Ценообразование и ценовая политика организаций (предприятий) Красноярского края в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:02, реферат

Краткое описание

Экономика отрасли является не только теоретической, но и прикладной наукой, пользуется не только выводами других наук, но и сама обеспечивает смежные науки фактической информацией о закономерностях формирования и развития отрасли, процессов её развития, связи процессов концентрации и диверсификации производства с эффективностью его функционирования параметров производственного процесса с существующим уровнем развития технологии, а также выполняет методические функции. Она должна обеспечить управленческим органам надежную обратную связь, выполнить функцию обоснования принимаемых ими решений в сфере управления экономическими процессами развития экономики отрасли.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….5
1. Характеристика организации………………………………………………………………7
2. Ценообразование и ценовая политика организаций (предприятий) Красноярского края в рыночной экономике………………………………………………………………………………8
2.1 Цена, ее экономическое значение, функции, виды цен………………………………..8
2.2 Правовое регулирование ценообразования в организации…………………….………9
2.3 Классификация цен в организации………………………………………………………10
2.4 Порядок ценообразования в организации. Разработка ценовой политики организации………………………………………………………………………………………….11
2.5 Государственный контроль в области ценообразования……………………………….12
2.6 Пути совершенствования системы ценообразования в организации………………….13
3. Реклама……………………………………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

курсак по экономике.docx

— 252.82 Кб (Скачать)

В тоже время, нормы, определяющие и регулирующие ценообразование, содержатся в ряде нормативных актов: Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях; Налоговом кодексе Российской Федерации; Федеральном законе от 14.07.97 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании  агропромышленного производства», Федеральном законе от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Законе РСФСР  от 22.03.91 г. «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями  и дополнениями на 09.10.2002) в части определения монопольно высоких и монопольно низких цен, Федеральном законе от 17.08.95 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. 26.03.2003), транспортном законодательстве.

В частности  статьей 40 Налогового кодекса РФ установлены  принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей  налогообложения. В соответствие с  положениями этой статьи для осуществления  контроля за полнотой исчисления налогов  налоговые органы вправе проверять  правильность цен в следующих  случаях:

    между зависимыми друг от друга лицами;

    по товарообменным (бартерным) операциям;


    при совершении внешнеторговых сделок;

    при отклонении цен более, чем на 20% от уровня цен, применяемого налогоплательщиками по идентичным товарным операциям.

Тем не менее, основную роль в ценовом регулировании  играют иные правовые акты и ведомственные  акты, которые и определяют государственную  ценовую политику, нацеленную на дальнейшую либерализацию ценообразования  при сохранении государственного регулирования  цен в сфере естественных монополий, при государственных закупках на ряд социально значимых товаров, работ и услуг. Так, Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 (с изм. На 08.04.2003 г.) «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» закреплено положение о том, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются  на внутреннем рынке РФ всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм.

Порядок государственного регулирования цен (тарифов), координация  деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, подготовка предложений  по применению санкций за нарушение  норм законодательства о государственном  регулировании цен возложены  на Правительство РФ.

Постановлением  Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 определен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг и перечень услуг транспортных, снабженческо-бытовых и торговых организаций, в отношении которых  применяется государственное регулирование  цен (тарифов), а также утвержден  перечень продукции (услуг), цена на которые  регулируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопросы регулирования  ценовой политики находятся в  ведении Федеральной службы по тарифам, уполномоченной осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством  Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования  цен и тарифов, относящегося к  полномочиям других федеральных  органов исполнительной власти, а  также осуществляющей функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в  сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В определении  ценовой политики также участвует  и Федеральная антимонопольная  служба в части применения методов  регулирования деятельности субъектов  естественных монополий.11 Бекузарова Л. Ю. Ценовое регулирование предпринимательской  деятельности (теоретико-правовой аспект) - «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2008. № 2. C. 178-233.

Следует иметь  в виду, что актами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  не могут устанавливаться основы ценовой политики, являющиеся едиными  на всей территории страны, но при этом им дано право регулировать формирование и применение цен.

В целом, ценовое  регулирование осуществляется следующими способами: прямое (директивное) ценовое  регулирование и косвенное экономическое  регулирование.


Первое направление  предполагает, в частности, установление фиксированных цен для социально  значимых товаров, работ и услуг; установление предельных цен (например, тарифы на электроэнергию); установление базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (тарифы на грузовые железнодорожные перевозки) и т.п. Вторая группа способов включает в себя использование субсидий, налоговых льгот, бюджетных дотаций и пр.

Государственный порядок ценообразования включает в себя:

а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);

б) установление предельных коэффициентов изменения  цен (тарифов), предельных ровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка  включения в себестоимость продукции  различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные  виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную  продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);

д) регистрацию  оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и  основных комплектующих изделий, регистрацию  отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения.

