Государственные ценные бумаги

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:25, реферат

Краткое описание

Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов определенные имущественные права, осуществление или передача которых непосредственно связаны с его предъявлением.

Оглавление

1. Государственные ценные бумаги: основные понятия, задачи, виды 3
1.1 Сущность понятия государственных ценных бумаг, основные задачи выпуска 3
1.2 Основные классификации государственных ценных бумаг 7
1.3 Виды российских государственных ценных бумаг………………..... .9
2. Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России…………………………………………14
2.1 Рынок государственных облигаций в РФ………………………..… 14
2.2 Рынок муниципальных облигаций в РФ…………………… 17
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг в РФ……………………………21
3.1 Актуальные проблемы рынка государственных ценных бумаг в РФ 21
3.2 Перспективы развития российского рынка государственных
ценных бумаг .22
Список использованной литературы……………………………… ……... 26

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

– индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

– выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

– комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

 

1.3 Виды российских государственных ценных бумаг

 

1. Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Выпуск ГКО начался с 1993 г. со сроком обращения 3 месяца. Главной задачей этих ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО (выпускаемых в бескупонной форме) выступает Минфин РФ. Банк России проводит размещение, обслуживание и погашение облигаций. Эмиссия производится отдельными выпусками на срок 3, 6 и 12 месяцев в безбумажной форме.

Облигации размещаются с дисконтом  на первичных аукционах, на которых в качестве дилеров участвуют коммерческие банки, получившие соответствующие полномочия от Банка России. Все операции по покупке и продаже облигаций производятся в торгово-депозитарной системе ММББ, права на облигации учитываются путем внесения изменений на счетах "депо" в депозитарии этой биржи. В настоящее время рынок ГКО не работает, т.к. после кризиса 1997 г., государство не имеет возможности погашать ГКО6.

2. Казначейские обязательства (КО). Возникновение их связано с ростом задолженности государства предприятиям различных отраслей хозяйства и форм собственности. Чтобы решить эту проблему (в 1994 г.), не прибегая к инфляционным методам, Правительство РФ поставило целью переоформить 10% этой задолженности в особые долговые ценные бумаги. Такими бумагами стали КО.

КО выпускаются сроком на 1 год  в безбумажной форме. Время с момента выпуска до начала погашения варьируется от 50 до 360 дней, в зависимости от серии. По всем сериям КО установлен единый доход - 40% годовых.

Владельцы КО вправе производить с  ними следующие операции:

– погашать кредиторскую задолженность,

– оплачивать без ограничений товары и услуги,

– продавать их физическим и юридическим лицам - резидентам,

– совершать залоговые операции,

– обменивать на казначейские налоговые освобождения,

– погашать с получением процентов.

Чтобы выполнять большую часть этих операций, КО должны пройти определенное для каждой серии количество индоссаментов (3-5).

3. Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). В результате банкротства Внешэкономбанка СССР (ВЭБ) на его счетах оказались "замороженными" средства юридических и физических лиц. Согласно Указа Президента РФ, задолженность ВЭБ перед юридическими лицами покрывается ОВВЗ со сроком погашения от 1 года до 15 лет. Займ был выпущен в 1993 г. общим объемом 7,9 млрд. долл. Номинал облигаций: 1000, 10 000 и 100 000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями. Облигации ВЭБ выступают документарными бумагами на предъявителя. Эмитент облигаций - Минфин РФ. Частью каждой облигации является комплект купонов, по которым производятся годовые выплаты процентов. Купонная ставка - 3% годовых - выплачивается 14 мая каждого года. При обмене вкладов ВЭБ на облигации преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным п/п и благотворительным фондам: им были выданы облигации ближних серий. Торговля облигациями ВЭБ производится как в России, так и за рубежом. На данный момент в России вся торговля облигациями ВЭБ происходит вне биржи. Ввиду невысокого купонного процента банки торгуют облигациями ВЭБ с дисконтом 20-70% в зависимости от серии.

4. Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ). ОФЗ выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. ОФЗ с переменным купонным доходом являются именными среднесрочными государственными ценными бумагами и представляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации.

Эмитентом выступает Минфин РФ, устанавливающее для каждого отдельного выпуска облигаций его объем, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных владельцев. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения, по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до выплаты дохода по предшествующему купону.

