Управленческий учет в принятии решений предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть роль принятия и реализации управленческих решений в предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели курсовой работы, необходимо решить ряд задач:
- ознакомиться с понятием и классификацией управленческих решений;
- рассмотреть методы используемые при принятии решений;
- охарактеризовать процесс принятия управленческих решений;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы принятия управленческих решений в процессе
предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.1 Понятие и классификация управленческих решений………………………5
1.2 Методы используемые при принятии решений…………………………….8
1.3 Процесс принятия управленческих решений……………………………...10
1.4 Управленческий учет и анализ механизма принятия решений в
предпринимательской деятельности…………………………………………...17
Задача 13………………………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

upr_uch_v_prinyatii_resh_predpr_deyat_otprav.doc

— 283.00 Кб (Скачать)

Одним из важных и трудных этапов процесса принятия решений является поиск альтернативных вариантов действий. Данный этап вызывает необходимость получать информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменении экономической обстановки. В случае если внимание руководства организации поглощено ассортиментом продукции и рынком сбыта сегодняшнего дня и выпускается из-под контроля тенденция к снижению рынка сбыта продукции, то появляется опасность, что в будущем организация не сможет генерировать достаточно денежной наличности, для того чтобы выдержать конкуренцию. Для того, чтобы максимизировать в будущем приток денежной наличности, руководству организации необходимо постоянно получать информацию о возможных положительных и отрицательных для нее тенденциях в развитии экономической обстановки, а также незамедлительно принимать меры, при помощи которых станет возможным защитить организацию от различных неожиданностей в будущем. Возможен один из следующих вариантов действий:

Выпуск новой продукции для сбыта на уже существующих рынках;

Выпуск новой продукции для сбыта на новых рынках;

Создание новых рынков для уже выпускаемой продукции.

После выбора альтернативных курсов действий возникает необходимость получить информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменений экономической обстановки. Это самый трудный и важный этап процесса принятия решения.[23]

Когда вероятные сферы деятельности определены, администрация должна оценить возможные темпы роста показателей своей деятельности, способность компании удержать соответствующую долю рынка и осуществить движение денежной наличности для каждого альтернативного курса действий в различной экономической среде. Так как проблемы, ожидающие своего решения, существуют в изменчивой и не всегда понятной экономической среде, необходимо рассмотреть определенные факторы, которые находятся вне контроля принимающего решение и могут оказывать влияние на каждый альтернативный курс действий. Эти неуправляемые факторы называются экономической средой. Примерами таких возможных состояний экономической среды являются экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции.[15]

Вариант действий, выбранный фирмой на основании вышеописанной информации, вызовет вовлечение ее ресурсов в производство на длительный период, и положение фирмы будет находиться под влиянием ее экономической среды, т.е. товаров, которые она производит, ее рынков сбыта и способности реагировать на будущие изменения. Выбор варианта определяет долгосрочную перспективу фирмы и, следовательно, решения, которые она может принять в будущем. Эти решения обычно называют долгосрочными и стратегическими.

Стратегические решения имеют очень большое влияние на будущее положение фирмы, и поэтому важно, чтобы была собрана точная информация о возможностях фирмы и ее экономической среде. Поэтому стратегические решения должны быть прерогативой высшей администрации.[18]

Кроме стратегических, или долгосрочных решений, администрация должна также принимать решения которые не требуют долгосрочного привлечения ресурсов фирмы. Такие решения считаются краткосрочными, или оперативными, и обычно являются прерогативой менеджеров более низкого уровня управления. Принятие краткосрочных решений основывается на экономической обстановке сегодняшнего дня и на оценке материальных, человеческих и финансовых ресурсов, которыми фирма располагает в настоящее время. А эти ресурсы в значительной степени определяются качеством принятых фирмой долгосрочных решений. Для того чтобы прийти к тому или иному краткосрочному решению, нужно ответить на такие, например, вопросы:

1.Какие установить продажные  цены на продукты фирмы?

2.Сколько товаров каждого вида  необходимо произвести?

