСО, предусмотрена возможность выкупа данных облигаций эмитентом, а также их обмена на рыночные облигации федерального займа.

Для развития рынка ГКО/ОФЗ Минфин и  Банк России предложили ввести «базовые»  выпуски облигаций федерального займа и восстановить институт первичных  дилеров на рынке ГКО/ОФЗ. Особенностью «базовых» выпусков станут11:

  – стандартность срока размещения облигаций: 3, 5, 10 и 15 лет;

  – предоставление эмитентам более обширной информации об объемах и сроках размещения новых выпусков.

Кроме того, в случае введения института  первичных дилеров будет ограничена доля одного инвестора в базовом выпуске до уровня не более 35%. На сегодняшний день это требование является наиболее сложным.

Путем введения института первичных дилеров  Минфин России минимизирует свое участие  на вторичном рынке в связи  с наличием гарантированной возможности размещать бумаги на первичном рынке. Первичные дилеры (не более 15-20 организаций), принимая на себя обязательства по гарантированной покупке заранее определенного объема облигаций на аукционах и поддержанию рынка в ликвидном состоянии за счет выставления двухсторонних котировок, получили бы эксклюзивное право работать с Министерством финансов и расширять свою клиентскую базу.

Принятие  подобной схемы позволило бы повысить ликвидность рынка ГКО в целом  и отдельных его выпусков в частности, расширить базу владельцев, создать основу для развития рынка производных инструментов, где в качестве базы активов выступили бы государственные облигации.

В 2005 г. привлечение за счет размещения госбумаг составило 210 млрд. руб., при  этом было погашено около 85 млрд. руб. Таким образом, чистое привлечение 125 млрд. руб. Однако законом о бюджете определен верхний предел государственного внутреннего долга. На 1 января 2006 г. он должен составить 988 млрд. руб. По оценкам Минфина, объем долга по государственным ценным бумагам составит около 890-910 млрд. руб. В случае сохранения профицитного федерального бюджета и использования части средств Стабилизационного фонда на погашение внешнего долга, появляется возможность привлечь в 2006, 2007, 2008 гг. по 240-340 млрд. руб. При этом объем ежегодного погашения в ближайшие 3-4 года составит 70-110 млрд. руб. Это дает возможность достичь чистого привлечения средств на уровне 170-230 млрд. руб. Около 100— 120 млрд. руб. чистого привлечения будет получено на рынке ГКО/ОФЗ и примерно 70-110 млрд. руб. - за счет операций на рынке ГСО12.

Говоря  о перспективах рынка заемных  средств для регионов-эмитентов, нужно иметь в виду, что он будет  ограничен, главным образом, внутренним финансовым рынком. Для полномасштабного выхода на внешние рынки надо преодолеть не только технические трудности, но и сопротивление федеральной власти. Уже в этом году муниципальным займам предстоит адаптироваться к новой системе налогообложения государственных ценных бумаг. По мнению экспертов, введение 15% налога на доход по госбумагам больнее всего ударит именно по местным выпускам, поскольку бремя обслуживания займа и выплату доходов по облигациям предстоит нести местным бюджетам, а налог с этих доходов будет перечисляться в федеральный бюджет и только потом частично возвращаться в региональную казну.

Но  и это еще не все. Ведь доступные  для России средства на внешнем рынке  также жестко ограничены ее статусом международного заемщика, да и абсолютной ограниченностью этих ресурсов. И  если, в лучшем случае, новые формы привлечения финансовых капиталов позволяют рассчитывать на лишние 3-5 млрд. долларов в год, то понятно, что такие решения, которые предлагают “региональные займы”, хотя и важны, имеют, тем не менее, в целом ограниченный характер для экономики в целом13.

Сегодня приходится считаться с тем, что  на внутреннем рынке прироста свободных  капиталов не происходит (если не считать  локальных структурных сдвигов).

Потому  речь приходится вести о “переманивании”  инвесторов на новые участки с  таких развитых площадок как, например, рынок ГКО-ОФЗ. Собственно, в этой парадигме и происходит становление региональных ценных бумаг. Это значит давать сопоставимые или более высокие гарантии по текущей доходности и стабильности выплат.

Главное же, что из этого следует, - так это невозможность решить проблему национальной экономики путем перетягивания куцего финансового одеяла с ног на голову: либо ноги мерзнут, либо голова стынет. Иными словами, наблюдаем игру с нулевой суммой - сколько у нас прибыло, столько в другом месте убыло. Иначе и быть не может, когда делят накопления на фоне коллапса доходных видов деятельности.

Чтобы выйти из тупиковой ситуации с  отсутствием инвестиций и ограниченностью  оборотных средств, нужен надежный источник доходов в реальном секторе экономики и лишь постольку, поскольку нужны и возможны займы у внешних и внутренних инвесторов. Причем мощность и стабильность подобного источника доходов должны быть таковы, чтобы окупались даже те “дорогие деньги”, которые сегодня приносят “региональные займы”.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  2. Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг. – М.: Инфра-М, 2004.
  3. Вестник Банка России/ Центральный банк РФ. - 31 мая 2006. - № 32 (902)
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. - СПб.:1996.
  5. Закон РФ от 13.11.92 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации"
  6. Колтынюк Б.А. Ценные бумаги: Учебник. Второе издание.- СПб.: Издательство Михайлова В.А.,2001.
  7. Муравьева A. Кому дать взаймы? // Новости рынка недвижимости.- 2005.- № 23
  8. Носкова И.Я. Государственные облигации на рынке ценных бумаг//Финансы.- 1995.- N 11
  9. Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 11 апреля 2006 года
  10. Официальный сайт ЦБ РФ [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http:// www.cbr.ru
  11. Перспективы рынка ценных бумаг на 2007 год // 15.01.2007. Источник: УРАЛСИБ, ФК http://stocks.investfunds.ru/analitics/340/
  12. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь.- М.: 1995.
  13. Российская Федерация. Госкомстат. Основные макроэкономические показатели 2005 - 2006. / [Electronic resource]. - Mode of access: Word Wide Web. URL: http://www.gks.ru/fkl_12hlmt.
  14. Рынок ценных бумаг /Под ред. В. А. Галанова, А.И.Басова. М.:”Финансы и статистика”,1996.
  15. Указ Президента РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 1 июля 1996 года N 1008
  16. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996. / Российская газета.-25.04.1996.-№79
  17. Фeльдмaн А. А. Гоcудapcтвeнныe цeнныe бумaги.- М.: Инфpa-М, 1995.
  18. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В.И. Колесникова, В.С.Торкановского, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  19. Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций // Рынок ценных бумаг.- 2005.- № 6
  20. Шадрин А. Новые муниципальные облигации для городской инфраструктуры // Рынок ценных бумаг.-1999.- №1

Информация о работе Государственные ценные бумаги