Ценообразование на рынке нефти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Нынешнее состояние нефтяной промышленности России. Мировая добыча нефти. Проблема высоких цен на нефть, запасы нефти и нефтепродуктов и наличие свободных мощностей. Механизм ценообразования на нефтяном рынке, и формула определения основных (базисных, маркерных) цен. Особенности биржевого ценообразования.

Оглавление

Раздел 1. Характеристика рынка нефти 3
1.1. Нефтяная промышленность России 3
1.2. Мировой рынок нефти 5
1.3. Рынок российской нефти 7
Раздел 2. Методология ценообразования на рынке нефти 9
2.1. Эволюция механизма ценообразования на нефтяном рынке 9
2.1.1. Первый и второй период развития нефтяного рынка 11
2.1.2. Третий период развития нефтяного рынка 12
2.1.3. Четвертый период развития нефтяного рынка 13
2.2. Биржевое ценообразование 13
2.3. Внебиржевой рынок 17
2.4. Факторы, определяющие цену на нефть 17
2.5. Проблемы ценообразования на нефтяном рынке 19
Раздел 3. Стратегии и методы ценообразования на нефтяном рынке на примере ОАО НК «ЮКОС» 23
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

cirk.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

В результате залогового аукциона и последовавшего за ним инвестиционного конкурса компании, представляющие Менатеп, приобрели более 80% акций ЮКОСа. Покупка ЮКОСа имела характер "дружественного захвата". Во-первых, плотные контакты нефтяной компании и банка начались, как минимум, в начале 1994 г., т. е. два года они "притирались" друг к другу. Во-вторых, новые хозяева сохранили за старым руководством значительное реальное влияние и высокие посты, которые и к настоящему времени не стали чисто номинальными. Однако главную роль в управлении ЮКОСом сразу после его покупки стали играть Ходорковский и члены его команды, для которых с 1997 г. нефтяная компания стала основным местом работы.

Практически сразу же после перехода под контроль Менатепа ЮКОС начал экспансию в смежные отрасли. Наиболее серьезными приобретениями стали, по-видимому, контрольные пакеты акций Омского и Московского шинных заводов. Кроме того, весной 1997 г. ЮКОС стал совладельцем крупной транспортной компании - АО "Волготанкер", а с середины 1998 г. принимает активное участие по управлению компанией.

В 2000 году было объявлено, что ЮКОС и его акционеры сконцентрировали более чем 90% акций нефтедобывающих предприятий ЮКОСа и ВНК - Юганскнефтегаз, Самаранефтегаз, Томскнефть, и что начинается обмен акций нефтеперерабатывающих заводов - Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского и Ачинского, в которых на начало года ЮКОСу принадлежит от 38% до 50% акций.

ЮКОС совершил также первую крупную сделку в российской нефтяной промышленности в 2000 г. По данным его руководителей, в январе-феврале он приобрел блокирующий пакет акций Оренбургнефти, сделав тем самым весомую заявку на участие в будущей приватизации ее материнской компании ОНАКО. В это же время продолжилась активность на традиционном для ЮКОСа китайском направлении, где, в частности, удалось наладить взаимопонимание с Транснефтью. Однако следует иметь в виду, что масштаб реальных операций с Китаем весьма мал, а крупные проекты находятся на стадии предварительных переговоров.

Значимым событием 2001 года было подписание контракта на поставку нефтепродуктов в Японию.

В 2002 году компания добыла 70 млн. тонн нефти

В конце мая пересматривается методика расчета индексов Morgan Stanley Capital International (MSCI) , на которые ориентируются глобальные западные фонды. Доля России в All Country World Index Free (ACWIF) снижается с 0,17% до 0,14%. Зато в индексе развивающихся стран MSCI EMF вес нашей страны, напротив, вырастет с 2,54% до 2,99%. Рост обеспечит включение в индекс самой дорогой компании России - "ЮКОСа".

В 2003 году "ЮКОС" планирует добыть 83 млн. тонн нефти (606 млн. баррелей), что на 18,6% превышает ожидаемый показатель 2002 года (70,0 млн. тонн или 511 млн. баррелей). Об этом говорится в пресс-релизе компании. Добыча природного и попутного нефтяного газа в 2003 году запланирована на уровне 5,6 млрд. кубических метров (198 млрд. кубических футов), что на 135,7% превышает ожидаемые показатели 2002 года.

Объем переработки нефти в 2003 году составит 30,4 млн. тонн (222 млн. баррелей), что соответствует ожидаемому уровню 2002 года. Ожидается, что основная часть добытой в 2003 году нефти будет экспортироваться, что приведет к увеличению зарубежных поставок трубопроводным и прочим транспортом на 40,6% до уровня 52,3 млн. тонн (382 млн. баррелей) по сравнению с 37,2 млн. тонн. (272 млн. баррелей), ожидаемым в 2002 году. Экспорт и продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке запланированы на уровне 10,2 млн. тонн и 17,1 млн. тонн соответственно, что несущественно отличается от ожидаемых показателей 2002 года.