3.Какие средства массовой информации  необходимо использовать для  рекламирования товаров фирмы?

4.Какой уровень обслуживания будет предложен покупателям: сколько дней потребуется для доставки товаров по заказу, как будет организовано обслуживание покупателей на дому работниками фирмы?

Для выработки краткосрочных решений также необходимо собирать соответствующие данные, например данные о продажных ценах товаров конкурирующих фирм, ожидаемом спросе на товары по альтернативным продажным ценам и прогнозируемых при различных вариантах производства, затратах. Эта информация потребуется на различных уровнях управления для принятия решений об установлении продажных цен и объеме выпуска продукции. После того как необходимая информация собрана, администрация должна решить, какие варианты действий выбрать.[23]

Выбор оптимального варианта действия из альтернативных вариантов.

На практике принятия решения это сравнительная оценка конкурирующих альтернативных курсов действий и выбор варианта, который в наибольшей степени отвечает целям организации (предприятия). Если таковой является максимизация будущих поступлений чистых платежей наличными, то оптимальный альтернативный курс действий должен выбираться путем сравнения прогнозов поступления денег наличными. Следовательно, к каждому альтернативному варианту действий должны быть применены методы анализа прироста (инкрементного анализа) чистых денежных поступлений.[19]

Осуществление принятых решений.

Выбранные альтернативные курсы действий являются отправной точкой для составления сметы.

Смета - это финансовый план реализации различных решений, принятых администрацией (дирекцией). В сметах учитываются поступления и оттоки денежной наличности, доходы от продаж и затраты. Сметы сводятся в единый документ, в котором в концентрированной форме выражены намерения организации (предприятия) и ожидаемые результаты. Процесс составления сметы направлен на то, чтобы каждый член организации знал о своей предполагаемой роли в осуществлении решений администрации.

Последние этапы процесса – это сравнение фактических и планируемых результатов (показателей) и принятие необходимых мер в случае их расхождения. Данные этапы относятся к контролю и регулированию в рамках фирмы. Управленческая функция процесса контроля и регулирования – представляет собой оценку результатов деятельности (показателей) предоставление сведений о них и выработку корректирующих мер, направленных на то чтобы цели были достигнуты и планы фирмы реализованы.

Для контроля (мониторинга) за результатами деятельности бухгалтер готовит отчеты и представляет их менеджерам, ответственным за выполнение определенных решений. Отчеты, содержащие данные сравнения фактических результатов (фактических затрат и доходов), должны готовиться систематически. Данные этих отчетов обеспечивают обратную связь для сравнения запланированных и фактических результатов. В таких отчетах особое внимание должно уделяться показателям, которые расходятся с запланированными, чтобы менеджеры сосредоточили на них свое внимание. Этот процесс- применение способа управления по отклонениям.

Эффективность контроля и регулирования зависят от корректирующих действий, направленных на приведение фактических результатов в соответствие с запланированными показателями. В свою очередь планы также могут уточняться, если результаты сравнений показывают, что какие-то запланированные показатели не могут быть достигнуты. [22]

Подведем итог. Управленческие решения классифицируются по различным признакам, но, несмотря на классификацию, они всегда должны быть: эффективными, своевременными, рациональными, обоснованными и реально осуществимыми. Для принятия управленческих решений менеджеры используют различные методы, такие как экономико-математические, традиционные, системные и др. Процесс принятия управленческих решений состоит из ряда последовательных этапов, а именно:

Определение целей и задач;

Поиск альтернативных вариантов действий;

Сбор данных для выбора альтернативных вариантов действия;

Выбор оптимального варианта действий из альтернативных;

Осуществление оптимального варианта;

Сравнение полученных результатов и плановых показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Управленческий  учет и анализ механизма принятия решений в предпринимательской деятельности

 

 

Управление – это систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие на процесс общественного труда или иной деятельности, направленное на достижение поставленной цели путем наиболее эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели организации. 
Среди возможных подходов к подготовке информационных пакетов для руководителей разных уровней наиболее распространен маржинальный подход, получивший широкое развитие в мире, начиная с середины XX в. Он подчеркивает важность релевантных (существенных) затрат, что является одним из критериев разумности будущего решения. В связи с развитием в последние два десятилетия XX в. стратегического управленческого учета, оперирующего полными затратами, роль маржинального подхода теоретически снижается. Однако на практике он продолжает оставаться наиболее популярным.