Все операции с ОФЗ, включая расчеты  и учет прав на облигации, осуществляются через учреждения Банка России. Размещение ОФЗ, как и ГКО, производится на аукционе через уполномоченных дилеров, а  вторичные торги - на ММВБ.

5. Государственный сберегательный займ (ГСЗ) был выпущен в обращение в августе 1995 г. Объем займа - 10 трлн. руб., которые государство получило, выпустив его облигации 10 сериями по 1 трлн. руб. каждая. ГСЗ выпускается в документарной форме на предъявителя, с процентным доходом, который для первого их выпуска равен 102,7% годовых. Облигации займа свободны в обращении, их владельцами могут быть как юридические, так и физические лица (резиденты и нерезиденты). Номиналы облигаций - 100 и 500 тыс. руб. Доход по этой ценной бумаге определяется ежеквартально, исходя из доходности ОФЗ. Погашение вверено Сбербанку. "Расчетная" цена облигаций ГСЗ зависит от дня покупки и определяется как сумма номинальной цены и накопленного на день совершения операции купонного дохода.

6. Еврооблигация - ценная бумага, как правило, на предъявителя, которая размещается за пределами страны. Срок размещения от 5 до 10 лет. Доходы выплачиваются в виде фиксировано-процентной ставки, с правом конверсии в другие облигации. Россия выпустила еврооблигацию в 1996 году на срок 5 лет. Объем эмиссии 1 млрд. долл. Доходность 9%. Размещение по цене 99,57 % от номинала.

7. Облигации банка России (ОБР). Появились практически сразу после кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКО, только в качестве эмитента - ЦБ РФ. Номинал - 1000руб. Срок обращения - до 1 года. Облигация дисконтная. Облигации могут покупаться только кредитными организациями.

8. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Выпускаются правительством РФ в лице Минфина. Форма  выпуска бумажная. Номинальная стоимость - 100 и 500 рублей. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на РЦБ. Купон выплачивается ежеквартально. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов. Основным отличие от ГКО и ОФЗ - это документарная форма , относительно низкий номинал и предъявительский характер ценных бумаг.

9. Приватизационные чеки (ваучеры).

Эти государственные ценные бумаги были выпущены в России (аналоги  имеются и в некоторых других бывших соцстранах) для опосредования  процесса передачи государственной собственности в частные руки, и в то же время предоставления равных начальных возможностей всем гражданам страны. Имеют ограниченный срок действия.

10. Муниципальные ценные бумаги.

Муниципальные ценные бумаги - это  способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели. Цель займа:

– покрытие временного дефицита местного бюджета

–финансирование бесприбыльных объектов, требующее единовременных крупных средств, которыми не располагает местный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов соц. назначения и местные инфраструктуры

– финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счёт получаемой прибыли.

Муниципальные ценные бумаги имеют  статус государственных с точки  зрения налогообложения, а также  порядка эмиссии и обращения. Размещение муниципального займа осуществляется посредством одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или др. коммерческих структур. Выбор таких посредников должен осуществляться на конкурсной основе с учётом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Обычно муниципальные облигации являются свободно - обращаемыми. В основной своей массе они выпускаются на среднесрочный и долгосрочный период. Эти облигации являются более рискованными и менее ликвидными, чем государственные. За время существования рынка муниципальных облигаций, существенно расширилась география выпуска этих бумаг. Теперь уже большинство районов страны зарегистрировали те или иные выпуски. Важной разновидностью российских муниципальных облигаций являются жилищные облигации, целью которых является финансирование строительства жилья. Эти облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низко доходными, либо бездоходными.

 

 

2. Современное состояние  рынка государственных ценных  бумаг в России

 

2.1 Рынок государственных облигаций в РФ

 

Участником процесса выпуска ценных бумаг, инициирующим и осуществляющим выпуск, является эмитент – юридическое лицо, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцем ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных в этих бумагах.

Обращение ценных бумаг – заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, их купля-продажа инвесторами. Включает в себя первичное и вторичное размещение7.

Основная цель выпуска займов в  сегодняшней России – покрытие переходящего из года в год дефицита бюджета и рефинансирование предыдущих займов. Обычно для этих целей выпускаются среднесрочные и долгосрочные обязательства, но в России в последние годы удерживается высокая инфляция, и потому для финансирования дефицита бюджета используются преимущественно краткосрочные бумаги и отчасти средние с минимальным сроком погашения.

