Развитие малого и среднего предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..
1. Развитие предпринимательства в России …………………………………..
1.1 История предпринимательства в России (19-20 вв.) ………………………..
1.2 Основные этапы развития предпринимательской деятельности в России ...
1.3 Преимущества и недостатки предпринимательства в России ……………
2. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России ..
2.1 Стадии развития предпринимательства РФ ……………………………….
2.2 Анализ роли и места малых и средних предприятий России 2000-2010 гг...
2.3 Развитие малого и среднего предпринимательства в ЧР и муниципального образования г.Чебоксары 2008-2010 гг………………………………………..
2.4 Формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России………………………………………………………………………………
3. Направления совершенствования развития предпринимательства
в России ……………………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………….
Приложение ………………………

Файлы: 1 файл

Мой курсач по ппд.doc

— 507.00 Кб (Скачать)

 

Средний бизнес – это достаточно важная и интересная категория предприятий. Во-первых, показатели их финансовой и экономической деятельности наиболее высоки в секторе МСП. Во-вторых, уровень управления, оснащения таких предприятий, а также знаний и квалификации персонала наиболее высок в секторе МСП. Поддержка таких предприятий должна быть не просто адресной – скорее, «штучной». Поэтому политика поддержки средних предприятий, набор и качество предлагаемых бизнес-услуг должны быть максимально подстроены под реальные нужды и потребности конкретных средних предприятий. В частности, это относится и программам повышения квалификации руководителей и персонала таких предприятий.

Прибыльность малого и среднего бизнеса можно оценить, анализируя изменения в объеме добавленной стоимости или прибыли по итогам деятельности предприятия. Как видно из таблицы 4, по итогам 2007 года доля прибыли европейских МСП в общей прибыли всех предприятий составила 32%. В среднем, чем меньше предприятие, тем менее оно прибыльно. В некоторых отраслях малые и средние предприятия производят больше прибыли, чем крупные: например, в отрасли «добыча полезных ископаемых» – 74% против 72%, «поставки электричества, газа воды» – 71% против 62%. А в гостиничном и ресторанном бизнесе МСП даже более прибыльны, чем крупные компании: в этих отраслях МСП занимают рыночные ниши, дающие максимальную прибыль.

Успех любого предприятия зависит от четкого взаимодействия трех компонентов:

1)       организации, т. е. работников предприятия;

2)       бизнес-процессов , т.е. процедур и практики ведения бизнеса;

3)       систем, т.е. используемых механизмов, методов, систем.

Когда малый бизнес вырастает до размеров среднего, взаимодействие этих трех факторов заметно усложняется. Действительно, расширяется ассортимент продукции или услуг предприятия, увеличивается масштаб операций и объем продаж, изменяются каналы поставок сырья, расширяется география сбыта и клиентская сеть, растет количество персонала. Все эти изменения ставят перед руководством новые задачи, требующие незамедлительного решения.

В первую очередь усложнение организации бизнеса требует изменений в системе руководства предприятием и персоналом. Нагрузка и на тех, и на других увеличивается, рабочего времени начинает не хватать, повышенные нагрузки и удлинившийся рабочий день отрицательно сказываются на трудоспособности и производительности труда персонала. При этом уровень сервиса падает, время выполнения заказов увеличивается, что вызывает недовольство клиентов. Стремясь снизить количество ошибок персонала при сопровождении сделок и выполнении заказов, руководство вынуждено вмешиваться в отношения с клиентами, заниматься «горящими» сделками, тем самым отвлекаясь от стратегического планирования на решение сиюминутных задач. Оказывается, что зависимость между количеством клиентов и эффективностью бизнеса не является линейной, и наступает предел, перейдя который бизнес уже не в состоянии справиться с возросшим количеством заказов, если он не изменит структуру организации и управления.

Еще один важный фактор – география, новые рынки. Малые предприятия действуют, в основном, на локальных рынках, а растущие и средние выходят за рамки локальных рынков – в соседние регионы, за рубеж. При этом возрастают расходы на транспорт, складские помещения и логистику, организацию доставки, таможню. Связанные с этим бизнес-процессы тоже требуют должного уровня и качества управления – не только со стороны руководства, но и со стороны менеджеров среднего звена.

 

 

 

2.3 Развитие малого и среднего предпринимательства в ЧР

и муниципального образования г.Чебоксары 2008-2010 гг.

 

По оперативным данным, представленным администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, по состоянию на 1 января 2011 года в Чувашской Республике действует 59 373 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них: 13340 малых и средних предприятий и 46033 индивидуальных предпринимателя.

По сравнению с прошлым годом количество субъектов малого и среднего бизнеса возросло на 0,1 % (на 01.01.2010 – 59334 единицы), в том числе количество малых и средних предприятий выросло на 8,2 % (на 01.01.2010 – 12327 единиц), количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 2,1 % (на 01.01.2010 – 47007 человека).

Численность занятых на малых предприятиях по состоянию на 1 января 2011 г. составила 96,3 тыс. человек, увеличившись на 4,2 % по сравнению с началом прошлого года. Доля работников малых предприятий в общей численности работников, занятых в экономике Чувашской Республики по сравнению с прошлым 2009 годом увеличилась на 1,3 % и составила 24,3 %.

Сложившаяся в Чувашской Республике отраслевая структура распределения малых и средних предприятий свидетельствует о развитии предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания (38,5 %). Привлекательность данной сферы объясняется, прежде всего, относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом. Строительство является одним из секторов экономики, где малые и средние предприятия имеют достаточно сильные позиции – 14,3 %, в обрабатывающем производстве занято 12,2 % от общего числа малых и средних предприятий, в сельском хозяйстве – 4,2 % , на прочих предприятиях – 30,8 %.

Важным показателем развития предпринимательства является показатель “плотности” малых предприятий в муниципальных образованиях республики (в расчете на тысячу населения). В Чувашской Республике этот показатель увеличился на 0,9 и составил 10,4 единиц.

Доля продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства (без средних) в общем объеме валового регионального продукта по предварительным данным по сравнению с 2009 годом увеличилась на 0,3 % и составила 13,6 %.

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике на января 2011 г. общая сумма налогов, уплаченных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, относящимися к субъектам малого предпринимательства, в консолидированный бюджет Чувашской Республики, составила 1203,2 млн. рублей, что на 10,2 % выше, чем за предыдущий год. Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в объем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики составила 7,5 %.

Общий объем средств направленных на финансирование мероприятий Программы в 2010 году составил 235,6 млн. рублей, что в 1,5 раза больше чем в 2009 году, в том числе 43,0 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета, 192,6 млн. рублей за счет средств поступивших в республиканский бюджет Чувашской Республики из федерального бюджета (в 2009 году – 155,7 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 120,2 млн. рублей).

 

 

 

2.4 Формы и методы государственной поддержки

предпринимательства в России

 

За последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

1)     государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

2)     государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

3)     государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

Рассмотрим некоторые из них:

1)                 В этом году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
2) Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Возможно несколько организационных форм предпринимательства в зависимости от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы - вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь:

Например, чтобы арендовать помещения или найти сотрудников для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.

Информация о работе Развитие малого и среднего предпринимательства в России