Торговая политика Российского государства 19 – начала 20 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. В первой половине XIX века Россия преимущественно оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию.
Основными видами транспорта были речной (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала

Файлы: 1 файл

Пустой 2.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

 

В XIX веке быстро растет значение черноморских и азовских портов, особенно в связи с ростом хлебной торговли. Так, если в 1802 году из 3710 судов, заходивших в российские порты, лишь 706 (19%) прибыло в порты Черного и Азовского морей, то в 1850 году - из 6560 судов - 2590 (39,5%) зашло в южные порты страны.

 

Этому способствовала и проводимая правительством таможенная политика. С 1803 года все таможенные пошлины для Черноморья были снижены на 25%.

 

Что касается таможенной политики правительства в целом, то, не вдаваясь в подробности, можно  сказать, что до 50-х годов XIX века Россия в основном проводила протекционистскую политику, смягчая и ужесточая ее в разные годы, и только после отставки министра финансов Канкрина был начат переход к политике фритредерства, т.е. к снижению тарифов и отмене запретов на целый ряд товаров. Так, к концу 40-х годов по 725 статьям тарифа пошлины были понижены.

 

Несмотря на ожесточенную борьбу, которую вели вокруг тарифов сторонники и противники протекционизма в целом, правительству  Николая I удалось проводить сбалансированную политику в этом вопросе.

 

Строительство железных дорог, развитие крупной промышленности в то время не могло развиваться  без поддержки и защиты государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торговля  в России

 

 

Заметно изменился  внутренний рынок. Пореформенные годы отмечены быстрым ростом внутреннего товарооборота: с 2,4 млрд. руб. в 1873 году до 11-12 млрд. руб. в 1900 году. По мере общего раз­вития крупной промышленности и железнодорожного транспорта менялись и формы торговли. Сезонные ярмарки сохранялись в ос­новном в менее развитых регионах. В крупных городах создавались торговые фирмы с разветвленной сетью стационарных магазинов, складов. Сформировались товарные биржи с огромным торговым оборотом. Как правило, биржи функционировали по специализи­рованному признаку: продажа леса, хлеба, строительных материа­лов и пр.

 

Еще в 1820-е годы зародилась практика проведения'промыш­ленных  выставок. В 1829 году в Санкт-Петербурге была открыта I Всероссийская мануфактурная  выставка, в работе которой участво­вали сотни российских предпринимателей с самой разнообразной продукцией. И вплоть до революции подобные выставки проходили раз в четыре года попеременно в разных городах страны. Во второй половине XIX века Россия являлась непременным участником Все­мирных выставок, где текстиль, парча, продукция машиностроения, продовольственные товары, ювелирные изделия, продукция фарфо­ровых и стекольных заводов, изделия художественных промыслов не­изменно получали высокие награды.

 

Усиление товарного характера  сельского хозяйства привело  к быстрому росту хлебного рынка, который увеличился за 30 порефор­менных лет более чем в два раза. Из общего количества продаваемого хлеба примерно 60% потреблялось внутри страны, а 40% — вывози­лось за границу. Еще быстрее развивался рынок промышленных това­ров как производительного, так и личного потребления. В стране сформировался устойчивый спрос на машины, орудия сельскохозяй­ственного труда, продукты нефтепереработки, и, прежде всего, керосин, ткани, обувь промышленного изготовления. Крупным потре­бителем становилось не только городское, но и сельское население.

 

Во вторую половину XIX века значительно возросли объемы внешнеторгового  оборота, страна быстро втягивалась  в мировой рынок. Совокупный объем  экспортно-импортных операций за 1 86 1 - 1 900 годы увеличился в три раза — с 430 до 1300 млн. руб., причем стоимость вы­возимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых. В структуре экспорта конца века 47% занимал хлеб. В то время как за эти порефор­менные годы общий объем экспорта увеличился почти в три раза, вы­воз хлеба увеличился за эти же годы в 5,5 раз. В конце века на вне­шний рынок ежегодно поступало до 500 млн. пудов зерновых. Среди других экспортируемых товаров были лен, лес, пушнина, сахар. В эти же годы значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина.

 

Основными статьями импорта  были машины, оборудование для промышленности и сельского хозяйства. Немалую  долю импорта со­ставляли металлы, хотя собственная российская металлургия  посто­янно развивалась. К концу  века снизились закупки хлопка-сырца  в связи с развитием хлопкосеющих районов в Средней Азии. В числе импортируемых были чай, кофе, какао-бобы, пряности. По-прежне­му подавляющая часть внешнеторгового оборота — 75-80% — прихо--дилась на европейские страны — Англию, Германию, а остальные 20-25% — на азиатские страны и США.


Информация о работе Торговая политика Российского государства 19 – начала 20 веков