Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 23:16, контрольная работа
Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. В первой половине XIX века Россия преимущественно оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию.
Основными видами транспорта были речной (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала
Федеральное Государственное
образовательные бюджетное
Высшего профессионального образования
"Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет"
Институт: ИКИС
Предпринимательство
Группа: ЭЭбзс-12-2
Контрольная работа
Торговая политика Российского государства 19 – начала 20 веков
Выполнил: Умнов Д.С.
2013г
Транспорт и торговля
Развитие внутренней торговли в России сдерживалось состоянием транспорта. В первой половине XIX века Россия преимущественно оставалась страной бездорожья, что изрядно мешало ее экономическому развитию.
Основными видами транспорта были речной (сплавом или бурлаками вверх по реке) и гужевой. Но по реке товары можно было перевозить только летом, а сухим путем преимущественно зимой, на санях. Летом грунтовые дороги становились непроезжими. Скорость передвижения грузов была очень мала. Довести барку с кладью с низовьев Волги до Петербурга можно было только за две навигации: за первое лето суда доходили только до Рыбинска и здесь зимовали. Поэтому оборот капитала был замедленным: товары в дороге значительно дорожали.
Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, потому что транспорт был сферой наемного труда. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. К 1860 г. только по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов, и основная часть грузов перевозилась паровой тягой.
В 30-х годах началось строительство железных дорог. Первая железная дорога была построена между Петербургом и Царским Селом, ее длина была всего 25 верст. Ее экономическая роль была мизерной, т. к. строилась она как увеселительный аттракцион для столичной публики. Большое значение приобрело строительство железных дорог между Петербургом и Москвой, Москвой и Нижним Новгородом. Железнодорожному строительству сильно противодействовали владельцы ямских станций, всячески старавшиеся не допустить новых средств передвижения. Но, тем не менее, к 1861 г. в России протяженность железных дорог составила 1500 верст.
С развитием транспорта, а, следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX века происходят качественные сдвиги.
1. Падает купеческая
прибыль. Прежде купечество
2. Теряют свое
значение ярмарки. В середине
столетия через ярмарки
Однако, крупнейшие ярмарки, с оборотом свыше 1 млн. рублей, все же продолжали действовать и процветать. На них при содействии иностранных оптовых торговцев заключались крупные международные сделки. Но характер торговли на ярмарках существенно изменился - теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где заключались предварительные торговые сделки без товаров.
На ярмарках, помимо самого процесса торговли, демонстрировались технические новинки, завязывались деловые контакты, создавались товарищества и акционерные общества. Ярмарки выступали в качестве чуткого барометра экономической жизни страны, на них происходило стихийное регулирование баланса спроса и предложения, координация хозяйственного механизма.
По-прежнему по глухим деревням ходили коробейники, офени, разносившие ткани, галантерею, мелкие предметы быта, зачастую не продавая их за деньги, а обменивая на сырье (лен, полотно и др.)
В области внешней
торговли Россия становится крупным
экспортером
Несколько изменилась структура импорта. Если раньше ввозились в основном потребительские товары - предметы роскоши, ткани и т. п., то теперь главным предметом ввоза стали машины и аппараты для фабрик и заводов, красители, хлопок-сырец, уголь. Большую роль в промышленном развитии России сыграла протекционистская таможенная политика правительства. С 1822 г. действовал протекционистский тариф: высокие пошлины на ввозимые товары защищали отечественных капиталистов от иностранной конкуренции и в то же время приносили большие доходы государству. В основном тарифами облагались дешевые английские товары (особенно текстиль), вплоть до полного их запрета на ввоз. В результате доходы казны от тарифных пошлин увеличились с 11 млн. руб. в 1824 году до 26 млн. руб. в 1842 году.
Торговля
Одним из важнейших
процессов, характеризующих социально-
Важной формой торговли в первой половине XIX в. Были ярмарки. Торговые обороты некоторых из них оценивались в десятки миллионов рублей. Крупнейшими ярмарками России были Нижегородская, Ирбитская (в Сибири), Коренная (под Курском), многочисленные украинские ярмарки - общее число ярмарок приближалось к 4 тыс. Следует, однако, отметить, что наряду с ярмарками успешно развивалась и постоянная (магазинная) торговля, широко развита была и торговля вразнос.
Развитию товарно-денежных
отношений в стране способствовало
образование хозяйственных
Образование хозяйственных регионов было важным показателем развития специализации, оно способствовало подъему экономики в стране, общественному разделению труда и повышению его производительности.