 

Ответственность за нарушение  государственной дисциплины цен.

В Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение государственной  дисциплины цен.

Административное  правонарушение выражается в нарушении  установленного порядка ценообразования:

а) завышении  регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении  регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении  установленных надбавок (наценок) к  ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении  установленных надбавок (наценок) к  ценам (тарифам, расценкам, ставкам  и т.п.);

д) иное нарушение  установленного порядка ценообразования.

 

Объектом  правонарушения в этой связи являются экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской  деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

Меры административной ответственности распространяются на граждан, должностных лиц, юридических  лиц и состоят в виде наложения  административного штрафа на граждан  в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, Указом Президента РФ от 28.02.95 г. № 221 (с изм. на 08.04.2003 г.) предусмотрено, что к  организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании  цен (тарифов), применяются санкции  в виде взыскания всей суммы излишне  полученной выручки.


Лица, виновные в нарушении норм законодательства о государственном регулировании  цен (тарифов), привлекаются к ответственности  в установленном порядке. Уголовная ответственность собственно за нарушение государственной дисциплины цен не предусмотрена. Однако, если данное деяние подпадает под определение состава преступления в сфере экономической деятельности, то в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрены соответствующие меры ответственности.

 

2.3 Классификация цен в организации

 

Исходя из обслуживаемой  сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:

• оптовые  цены на продукцию промышленности;

• цены на строительную продукцию;

• закупочные цены;

• тарифы грузового  и пассажирского транспорта;

• розничные  цены;

• тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

• цены, обслуживающие  внешнеторговый оборот.

Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций  независимо от форм собственности в  порядке оптового оборота. Этот вид  цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.

Оптовые цены предприятия – цены изготовителей  продукции, по которым они продают  произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и, получая такую прибыль, которая позволит им продолжать и развивать свою деятельность.

Оптовые (отпускные) цены промышленности – цены, по которым  предприятия и организации-потребители  оплачивают продукцию предприятиям-производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой или оптовой организации, прибыль  снабженческо-сбытовой или оптовой  организации, акциз и налог на добавленную стоимость. Издержки и  прибыль снабженческо-сбытовой или  оптовой организации составляют величину оптово-сбытовой скидки (наценки).

Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны  с оптовой торговлей, в то время  как оптовые цены предприятия  более тяготеют к производству.

В хозяйственной  практике применяются три вида цен  на строительную продукцию:

• сметная  стоимость, отражающая предельный размер затрат на строительство каждого  объекта;

• прейскурантная цена, которая представляет собой  усредненную сметную стоимость  единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой  площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и т.п.);

• договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком.

Закупочные  цены – это цены (оптовые), по которым  реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами  и населением. Обычно являются договорными  ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.

Тарифы грузового  и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и  пассажиров, взимаемую транспортными  организациями с отправителей грузов и населения.

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются  в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.

Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения  торговых организаций и их прибыли.

2.4 Порядок ценообразования в организации. Разработка ценовой политики организации

Установления  цен на продукцию предприятия  в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает у покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая – исключает возможность  приобретения товара многими покупателями.

Ценовая политика предприятия – понятие многоплановое, оно включает комплекс подходов, принципов  и методов формирования и установления цен на производимые товары (услуги).

Ценовая политика предприятия является элементом  экономической, финансовой, рыночной, коммерческой стратегии организации. В силу того, что маркетинг включает в себя вопросы регулирования  цен. Формирования ассортиментной политики, изучения потенциальных потребителей продукции конкурентов, ценовая  политика является элементом маркетинга на предприятии.

1. Обеспечение существования фирмы на рынках.

Проблемы могут  возникнуть из-за конкуренции или  изменившихся запросов потребителей. Чтобы обеспечить работу предприятий  и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены  устанавливать низкие цены в надежде  на благожелательную ответную реакцию  потребителей. При этом прибыль может  терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.

2. Максимизация прибыли.

Многие предприниматели  хотели бы установить на свой товар  цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный  спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив  выбирается та, которая принесет в  краткосрочном периоде максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются  на краткосрочные ожидания и не учитываются  долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов  маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства.

3. «Снятие сливок» благодаря установлению высоких цен.

Фирма устанавливает  на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря  сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая  к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота.

4. Завоевание лидерства на рынке и в определении цен.


Эту цель преследуют, как правило, крупные компании, она  отражает положение предприятия (фирмы) на рынке при установлении общих  ценовых уровней. Существуют предприятия (фирмы), самостоятельно устанавливающие  цены, - фирмы-ценоискатели. Например, корпорация DuPont на новинки своего производства, обладающие неоспоримыми преимуществами перед товарами конкурентов, устанавливает максимально возможную цену.

Информация о работе Ценообразование и ценовая политика организаций (предприятий) Красноярского края в рыночной экономике