Сущность предпринимательской деятельности. Типология предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 06:25, реферат

Краткое описание

Формы организации предпринимательства. Предпринимательская среда. Типология предпринимательства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….…...3
I Сущность предпринимательской деятельности:
1. Условия, необходимые для предпринимательской деятельности…………..…4
2. Формы организации предпринимательства, их классификация и особенности………………………………………………………………………......6
3. Система условий и факторов, влияющих на развитие и эффективность предпринимательской деятельности………………………………………….…....11
3.1 Предпринимательская среда………………………………………………..…..11
3.2 Малое предпринимательство……………………………………………..…….13
II Типология предпринимательства: …………………………………..……….…15
1. Типы предпринимательской деятельности…………………….………..……..15
1.1. Предпринимательство государственное и предпринимательство частное...15
1.2. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность..15
2. Формы производительной предпринимательской деятельности…..................17
2.1. Два возможных способа действий предпринимателя в отношении
потребителя ……………………………………………………………………….…17
2.2. Традиционалистское и инновационное предпринимательство......................17
2.3. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности ………………………………………………18
3. Посредническая предпринимательская деятельность …………………………19
3.1. Понятие посредника…………………………………………………………….19
3.2. Функциональное назначение посредника …………………………………….19
3.3. Агентирование……………………………..……………………………………19
3.4. Конкретные формы агентирования…………………………………………….20
4. Предпринимательство в финансовой сфере……………………………………..21
4.1. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры……………………………...………………………………………21
4.2. Банки……………………………………………………………………………..21
4.3. Инвестиционные компании и фонды……………………………………….....22
4.4. Аудиторство …………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Предпринимательская_деятельность_реферат.docx

— 62.98 Кб (Скачать)

Улучшению положения в этом отношении  будет способствовать принятие Госдумой ряда нормативных актов по вопросам так называемой «дебюрократизации» многих законоположений, в частности, по предоставлению гарантий предпринимателям, по упрощению лицензирования и регистрации предпринимательской деятельности.

Важное значение в укреплении законных интересов предпринимателей будет  иметь принятый Государственной  Думой в ходе весенней сессии 2001 г. закон «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также в первом чтении Арбитражный процессуальный кодекс РФ в новой редакции, Гражданский  процессуальный кодекс РФ, ряд законопроектов президентского пакета по судебной реформе  и Уголовно-процессуальный кодекс (во втором чтении).

На повышение эффективности  предпринимательской деятельности оказывает заметное влияние развитие институционально-организационной  среды. Многие институты (организации) являются предпринимательскими и с  учетом специализации своей деятельности оказывают услуги и влияние при  этом на соответствующие предпринимательские  организации. Это касается коммерческих банков, страховых организаций, оптовых  и розничных продавцов, транспортных компаний. Несомненно значительная роль в развитии предпринимательства принадлежит федеральным и региональным фондам поддержки предпринимательства, торгово-промышленной палате РФ и ТПП, действующим в регионах, ассоциациям (союзам) предпринимателей, а также средствам массовой информации.

Внутренняя предпринимательская  среда  определяется совокупностью внутренних условий и факторов функционирования предпринимательской организации. К ним следует отнести следующие: наличие необходимого размера собственного капитала; правильный (обоснованный) выбор организационно-правовой формы предприятия (организации) и предмета деятельности; подбор команды партнеров; знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований; подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование; механизм сохранения предпринимательской тайны и некоторые другие.

Особое значение для успеха в  предпринимательской деятельности организации имеют разработка обоснованного  бизнес-плана, прогнозного расчета последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка обоснованной стратегии развития организации (предприятия) на перспективу.

К факторам внутренней предпринимательской  среды следует также отнести  четкое соблюдение предпринимателями  и наемными менеджерами законов  и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса  или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации (предприятия).