К сожалению, в России мало известны облигации, выпускаемые под конкретные проекты, - как это делается, например, в Японии, где такие облигации  называются "строительными": средствами, полученные от их размещения, направляются на стоительство дорог, жилья, инфраструктуры. Долговые обязательства, эмитируемые Правительством, рассчитываются как на оптовый рынок (крупных дилеров и инвесторов - юридических лиц), так и на розничный рынок (население, мелких институционных инвесторов). Обычно для оптового рынка выпускаются бумаги с большим номиналом и в дематериализованной форме, а режим их функционирования обеспечивает не только высокую надежность, но и высокую ликвидность. Бумаги, выпускаемые для населения, больше напоминают сберегательные сертификаты. Сравнительно низкая ликвидность таких бумаг компенсируется более высоким доходом.

Важнейшей задачей эмитента государственных  ценных бумаг является конструирование  эмиссии разнообразных видов  обязательств, приспособленных к  меняющейся ситуации на денежном рынке  и удовлетворяющих интересы различных  инвесторов, включая население, и  размещение их на финансовом рынке с использованием высоких технологий, позволяющих поддерживать их ликвидность.

Во  всех цивилизованных странах государственные  ценные бумаги пользуются достаточно большим спросом среди населения  благодаря своей надежности. Пусть  они не самые доходные, но по сохранности они впереди любой самой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет свои самые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другим углом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают жить сегодняшним днем, и слепого следования за государством нет.

Что же представляет из себя сегодняшний  отечественный рынок государственных  облигаций? На середину 2004 года в свободном  обращении на российском рынке облигаций  находилось порядка 110 выпусков государственных ценных бумаг, из которых 33 выпуска представлены облигациями федерального займа, 3 - облигациями Банка России, 43 -облигациями субъектов Федерации, 31 - облигациями муниципальных образований. Таким образом, на рынке государственных облигаций федеральный сегмент занимает 33% от общего числа выпусков, субфедеральный - 39%, а муниципальный - 28%8.

Но  следует заметить, что данный сектор сам по себе существует в несколько  искаженном виде. Так, например, бумаги федерального значения для частного инвестора не представляют никакого интереса. Изначально государственные облигации служили, и достаточно успешно, для привычных целей - привлечения дополнительных ресурсов внутри государства за счет частных инвесторов. Как краткосрочный, ликвидный и доходный инвестиционный инструмент ГКО / ОФЗ покупали и банки и физические лица. После дефолта 1998 г. состав участников этого рынка существенно изменился. Чтобы «восстановить» рынок, государство с конца 1998-го по 2004 год не разместило ни одного нового выпуска рублевых облигаций, а затем, начав размещать, отдавало предпочтение очень длинным и низкодоходным выпускам.

На  сегодняшний день самый длинный  выпуск рублевых облигаций размещен до ноября 2021 г., а доходность по нему составляет порядка 8,7%. При такой доходности ГКО / ОФЗ не могут составить конкуренцию даже низкодоходным депозитам Сбербанка, поэтому инвесторам - физическим лицам такой инструмент не интересен. В настоящий момент в данном секторе остались только коммерческие банки во главе со Сбербанком и Пенсионный фонд, инвестирующий накопительную часть пенсий. По нормативам Центрального банка ГКО / ОФЗ приравнивается практически к деньгам - под них не нужно отвлекать дополнительные деньги на создание резервов, как по кредитам или корпоративным облигациям. Кроме того, ГКО / ОФЗ приносят хоть и маленький, но доход, и их можно быстро продать и превратить в деньги.

Невозможно  однозначно утверждать, что государственные  облигации проигрывают корпоративным  выпускам. Каждый вид облигаций, существующий на российском долговом рынке, имеет как преимущества, так и изъяны. Бумаги федерального уровня, несмотря на низкую доходность, которая с учетом инфляции носит отрицательный характер, одновременно представляют собой самый низкорискованный вид облигаций. Поэтому для осторожных инвесторов государственные бумаги будут иметь большее преимущество, чем высокодоходные и более рискованные бумаги корпоративных эмитентов. Субфедеральные и муниципальные выпуски имеют уже более высокую доходность, но риски остаются ниже, чем у большинства корпоративных облигаций. Поэтому они могут быть привлекательны для консервативных инвесторов.

Информация о работе Государственные ценные бумаги