Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 09:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Предпринимательство"
Уровень ликвидности оценивается с помощью двух коэффициентов: коэффициента покрытия и коэффициента срочности.
Коэффициент покрытия представляет
собой соотношение текущих
Коэффициент срочности представляет собой соотношение высоколиквидных активов, подлежащих быстрой реализации, и краткосрочных обязательств фирмы.
Одним из основных факторов успешной деятельности фирмы, а также важным критерием финансового состояния фирмы является прибыльность. Этот критерий говорит о том, что доходы фирмы не только покрывают ее издержки в процессе получения этого дохода, но и составляют чистую прибыль. Коэффициент прибыльности не должен быть равен нулю или иметь отрицательную величину. Эти показатели могут говорить об убыточности фирмы и даже о возможном ее банкротстве. Чтобы оценить относительный уровень прибыльности фирмы, необходимо использовать определенные показатели. К ним относятся: рентабельность и окупаемость.
Рентабельность характеризует отношение объема прибыли фирмы, которая получена за определенный промежуток времени, и стоимости производственных и других видов средств, использованных фирмой в целях получения этой прибыли.
Формула рентабельности, согласно определению, будет выглядеть так:
Рентабельность = чистая прибыль (валовая прибыль) / стоимость основных и оборотных средств.
Важным критерием прибыльности является окупаемость. Этот показатель характеризует временные сроки возврата финансовых средств, вложенных в производство и реализацию продукции фирмы. Эта величина называется сроком окупаемости вложений и определяется путем деления объема капиталовложений на объем годовой прибыли. Величина срока окупаемости вложенного в дело капитала измеряется в количестве лет.
Скорость оборачиваемости
капитала является показателем скорости
использования средств, вложенных
в предпринимательскую
Критерий устойчивости или надежности фирмы показывает, насколько надежно обеспечена фирма собственными ресурсами и какова ее зависимость от внешних источников финансирования. Величина этого показателя определяется при помощи отношения внешних инвестиций к собственным денежным ресурсам фирмы. Показатель должен иметь величину меньше единицы. Если показатель устойчивости намного меньше единицы, это говорит о том, что фирма имеет высокий уровень финансовой независимости, и использует внешние источники финансирования.
Принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости):
Методы конкуренции:
1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);
2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;
3) на основе снижения цены (ценовая);
4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя;
5) на основе повышения качества управления;
6) на основе использования всех конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).
Ценовая конкуренция. Ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами, а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.
При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые на рынке товары.
При скрытой ценовой
конкуренции фирмы вводят новый
товар с улучшенными
Неценовая конкуренция. Выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и т. д. Сильнейшее орудие неценовой конкуренции – реклама. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
1) промышленный шпионаж;
2) переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
3) выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству.
К «честным» приемам конкурентной борьбы можно отнести:
Нечестные приемы конкуренции: Обращение к властям, переманивание сотрудников, лоббирование интересов, изъятие лицензии, демпинг, сброс компромата, работа с таможней, скупка акций и пр.
В системе бизнеса, как и в любой другой системе, можно выделить базисные элементы и элементы инфраструктуры.
Инфраструктура бизнеса – это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между производителями, продавцами и потребителями товаров и услуг.
Предпринимателям, чтобы начать свое дело, нужно иметь возможность купить сырье, станки, необходимое оборудование, не обязательно у тех, кто их производит. Производители могут быть в другом городе, в другой стране и тратить время на поездки не всегда бывает возможным. Поэтому наряду с данными элементами принято выделять и другие, а именно те, которые выполняют функции связи, отношений между опосредования производителями и потребителями товаров и производственных услуг. Такие элементы системы бизнеса и выполняемые ими типы деятельности возникают в процессе движения товаров и производственных услуг из сферы производства в сферу потребления и осуществления обратной связи между сферой потребления и сферой производства.
Все эти типы производственной деятельности охватывают различные области оказания производственных услуг, они составляют сферу обращения или собственно рынок.
Например, для того, чтобы произведенный товар, скажем какой- либо предмет потребления, попал из сферы производства в сферу потребления, он должен в современных условиях вначале побывать в сфере оптовой и розничной торговли, возможно, стать объектом сделки на товарной бирже; для приобретения его потенциальным потребителем необходимо взять в банке кредит, возможно застраховать данную сделку в страховой компании; в свою очередь фирме- производителю для производства этого товара приходится нанять рабочих с использованием биржи труда, взять коммерческий кредит, также застраховать его, подыскать контрагента с помощью информационной системы (скажем, через Интернет), а также не исключено, что ему придется расплатиться с поставщиками сырья с помощью ценных бумаг.