Опыт свидетельствует, что успеха добиваются те предприниматели, которые  хорошо знают правовой механизм организации  и ведения бизнеса; умело совершают  сделки и заключают предпринимательские  договоры; имеют долгосрочную обоснованную цель своей деятельности, которую  знают и поддерживают работники  предприятия; где налажена дисциплина, стимулирование труда, принимаются  обоснованные решения, нацеленные на долгосрочную перспективу.

 

3.2 Малое предпринимательство

 

В структуре хозяйствующих субъектов  предпринимательства особую экономическую  роль играет сектор мелких хозяйствующих  субъектов или малого предпринимательства (бизнеса).

Мировая и уже отечественная  практика показывает, что основными  критериальными показателями (факторами), на основе которых организации (предприятия) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем производства, оборота, прибыли (дохода).

В российской практике к малому предпринимательству, разрешенному с1988 г., относились предприятия  в зависимости от установленного предела по численности работников. Величина хозяйственного оборота, значение которого предоставлено было определять союзным республикам, так и не была установлена.

В Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» принцип отнесения хозяйствующих  субъектов к субъектам малого предпринимательства в зависимости  от средней численности работников сохранен. Этот же принцип (критерий) отнесения  хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству предусмотрен и в Законе г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве».

Малое предпринимательство играет значительную роль в рыночной экономике  в связи со свойственными ему  определенными преимуществами. Деятельность малых хозяйствующих предприятий  связана с повышением гибкости экономики. По уровню развития малого предпринимательства  можно судить о способности экономики страны и региона приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.

Анализ зарубежного и отечественного опыта развития малого предпринимательства  показывает, что условия и факторы, обусловливающие его развитие, создают  ему значительные преимущества в  развитии по сравнению с крупными хозяйствующими субъектами, а именно: более быстрая адаптация к  местным (региональным) условиям хозяйствования и ресурсам; большая самостоятельность  действий; гибкость и оперативность  в принятии и выполнении принципиальных решений; большая возможность для индивидуума проявить свои способности и инициативу; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление (условно постоянные); более низкая потребность в первоначальном капитале; способность быстро вносить изменения в ассортимент продукции (работ, услуг) в процессе производства и реализации, реагируя на требования местных рынков; относительно более высокая скорость оборачиваемости капитала. Собственники малых хозяйствующих субъектов склонны к сбережениям и инвестированию, у них выше уровень личной мотивации в реализации проектов. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса населения, производство продукции (работ, оказание услуг) осуществляют во многих случаях по заказу конкретных потребителей, дают средство к существованию большому числу наемных работников. Малые организации (предприятия) по сравнению с крупными способствуют увеличению занятости работников, содействуют расширению подготовки профессиональных кадров. В ряде стран мира малые и средние предприятия по сравнению с крупными занимают доминирующее положение как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Для России, находящейся на этапе  становления рыночных отношений, создание и развитие сектора малого предпринимательства  служит прежде всего основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения к переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике.

Несмотря на трудности и неудачи  реформирования экономики, последствия  финансового кризиса 1998г. (август), малое  предпринимательство в России развивается  и набирает темпы роста, решая  экономические, социальные и научно-технические  проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Типология предпринимательства
  1. Два основных типа профессиональной предпринимательской деятельности

 

1.1. Предпринимательство  государственное и предпринимательство  частное

Предпринимательство как особая форма  экономической активности может  осуществляться как в государственном, так и в частном секторе  экономики. В соответствии с этим различают:

а) предпринимательство  государственное;

б) предпринимательство  частное.

Государственное предпринимательство

Государственное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим  законодательством) управлять государственным  имуществом (государственное предприятие), или

б) органами местного самоуправления (муниципальное  предприятие).

Собственность такого рода предприятий  есть форма обособления части  государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой  таких предприятий выступает  то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

Частное предпринимательство

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме  индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов —  государственное и частное предпринимательство  — имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления  во многом совпадают. И в том и  в другом случае осуществление такой  деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих  видов предпринимательства.

