Развитие малого и среднего предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..
1. Развитие предпринимательства в России …………………………………..
1.1 История предпринимательства в России (19-20 вв.) ………………………..
1.2 Основные этапы развития предпринимательской деятельности в России ...
1.3 Преимущества и недостатки предпринимательства в России ……………
2. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России ..
2.1 Стадии развития предпринимательства РФ ……………………………….
2.2 Анализ роли и места малых и средних предприятий России 2000-2010 гг...
2.3 Развитие малого и среднего предпринимательства в ЧР и муниципального образования г.Чебоксары 2008-2010 гг………………………………………..
2.4 Формы и методы государственной поддержки предпринимательства в России………………………………………………………………………………
3. Направления совершенствования развития предпринимательства
в России ……………………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………….
Приложение ………………………

Файлы: 1 файл

Мой курсач по ппд.doc

— 507.00 Кб (Скачать)
t-align:right"> 

Основные тенденции формирования малого предпринимательства.

 

Предприятие

%

Частные предприятия

27,4

Товарищества

23,6

Кооперативы

23,1

Государственные и муниципальные предприятия

8,3

Акционерные

5,2

Иные

12,2

 

  К числу негативных моментов в развитии малых предприятий этого периода относятся свертывание в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций теневой экономики.

   Шестой этап начинается с 1995 г. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Малые предприятия прекратили свое существование.

   В экономике прослеживается тенденция к концентрации и централизации капиталов. Нерентабельные малые предприятия не выдерживают конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывают свою деятельность.

На замедление роста малых предприятий повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе которой они принимали новые организационные формы или просто ликвидировались.

 

Таблица 1.4

Динамика развития малых предприятий,

1991 – 1997 гг.(на конец года)

 

Год

Всего малых предприятий, тыс.

Темпы роста числа малых предприятий, %

1991

268

100

1992

560

209

1993

865

154

1994

896,9

104

1995

877,3

98

1996

829,4

95

1997

837,9

101

 

В настоящее время на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства приходится около 13 % от общей численности экономически активного населения. Сейчас сектор предпринимательства не в состоянии давать новые рабочие места. Для этого требуются существенные изменения в политике государства по отношению к малому предпринимательству.

Экономические преобразования, происходящие в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных структур и разгосударствления, смены централизованных методов управления на рыночные показывают, что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого бизнеса развитых зарубежных стран необходимо использовать, однако, он должен быть адаптирован к особенностям российской экономики. В нашей стране предприятия малого бизнеса целесообразно концентрировать в наиболее необходимых потребителю сферах: производство продуктов питания, товаров народного потребления, строительных материалов, бытовое обслуживание, строительство жилья.

Таблица 1.5

Основные показатели работы промышленных предприятий.

(численность работающих до 200 человек)

Отрасль

Кол-во предприятий

Удельный вес в общем кол-ве предприятий, %

Объем продукции в ценах 1991г., млн. руб.

Удельный вес в общем объеме продукции, %

1

2

3

4

5

Всего в РФ

10778

48,0

56908

5,2

Электро- Энергетика

51

20,0

210

0,5

Топливная промышлен-ность

121

27,0

317

0,4

Черная металлургия

52

23,6

292

0,5

Цветная металлургия

30

12,6

550

0,8

Химическая и нефтехими-ческая промышлен-ность

136

22,3

984

1,2

Машино-строение Металлоо-бработка

1256

25,5

3825

1,4

1

2

3

4

5

Лесная и целлюлозно-бумажная промышлен-ность

2066

54,0

3926

6,4

Промышлен-ность и строймате-риалы

933

44,8

3195

9,5

Стекольная промышлен-ность

32

21,0

84

1,9

Легкая промышлен-ность

809

36,9

3958

2,1

Пищевая промышлен-ность

31181

64,8

31424

21,5

Микробио-логия

7

15,6

37

1,7

Медицинская промышлен-ность

11

4,8

37

0,5

 

Таблица 1.5 показывает, что наибольший удельный вес малых предприятий приходится на пищевую промышленность (64,8%), они обеспечивают производство более, чем одной пятой совокупного объема производимой продукции. В лесной промышленности они составляют более половины всех предприятий, хотя объемы производства не достигают и 7 %. Это объясняется сохранением государственной собственности на малых предприятиях, выделившихся из состава крупных предприятий.

Анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формируются и развиваются в достаточно сложных экономических, социальных и политических условиях. 

Существенным препятствием развития малого предпринимательства являются неразвитость сектора частной собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, неразвитость рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических лиц.

Для расширения сферы предпринимательской деятельности в России требуется существенная государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и страхования малого предпринимательства, стимулирование его инвестиционной активности.

Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.

К ним относятся:

1)                 отсутствие инфрастуктуры малого бизнеса;

2)                 перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических операций;

3)                 недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;

4)                 вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;

5)                 уход мелких предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и, в следствие, неспособности государства обеспечить безопасность от криминальных структур.

 

 

 

1.3    Преимущества и недостатки предпринимательства в России

 

Преимущества малого бизнеса

1)  Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2)  По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3)  Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

4)  Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5)  Относительно более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.

6)  Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7)  Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности.

8)  Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого бизнеса:

1)  По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2)  Малые предприятия зависимы от крупных компаний.

3)  Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.

4)  Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.

5)  Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6)  МП не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой

7)  Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малых предприятий к изменениям не велики.

8)  Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Информация о работе Развитие малого и среднего предпринимательства в России