Мы видим, что между производителем
и потребителем товара возникает
особая цепочка фирм, осуществляющих
посредническую деятельность и, тем
самым, опосредующих взаимодействие производителя
и потребителя товара.
Инфраструктура бизнеса обеспечивает
движение материальных ресурсов, рабочей
силы, информации, капитала как единого
целого.
Без наличия такого рода деятельности
современная система бизнеса не может
эффективно развиваться, в ней не могут
в должной мере проявляться ее интегративные
качества.
Элементы системы бизнеса, которые осуществляют виды деятельности, отнесенные к его инфраструктуре, называются инфраструктурными элементами системы бизнеса.
Для снижения уровня вероятного риска существуют несколько способов, которые необходимо знать успешному предпринимателю. Назовем основные из них: 1) перед началом бизнес-операции необходимо провести оценку возможных потерь в процессе проведения данной операции, определить их величину и частоту возникновения; 2) не избегать риска, а постараться снизить его уровень; 3) если бизнесмен принял решение пойти на риск вероятных потерь, необходимо воспользоваться страхованием операции.
Этот способ приводит к уменьшению риска. Страхование распространяется на имущество, здоровье, жизнь, коммерческие операции, сохранность перевозимых грузов. В случае страхования бизнес-операции предприниматель обязан сделать страховые взносы, что в своем роде является определенной потерей средств. Если уровень риска носит характер допустимого, т. е. величина потерь не превышает ожидаемую прибыль, бизнесмен может решиться на проведение бизнес-операции: 1) если вероятность критического риска достаточно велика, есть необходимость заключить договор операции, согласно которому возможный риск делится между всеми участниками так, чтобы впоследствии можно было возместить потери общими усилиями; 2) при высоком уровне вероятности возникновения критического риска необходимо организовать резервный фонд, заранее определив источники компенсации потерь; 3) нельзя начинать бизнес-операцию с высоким уровнем вероятности катастрофического риска, в результате которого предпринимательская деятельность может закончиться крахом.
Произведя анализ конкурентоспособности фирмы, необходимо выбрать правильную стратегию дальнейших действий. Некоторые фирмы предпринимают стратегию атаки на конкурента. Для того, чтобы удерживать свои позиции на рынках, необходимо вести борьбу с сильными соперниками.
Если фирма занимает на рынке доминирующие позиции, ей необходимо использовать такую стратегию, как расширение рынка. Для этого фирма обязана заниматься поиском и привлечением новых потребителей, новых способов использования продукции, увеличением интенсивности использования продукции фирмы.
Одним из способов снижения уровня предпринимательского риска являются мероприятия по защите доли рынка от атакующих действий конкурентов. Эффективным способом защиты является постоянное введение новых продуктов и услуг. Существуют оборонительные стратегии, которые позволяют уменьшить вероятность нападения конкурентов. К оборонительным стратегиям относятся: 1) защита флангов. Фирма концентрирует свои наиболее сильные базы на слабых участках рынка; 2) позиционная оборона. Эта стратегия призывает к внесению новых видов товаров, что позволит длительно сохранять доминирующие позиции на рынках; 3) упреждающие оборонительные действия. Эта стратегия дает возможность фирме опередить соперника, не давая конкуренту шансов на анализ ситуации и быстрого реагирования на нее; 4) контратака. Стратегия предусматривает тактику встречных действий в ответ на поведение конкурента; 5) мобильная защита. Фирма старается расширить рынок и свое влияние на новые территории; 6) сокращение. Если фирма приходит к выводу, что нет возможности защитить территориальную целостность своей части рынка, она выбирает единственно правильный выход из создавшегося положения – провести концентрацию ресурсов в наиболее перспективных областях.
Стратегическими мероприятиями, направленными на защиту фирмы от предпринимательского риска, являются ценовая борьба, снижение уровня издержек, расширение продуктового ассортимента, разработка и выпуск новых видов товара, проведение работ по усовершенствованию распределительных каналов, проведение рекламных компаний, повышение уровня обслуживания.
В 2010-2011 годах в России
действуют различные программы
государственной поддержки
Прямая поддержка малого
бизнеса включает в себя бюджетные
субсидии малому бизнесу в приоритетных
сферах и обслуживающим его
Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта.