Этика протестантизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 14:00, реферат

Краткое описание

Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации.

Оглавление

1. Название……………………………………………………………………………………………………3

2 . Вероучение……………………………………………………………………………………………….3

3. История……………………………………………………………………………………………………..5

4. Богословие………………………………………………………………………………………………..6

5. Распространение протестантизма……………………………………………………………7

6. Взаимоотношения с другими конфессиями, внутрицерковные дискуссии и атеистический взгляд…………………………………………………………………….8

6.1. Со стороны православных и католиков…………………………………………………..8

6.2. Атеистический взгляд…………………………………………………………………………….11

6.3. В массовой культуре………………………………………………………………………………13

7. Литература………………………………………………………………………………………………14

Файлы: 1 файл

Этика протестантизма.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ 

    ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОТРОННЫХ АРХИВОВ И ДОКУМЕНТОВ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Бражкина  Ольга Вадимовна

Этика протестантизма 
 

    Аналитическая работа по  дисциплине

    «Всеобщая история: новая история Запада и ЦЮВЕ»

    студентки 2-го курса вечерней формы обучения 
     
     
     

   
 
              Руководитель

    Кандидат исторических наук 

    Иванова М. А. 
     

   

 
 
 
 
 
 

    Москва  2011 
     

Содержание 

1.      Название……………………………………………………………………………………………………3

2 .     Вероучение……………………………………………………………………………………………….3

3.        История……………………………………………………………………………………………………..5

4.        Богословие………………………………………………………………………………………………..6

5.        Распространение протестантизма……………………………………………………………7

6.        Взаимоотношения с другими конфессиями,  внутрицерковные дискуссии и атеистический взгляд…………………………………………………………………….8

6.1.     Со стороны православных и католиков…………………………………………………..8

6.2.    Атеистический взгляд…………………………………………………………………………….11

6.3.    В массовой культуре………………………………………………………………………………13

7.        Литература………………………………………………………………………………………………14 

 

Протестанти́зм  или протеста́нтство (от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Для протестантизма характерно крайнее разнообразие внешних форм и практик от церкви к церкви и от деноминации к деноминации. По этой причине протестантизм, как таковой, можно описать только в общих чертах. 

Название 

В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран  приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера. Однако 2-й  Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это  постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов Германии последовал протест, от чего и произошёл термин «протестантизм». 

Вероучение 

Доктрины

Протестантизм разделяет общехристианские представления  о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты  верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом  протестантизм определил принципиальными  три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Организация

Протестанты считают основой своей веры прежде всего Библию — Книги Священного Писания. Это — непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем вопросам затрагиваемых человечеством в его развитии. Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры: Апостольский, Халкидонский, Никео-Цареградский, Афанасьевский. Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов.

Обряды  и таинства

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два — крещение и причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. В любом случае они требуют сознательного отношения, поэтому может существовать обычай совершать крещение в более или менее зрелом возрасте, а до причастия проходить специальную подготовку (конфирмацию). Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Кроме того, протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. В то же время уважение к святым бывает почтительным — как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений II Никейского (седьмого Вселенского) Собора).

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и  статуй, что, впрочем, не самоцель, и  происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение. 

История 

Протестантизм возник как течение, оппозиционное  по отношению к Католической Церкви, в ходе Реформации, идеалом которой  было возвращение к апостольскому христианству, поскольку, по мнению ее сторонников, католичество отошло от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. В основе этого течения лежали, несомненно, как собственно религиозные, так и политические и экономические причины. Реформация стала знаменем буржуазных революций в Нидерландах и Англии.

Предшественниками Реформации считаются профессор  Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320-1384), отстаивавший приоритет Св. Писания по отношению к Св. Преданию, а также его последователь профессор Пражского Университета Ян Гус (1371-1415).

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. Формирование большинства этих течений проходило под знаком «религиозного возрождения» (ривайвелизм), возврата к идеалам раннего христианства и Реформации. Все они отличаются от старого или литургического протестантизма предпочтением свободной проповеди и активной евангелизаторской миссионерской деятельностью. 