              Из-за того, что ценообразование на нефтяном рынке происходит биржевым путем, то для увеличения прибыли компании приходится снижать издержки производства и увеличивать добычу и экспорт нефти. Главная задача, которая стоит перед нефтедобывающим комплексом ЮКОСа, - снижение себестоимости добычи нефти. Она успешно решается посредством применения передовых технологий, улучшения качества ремонта скважин, повышения нефтеотдачи пластов, а также внедрения передовых технологий использования попутного газа, в том числе применение газотурбинных установок малой мощности для выработки электроэнергии. Большой вклад в снижение себестоимости должно внести совершенствование всего комплекса отношений между нефтедобывающими предприятиями и сервисными компаниями.

В третьем квартале 2002 года себестоимость добычи нефти и газа без амортизации и налогов составила 1,45 долл. США на баррель нефтяного эквивалента, сократившись на 20,3% по сравнению с третьим кварталом 2001 года. Средний размер общехозяйственных и административных расходов, относящихся к добыче нефти и газа, в третьем квартале 2002 года составил 0,31 долл. США на баррель нефтяного эквивалента, что на 26,2% ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. За первые девять месяцев 2002 года себестоимость добычи нефти и газа составила 1,40 долл. США на баррель нефтяного эквивалента, сократившись на 21,3% по сравнению с показателем аналогичного периода 2001 года. Средний размер общехозяйственных и административных расходов, относящихся к добыче нефти и газа, за первые 9 месяцев 2002 года составил 0,32 долл. США на баррель нефтяного эквивалента, сократившись на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Экспортные цены на нефть – ключевой фактор, влияющий на объем выручки компании, – возросли в третьем квартале 2002 года как по сравнению со вторым кварталом 2002 года, так и с третьим кварталом 2001 года. Средняя цена реализации нефти на экспорт в дальнее зарубежье в третьем квартале 2002 года составила 187,48 долл. США за тонну (25,65 долл. США за баррель), что на 7,6% выше по сравнению с уровнем 174,16 долл. США за тонну (23,83 долл. США за баррель) в третьем квартале 2001 года. В третьем квартале 2002 года средняя цена реализации нефтепродуктов на экспорт составила 178,01 долл. США за тонну, что на 6,6% выше уровня 166,98 долл. США за тонну в соответствующем периоде 2001 года. В третьем квартале 2002 года средняя цена реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке составила 178,40 долл. США за тонну, что на 17,8% выше по сравнению с 151,46 долл. США за тонну в соответствующем периоде 2001 года.

Операционные расходы в третьем квартале 2002 года составили 387 млн. долл. США. За первые девять месяцев 2002 года операционные расходы составили 1,037 млрд. долл. США. Данное увеличение было в основном обусловлено консолидацией компаний John Brown Hydrocarbons Limited и Davy Process Technology Limited, приобретенных в октябре 2001 года, консолидацией прочих недавно приобретенных компаний, а также ростом операционных расходов в результате увеличения объемов добычи и переработки нефти.

Транспортные расходы в третьем квартале 2002 года возросли на 30,0% и составили 412 млн. долл. США. За первые девять месяцев 2002 года расходы на транспортировку составили 1 млрд. долл. США. Рост этой группы расходов явился результатом увеличения объемов транспортировки нефти, роста тарифов на транспортировку нефтепродуктов, увеличения использования железнодорожного транспорта, что привело к увеличению среднего уровня транспортных издержек, поскольку удельная стоимость транспортировки по железной дороге существенно превышает удельную стоимость транспортировки трубопроводным транспортом.

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы выросли в третьем квартале 2002 года на 67,4% до уровня 236 млн. долл. США. За первые девять месяцев 2002 года эти расходы составили 579 млн. долл. США, что на 13,8% превысило уровень соответствующего периода 2001 года, когда этот показатель составил 509 млн. долл. США. Рост коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, прежде всего, был связан с увеличением объемов реализации нефти и нефтепродуктов, использованием новых экспортных направлений, ростом расходов на бухгалтерские, аудиторские и консультационные услуги, ростом заработной платы и социальных расходов, а также с консолидацией новых дочерних компаний. Дополнительно, ряд неденежных начислений, таких как начисление в результате снижения резерва по юридическим обязательствам и неденежные списания, связанные со снижением стоимости некоторых активов, привели к увеличению коммерческих, общехозяйственных и административных расходов на 15 млн. долл. США в третьем квартале 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года. За первые девять месяцев 2002 года общая сумма единовременных неденежных статей была ниже на 25 млн. долл. США, в основном из-за того, что в 2001 году в полном объеме были произведены начисления ушедшим на пенсию сотрудникам в рамках программы «Ветеран», и, соответственно, в 2002 г. такие начисления не производились.


Список используемой литературы

 

 

1.       Цены и ценообразование в рыночной экономике. Ч.2. Цены и рыночная конъюнктура./ под ред. Есипова В.Е.-СПб.: издательство СПБГУЭФ, 1998.

2.       http://www.yukos.ru – Официальный сайт ОАО НК «ЮКОС»

3.       А. Конопляник. Куда исчезли справочные цены? // Нефть России. 2000, №7

4.       А. Конопляник. От прямого счета – к обратному // Нефть России. 2000, №8

5.       http://info.olmagroup.ru – Сайт инвестиционной компании «ОЛМА»

6.       http://www.russianoil.ru – Интернет-портал «Русская нефть»

7.       http://www.dinform.ru – Сайт Агентства финансовой информации «Консультант»

8.       http://www.ifs.ru – Сайт Института Финансовых Исследований



Информация о работе Ценообразование на рынке нефти