Использование механизма альтернативных (условных) затрат и инкрементальных (дополнительных) затрат и доходов позволяет очистить информацию для менеджеров от излишней, повысить ее релевантность. 
Маржинальный подход основывается на информации о переменных затратах; постоянные расходы считаются нерелевантными для принятия управленческих решений и показываются обособленно либо исключаются.

Он оперирует такими показателями, как:

- общая сумма переменных затрат на какой-либо объем;

- удельные переменные затраты;

- маржинальный доход (общая сумма);

- удельный маржинальный доход;

- уровень маржинального дохода.

Калькуляционная система «директ-костинг», позволяет в регулярном порядке получать информацию о переменных затратах из системы бухгалтерского учета.

Маржинальный доход - разница между выручкой и переменными затратами. Удельный маржинальный доход рассчитывается на единицу продукции, услуг, лимитирующего фактора и др. Например, для единицы продукции удельный маржинальный доход равен цене минус удельные переменные затраты.

Маржинальный доход лежит в основе многих групп управленческих решений:

- в основе принятия заказа  по цене, не превышающей себестоимость  при наличии свободных мощностей. При традиционном подходе менеджер может быть введен в заблуждение полной себестоимостью единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных расходов. В краткосрочном периоде при принятии оперативных, в ряде случаев тактических решений, если заказ возвращает переменные расходы и покрывает часть постоянных расходов, то он вносит вклад в общую прибыль организации и должен быть принят;

- при выборе альтернатив продуктовой  программы, при обсуждении вопросов изменения цены и др.;

- при определении объема на основе анализа его соотношения с прибылью и затратами. Например, можно легко вычислить объем продаж, необходимый для обеспечения запланированной прибыли, разделив сумму постоянных расходов и ожидаемой прибыли на удельный маржинальный доход.

Уровень маржинального дохода равен отношению маржинального дохода к объему продаж. Если в основу расчета показателя положены удельные величины, то он рассчитывается как отношение переменных расходов на единицу к цене. Уровень маржинального дохода указывает доходность того или иного объекта. Он помогает менеджерам, например, при выборе производственной программы.

Решения об объеме производства осуществляются на основе CVР-анализа (анализа безубыточности, критической точки, «затраты-объем - прибыль»). На величину планируемого объема производства влияет ряд условий: существующая производственная мощность, состав оборудования, технология, рынок сбыта и др. Методика подготовки релевантной информации для управляющих зависит, например, от того, насколько загружены мощности предприятия. В любом случае предпочтительнее маржинальный подход. Существует множество моделей, основанных на изучении взаимосвязи затрат, прибыли и объема.

Обычно рассмотрение вопроса начинается с анализа критической точки, т.е. той точки объема продаж, где нет ни прибыли, ни убытка. Маржинальный метод основывается на определении разности между выручкой от реализации и переменными затратами. Следовательно, в состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты. Точка безубыточности будет достигнута в том случае, когда предприятие получит доход, достаточный для покрытия постоянных затрат.

Для расчета прибыли используется следующая формула:

суммарный маржинальный доход - суммарные постоянные затраты = прибыль.

Так как в точке безубыточности прибыли нет, то  маржинальный доход на единицу продукции х объем реализации = суммарные постоянные затраты.

Таким образом, формула для расчета точки безубыточности с использованием метода маржинального дохода будет иметь следующий вид:

точка безубыточности = суммарные постоянные затраты: маржинальный доход на единицу продукции.

При использовании анализа «затраты - объем - прибыль» необходимо учитывать проблемы деления затрат на постоянные и переменные и допуски, которые принимаются:

- на величину затрат влияет только один фактор - объем;

- все затраты можно разделить на переменные и постоянные;

Информация о работе Управленческий учет в принятии решений предпринимательской деятельности