Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 20:46, реферат
Проектирование торгового предприятия это – технологическое и организационное проектирование.
Технологическое проектирование – это разработка технологических карт, выбор и привязка оборудования, разработка внутренней планировки ТП, соответствующей выбранной технологии.
Организационное проектирование подразумевает рациональную организацию труда – создание оптимальной управленческой структуры, кооперацию, специализацию и разделение функций персонала.
В крупных фирмах для устранения недостатков функциональных структур управления используется так называемая дивизиональная структура управления. Распределение обязанностей происходит не по функциям, а по выпускаемой продукции или по регионам. В свою очередь в дивизиональных отделениях создаются свои подразделения по снабжению, производству, сбыту и т. д. При этом возникают предпосылки для разгрузки вышестоящих руководителей путем освобождения их от решения текущих задач. Децентрализованная система управления обеспечивает высокую эффективность в рамках отдельных подразделений.
Недостатки: рост расходов на управленческий персонал; сложность информационных связей.
Дивизионная структура управления строится на основании выделения подразделений, или дивизионов. Данный вид применяется в настоящее время большинством организаций, особенно крупными корпорациями, так как нельзя втиснуть деятельность крупной компании в 3-4 основных отдела, как в функциональной структуре. Однако длинная цепь команд может привести к неуправляемости. Создается также в крупных корпорациях.
Дивизионы могут выделяться по нескольким признакам, образуя одноименные структуры, а именно:
В связи с необходимостью ускорения темпов обновления продукции возникли программно-целевые структуры управления, получившие названия матричные. Суть матричных структур состоит в том, что в действующих структурах создаются временные рабочие группы, при этом руководителю группы в двойное подчинение передаются ресурсы и работники других подразделений.
При матричной структуре управления формируются проектные группы (временные), реализующие целевые проекты и программы. Эти группы оказываются в двойном подчинении, создаются временно. Этим достигается гибкость в распределении кадров, эффективная реализация проектов. Недостатки — сложность структуры, возникновение конфликтов. Примером могут служить авиакосмическое предприятие, телекоммуникационные компании, выполняющие крупные проекты для заказчиков.
Преимущества: гибкость, ускорение внедрения инноваций, персональная ответственность руководителя проекта за результаты работы.
Недостатки: наличие двойного подчинения, конфликты из-за двойного подчинения, сложность информационных связей.
Корпоративная организация или корпорация рассматривается как особая система взаимосвязи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Корпорации как социальный тип организации представляют собой замкнутые группы людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией, авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узко корпоративных интересов. Благодаря объединению ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация как форма организации совместной деятельности людей представляет и обеспечивает возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Однако объединение людей в корпорации происходит через их разделение по социальным, профессиональным, кастовым и другим критериям.
1.2 Теория бизнес
планирование предприятия
Начиная свою деятельность, любой предприниматель должен четко понимать потребность на перспективу в трудовых, финансовых, интеллектуальных и материальных ресурсах, их источники получения, должен, верно, рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе хозяйственной деятельности.
В условиях рыночной экономики предприниматели не смогут добиться успеха, если не будут планировать свою деятельность, постоянно собирать, обрабатывать и применять информацию о состоянии целевых рынков, положении конкурентов, так и о собственных возможностях и перспективах.
Важной задачей является вопрос привлечения в действующее или развивающееся предприятие инвестиций. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление предложений, которые требуют финансовых вложений. Для этого применяется бизнес-план.
Бизнес-план – это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Рекомендуется составление на срок 3-5 лет. Для первых двух лет показатели необходимо рассчитывать помесячно в помесячной и поквартальной разбивке, далее - в годовом разрезе.
Бизнес - план призван помочь:
– Начинающим
– Руководителям действующих предприятий для конкурентной деятельности;
– Предпринимателям, которые хотели бы получить национальные и иностранные инвестиции для подъема экономики и отдельных ее отраслей.
Основными целями бизнес-планирования являются:
Исходя из написанного выше, главная цель бизнес-плана – это дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.
Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).
Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:
Бизнес-план помогает определить
конкретное направление деятельности
фирмы, целевые рынки и место фирмы на
этих рынках; сформулировать долговременные
и краткосрочные цели фирмы, стратегии
и тактики их достижения; выбрать номенклатуру
и определить показатели товаров и услуг,
которые будут предлагаться фирмой потребителям,
а также, оценить издержки по их созданию
и реализации; оценить соответствие кадров
фирмы и условий мотивации их труда требованиям
по достижению поставленных целей; определить
состав маркетинговых мероприятий фирмы
по изучению
рынка, организации рекламы, стимулированию
продаж, ценообразованию, каналам сбыта
и т. п.; обеспечить жизнеспособность своей
фирмы в условиях жесткой конкуренции; добиться
максимизации прибыли в конкретных условиях; оценить
материальное и финансовое положение
фирмы.