1.2. Производительная  и посредническая предпринимательская  деятельность

Предпринимательство как форма  инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:

1) осуществление  непосредственных производительных  функций, т. е. производство  товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма,  туристская компания, инжиниринговая  фирма или конструкторское бюро);

2) осуществление  посреднических функций, т. е.  оказание услуг, связанных с  продвижением товара на рынок  и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от  непосредственного производителя  такого товара его потребителю.

Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных  услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства  на практике не носит действительно  приоритетного характера — общество способствует развитию и второго  типа предпринимательской деятельности, т. е. посредничества. Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет:

1) к увеличению  производительности труда непосредственных  производителей товаров на основе  углубления специализации;

2) к ускорению  темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;

3) к насыщению  товарных рынков до объективно  требуемых размеров и функционированию  непосредственных товаропроизводителей  в соответствии с интересами  конечных потребителей (поскольку  посредник специализируется главным  образом на изучении потребительского  спроса и заказе или приобретении  только той продукции, потребительский  интерес к которой он уже  выявил; любую продукцию, производимую  непосредственным товаропроизводителем, он приобретать не будет).

Товаропроизводитель и  посредник: логика партнерства

Логика предпринимательской деятельности непосредственного производителя  товаров сводится к тому, что вместо обращения к изучению рынка и  рыночной ситуации он может получить экспертную оценку предпринимательской  идеи, обратившись к посреднику. По этой причине чаще всего между  этими двумя субъектами производственных связей устанавливаются доверительные  партнерские отношения, основанные на взаимной передаче требуемой информации, ибо каждый из них сознает, что  достижение цели (получение предпринимательского дохода) во многом зависит именно от таких их взаимных действий.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы производительной предпринимательской деятельности

 

Внутри каждого типа предпринимательской  деятельности существует возможность  и необходимость конкретной специализации  предпринимателя.

2.1.  Два возможных способа действий предпринимателя в отношении потребителя

Следует особо подчеркнуть, что  такое противостояние не носит антагонистического характера. Наоборот, разрешение противостояния осуществляется только через поиск  взаимоприемлемого компромисса (оба  субъекта — и предприниматель  и потребитель — сознают, что  ни один из них не может существовать без другого). В таком противостоянии активная роль сохраняется за предпринимателем, который в отношении потребителя  может действовать одним из двух возможных способов. 

Навязываемый потребителю  интерес предпринимателя

Выявленный интерес потребителя

Способ 1

Выявленный интерес  потребителя — итог, результат изучения предпринимателем очевидных, но не удовлетворяемых (или не полностью удовлетворяемых) потребностей потребителя, которые можно удовлетворить путем развития предпринимательской активности (например, мало производится конфет или не производятся дешевые конфеты). Такой подход возможен в условиях товарного дефицита и характерен для общества с низким уровнем социально-экономического развития.

Способ 2

Навязываемый потребителю  интерес предпринимателя — итог, результат предпринимательского решения по выявлению неосознанного интереса потребителя. В основном такая предпринимательская активность связана с решением (и готовностью) предпринимателя производить новые товары, не традиционные для потребительского рынка.

 

2.2. Традиционалистское  и инновационное предпринимательство

Предпринимательская деятельность, связанная  с непосредственным производством  товаров, может носить:

1)традиционалистский  характер (традиционалистское предпринимательство);

2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Инновация (нововведение) — обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции  на основе внедрения достижений науки, техники, технологии. Это закономерный, объективный процесс совершенствования  общественного производства.

Предпринимательство в сфере непосредственного  производства товаров может, таким  образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ее форме включает в  себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства, техническими элементами производства или изменениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае, однако, можно говорить о производстве традиционных товаров с привнесением частичной инновации. В случае когда производство не частично, а полностью основывается на инновации, результатом такой его организации выступает новый (не существовавший ранее) товар или же товар с принципиально новыми характеристиками, свойствами или даже сферами использования.

Информация о работе Сущность предпринимательской деятельности. Типология предпринимательства