Богословие 

Теология  протестантизма прошла в своём развитии ряд этапов. Это ортодоксальная теология XVI в. (Мартин Лютер, Ж. Кальвин, Цвингли, Ф. Меланхтон), непротестантская, или либеральная теология XVIII-XIX вв. (Ф. Шлейермахер, Э. Трёльч, А. Гарнак), «теология кризиса», или диалектическая теология, появившаяся после Первой мировой войны (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман), радикальная, или «новая» теология, распространившаяся после Второй мировой войны (Д. Бонхеффер).

Окончательное формирование протестантского богословия произошло к середине XVII века, и изложено в следующих вероисповедных документах Реформации:

  • Гейдельбергский Катехизис 1563 года (Германия)
  • Книга Согласия 1580 года (Германия)
  • Каноны Дордрехтского Синода 1618-1619 гг (Дордрехт, Нидерланды)
  • Вестминстерское исповедание веры 1643-1649 гг (Вестминстерское аббатство, Лондон, Великобритания).

Характерной чертой классического протестантского  богословия является весьма строгое  отношение к тому, что считается  существенным — вере, таинствам, спасению, учению о церкви, и менее строгое отношение к внешней, обрядовой стороне церковной жизни (адиафора), что часто порождает большое разнообразие форм при соблюдении строгости учения.

Позднейшие  течения часто вырабатывают собственное  учение, некоторые доктрины которого могут выходить за пределы классического богословского наследия. Пятидесятники, в отличие от других христиан, уделяют весьма существенное внимание «говорению на иных языках» (глоссолалии) (считая это признаком «Крещения Святым Духом»), также другим дарам Святого Духа, таким как дар исцеления и дар пророчества. Убеждения в проявлении дара пророчества в современном христианстве характерны и для Адвентистов седьмого дня, они связывают его с видениями и откровениями Елены Уайт. 

Распространение протестантизма 

Со времен Реформации идеи протестантизма проникли практически во все страны мира, и на сегодняшний день, в большей  или меньшей мере, протестантские конфессии имеют своих последователей практически во всех странах.

В настоящее  время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

Протестантизм — одна из немногих религий, распространяющихся по миру в наши дни. К настоящему времени 15-20% населения Бразилии, 15-20% населения Чили, около 20% населения Южной Кореи приняли протестантизм.

Как такового единого центра протестантизма не существует, организационно протестантские поместные церкви объединены в региональные организации, которые, в свою очередь, формируют всемирные объединения церквей. 

Взаимоотношения с другими конфессиями, внутрицерковные  дискуссии и атеистический  взгляд 

Со  стороны православных и католиков

Споры о  протестантизме другими христианами  велись с самого начала его существования.

Основные  моменты разногласий или критики  протестантизма со стороны православных и католиков. Аргументы сторонников  протестантизма выделены курсивом.

Вероучение

Наиболее  фундаментальным недостатком протестантской доктрины православные и католики считают  отрицание той роли Священного Предания, которое оно имеет в православии  и католицизме. По их мнению, благодаря  Священному Преданию Святыми Отцами и был отобран (из множества сомнительных апокрифических книг) список (канон) богодухновенных книг Нового Завета. Иными словами, протестанты используют набор канонов, но отрицают предания, по которым они были приняты. Сами же протестанты отрицают роль Священного Предания в формировании канона, считая, что канон был сформирован под руководством Духа Святого.

Многие католики и православные считают, что протестанты  отвергают Священное Предание полностью. Однако это характерно не для всех протестантов. В реальности скрупулёзно следуют исключительно Священному Писанию только меннониты, мессианские иудеи и часть баптистов. Большинство протестантов, признающие определённую роль Священного Предания в христианстве, при этом, в отличие от православных и католиков, на первое место ставят Священное Писание, а не Священное Предание в качестве толкователя Священного Писания. Предания же противоречащие Писанию (у разных деноминаций понимание этих противоречий различно) в расчёт не принимаются. В настоящее время некоторые протестантские церкви уже фактически более следуют учениям своих пастырей, а не Священному писанию (характерный пример здесь — Церковь «Новое поколение» харизматического пастора А.C. Ледяева).

Учение протестантизма ведется о том, что для спасения души нужна вера в Иисуса Христа как своего спасителя, святость (праведность)(лат. Sola fides) и благодать Божья (которая выражается в том, что Иисус умер за грехи каждого человека), католиками и православными отвергается.

Информация о работе Этика протестантизма