В комплексе данные задачи предъявляют
особые требования к создаваемому руководством
фирмы хозяйственному механизму, который
должен обеспечить наиболее быструю адаптацию
деятельности фирмы к изменяющимся внешним
условиям макро- и микросреды за счет применения
современных методов стратегического
планирования.
Стратегическое планирование - это управленческая
деятельность по созданию и поддержанию
стратегического соответствия между целями
фирмы, ее потенциальными материальными
и технологическими возможностями и шансами
в сфере маркетинга и по достижению стратегического
преимущества перед конкурентами.
Таким образом, смысл стратегического
планирования состоит в:
- Создании условий для сдерживания стремления
руководителей только к максимизации
текущей прибыли в ущерб достижению долговременных
целей фирмы;
- Ориентирование руководителей в большей
степени на предвидение будущих изменений
макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование
на уже произошедшие изменения;
- Определение условий для установления
обоснованных приоритетов распределения
обычно ограниченных производственных
ресурсов с целью их мобилизации для достижения
поставленных конкретных целей;
- Уменьшение риска в хозяйственной деятельности
и обеспечении концентрации имеющихся
ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.
Одним из ключевых элементов стратегического
планирования является бизнес-план. Он
позволяет менеджерам и экономистам не
только обосновать необходимость разработки
того или иного инновационного проекта,
но и возможность его реализации в действующих
рыночных условиях.
Разработка бизнес-плана позволяет получить
ответы на следующие вопросы: как начать
бизнес, как эффективно организовать производство,
когда будут получены первые доходы, в
какие максимально быстрые сроки можно
будет расплатиться с кредиторами, как
уменьшить возможные риски.
Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного
планирования, включает не весь комплекс
общих целей предприятия или корпорации,
а одну из важнейших задач, определяющих
конкретное содержание планирования нового
вида деятельности или бизнес-проекта,
оценивая перспективную ситуацию как
внутри фирмы, так и вне ее.
Бизнес-план ориентируется главным образом
на разработку новой стратегии, или тактики
развития предприятия, тогда как обычное
планирование может включать различные
виды совместной текущей и перспективной
деятельности.
Бизнес-планы разрабатываются непосредственно
под руководством и при личном участии
предпринимателя - учредителя фирмы. Он
представляет собой специальный инструмент
управления, широко используемый практически
во всех областях современной рыночной
экономики независимо от масштабов и сферы
деятельности предприятия, формы собственности.
Механизм делового планирования включает
в себя теорию, методологию и практику,
охватывающие все особенности экономического
климата. Деловое планирование призвано
объединить в себе все этапы реализации
предпринимательских идей - от возникновения
до воплощения в жизнь. Такого рода планирование
призвано включать выбор возможных проектов
реализации идей; выявление наиболее реального
проекта и оценка его осуществимости на
основе предварительного технико-экономического
обоснования; разработку детализированного
бизнес-плана; обеспечение реализации
этого плана; оценку фактической эффективности
внедрения; корректировку плана с целью
повышения эффективности функционирования.
В условиях рыночной экономики подобный
план должен быть плановой программой
изучения рынка и конкурентов, рисковой
производственно-хозяйственной и финансовой
деятельности и продаж, обеспечивать адаптацию
деятельности фирмы к новым условиям.
Такого рода подход предполагает возможность
и необходимость разработки локальных
бизнес-планов по отдельным проектам,
товарам и услугам. В кризисных же условиях
бизнес-план предприятия призван, прежде
всего, решать задачи улучшения его финансового
состояния. Составление бизнес-плана фирмы
может не только привлечь инвесторов,
но и оказать помощь ее менеджменту, в
частности, в изучении всех тонкостей
ситуации. Верно разработанный проект
помогает выявить скрытые недостатки
в деятельности фирмы, в том числе те, которые
могут помешать его выполнению, тщательно
проанализировать рынок и открыть новое
поле деятельности, обнаружить просчеты
в маркетинговой стратегии конкурентов.
Бизнес-план это стартовая площадка любого
попавшего в затруднительное положение
предприятия, фундамент его оздоровления.
Но необходимо всегда помнить, что лишь
тщательное исследование может привести
к составлению реально выполнимого плана
обеспечения рыночной стабильности фирмы.
Ошибка может стоить дополнительных средств,
либо, в худшем варианте, привести к развалу
всего проекта.
Структура и сущности бизнес-плана в целом направлены на одну цель — удержать работоспособность предприятия, имеющего сложности, вывести его на более успешный уровень, либо помочь начинающему предпринимателю успешно выйти на рынок, открыть свое дело.