Протестантизм и предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:11, доклад

Краткое описание

Родоначальником учения о вкладе протестантской этики в развитие предпринимательства принято считать немецкого социолога, Макса Вебера. «М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы». «

Файлы: 1 файл

Протестантизм и предпринимательство.doc

— 28.50 Кб (Скачать)

Родоначальником учения о вкладе протестантской этики  в развитие предпринимательства  принято считать немецкого социолога, Макса Вебера. «М. Вебер заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов  добивались протестанты; именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. По мнению М. Вебера, экономический подъём и развитие евроамериканского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы». «Иначе говоря, занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, то есть относительно большее их число становится мастерами внутри данного ремесла, тогда как протестанты в относительно большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. В этих случаях, несомненно, налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности». 

Одна  из самых важных идей протестантской этики по Веберу состоит в следующем: «Знак о том, спасен ты или нет  можно получить, лишь совершенствуясь, в своей профессии». Ни одна другая христианская религия не предполагает идеи спасения человека через труд. «От взгляда на труд как на социально унизительное, хотя и практически необходимое занятие, которое должно быть уделом социальных низов, богословие Кальвина [еще один идеолог «Протестантизма»] прямо привело к взгляду на труд как на достойное и славное средство прославления и утверждения Бога через Его творение, которое еще более увеличивает человеческое благополучие». С уверенностью можно сказать, что именно эта идея протестантизма и стала ключевой в воспитание экономически свободного и активного общества в западной Европе, США и Скандинавии. 

Современные протестантские конфессии в России в своем отношении к хозяйственно-предпринимательской  деятельности также исходят из принципов  протестантской этики и догматики. По их мнению, состояние экономики  государства во многом зависит от нравственного состояния общества. Основной предпосылкой, условием создания рынка является, с точки зрения протестантских идеологов, тип массового сознания, воспринимающего свободу частной собственности и предпринимательства как часть общих свобод личности. В историческом плане рыночное сознание современного общества вызревало как воплощение ценностной ориентации людей на достижение личных свобод. «Ведь именно новый человек Западной Европы, а затем Америки, созданный в горниле Реформации, познавший наряду с величием своего личного Бога, величие и необходимость реализации своих прав и свобод, смог в конце концов построить новое общество, в котором все: и мораль, и этика, и право, и политико-хозяйственные институты и структуры - все обращено на цели развития через совершенствование личности...»3. По мнению протестантских авторов, в последние годы в России «наметился социальный заказ на протестантскую мораль. От человека требуется бережливость, трудолюбие, расчетливость, честность в деловых отношениях, уважение к собственности»4.

Священное Писание положительно отзывается о предприимчивой, усердной деятельности, в которой реализуются свобода, инициатива и ответственность человека, а также дает целый ряд предупреждений и советов. 
Для развития свободного предпринимательства за последние два столетия потребовалась совершенно иная, нетрадиционная этика. Она сформировалась в эпоху Реформации и получила распространение в протестантских странах — Германии, Великобритании, США, а впоследствии оказала влияние на предпринимательство и экономику других государств, в том числе и России с ее традиционным укладом хозяйства.

 
В протестантской среде возник «новый» тип этики с присущими ей, по меньшей мере, тремя особенностями: отношением к труду как к призванию; стремлением к получению прибыли — большей, чем необходимо, чтобы обеспечить себя и свою семью; «аскетизмом в миру», т.е. бережливостью и строгостью в использовании полученного богатства.

Информация о работе Протестантизм и предпринимательство