Торговля
Внутренняя торговля. В 1900-1913 гг. на 65% вырос товарооборот, большая часть которого приходилась на лавки и торговлю вразнос. Росла и оптовая торговля: число фондовых и товарных бирж достигло 85. В целом же этот большой рост был недостаточен, что объяснялось бедностью российской деревни: сельский житель покупал в 16 раз меньше, чем горожанин.
Внешняя торговля Россиирасширилась в 1897-1914 гг. в 2 раза, но как и раньше в основном вывозились сельскохозяйственная продукция и сырье (90% экспорта), прежде всего - зерно (40%). В то же время несколько увеличился экспорт промышленной продукции - тканей, сахара, металла и металлических изделий (10%). Правительство поощряло вывоз специальными премиями и освобождением от налогов экспортных товаров.Ввозились прежде всего машины и оборудование. Главными торговыми партнерами России являлись Германия и Англия. Развивалась торговля с Ираном, Китаем и другими странами Азии, русские промышленные товары, в том числе рельсы, появились на европейском и южноамериканском рынках.
Внешняя и внутренняя торговля
Довольно значительных успехов в начале XX века добились внешняя и внутренняя торговля. Так, в 1900 году учтенный внутренний товарооборот составил 12,3 млрд. руб., а в 1913 – уже 19,6 млрд. руб., т.е. рост составил 59,3%. Росло число людей, занятых в этой отрасли экономики. К 1913 году число работников торговли составило свыше 2 млн. человек.
Быстро развивались современные виды торговли: крупные торговые фирмы с сетью стационарных магазинов, специализированные оптовые биржи и т.д. Однако, наряду с новейшими формами торговли, в России вплоть до 1917 года имели место самые отсталые патриархальные формы торговли.
Преобладающая часть торговли была сосредоточена в частных руках. Исключение составила лишь государственная винная монополия. Общее число торговых заведений к 1912 году составило 1166,2 тыс., в том числе на оптовую и крупную розничную торговлю приходилось лишь 183,2 тыс. предприятий, мелочный торг – 608,1 тыс., ларьки – 349,2 тыс., развоз – 10,7 тыс., на разнос – 15 тыс.
Динамика товарооборота страны находилась в зависимости от промышленного цикла. Например, если с 1900 по 1913 г. товарооборот в целом вырос в 1,6 раза, то в период кризисных годов он увеличился в год на 1,9%, а в период подъема (1909-1913 гг.) на 7,9%.
Несмотря на
успехи в экономическом развитии,
покупательная способность
Несмотря на рост удельного веса промышленных товаров в структуре товарооборота, по-прежнему большую роль на рынке продолжала играть продукция земледелия, скотоводства, лесоводства и т.д.
Из-за огромной
территории страны, слабости транспортной
системы (особенно в восточных районах),
узости внутреннего рынка
С началом войны внутренний товарооборот сократился вследствие сокращения производства в невоенных отраслях, а также из-за понижения товарности сельского хозяйства. Особенно сильно повлияла на снижение товарооборота нехватка транспорта, занятого военными перевозками. Так, в 1916 г. невоенных товаров было произведено в 2 раза меньше, чем в 1913 году. Это вело к нарушению традиционных хозяйственных связей между районами, росту разрывов в ценах. Например, в промышленных районах в 1917 г. превышал уровень земледельческих районов почти в 3 раза. В этих районах увеличилась спекуляция такими товарами, как сахар, хлеб, мануфактура и др. Соответственно быстро росли и цены. С 1914 по 1915 гг. цены на соль выросли в 3 раза, на рис, пшено и овес – в 2 раза, на гречневую крупу – в 2 раза и т.д.
Попытки государства приостановить эти негативные процессы (установление предельных цен на товары первой необходимости, попытки введения продразверстки, карточек и т.д.) желаемых результатов не дали. Так, с осени 1916 до февраля 1917 г. были обеспечены закупки лишь на 33% от необходимого количества хлеба. Естественно, что все это служило дополнительным фактором к нагнетанию социального недовольства в стране, где население устало от тягот войны.
Что касается внешней торговли, то здесь мы можем наблюдать следующие процессы. В предвоенные годы внешнеторговый оборот существенно вырос. С 1900 по 1913 г. он увеличился в 2 раза, и составил 2,6 млрд. руб. Как положительный фактор нужно отметить то, что объем экспорта уверенно опережал объем импорта и составлял соответственно 1,5 и 1,1 млрд. руб.
По размерам внешнеторгового оборота Россия в начале XX века занимала 7-8 место в мире, уступая Англии, Германии, США, Голландии, Бельгии, Австро-Венгрии.
Информация о работе Торговая политика Российского государства 19 – начала 20 веков