Проблема становления и развития предпринимательства в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:39, контрольная работа

Краткое описание

Как историческая объективность предпринимательство в России возникло еще в средние века. Обретая признаки рыночного института, оно получило активное развитие с первой половины XVIII века, стимулированное протекционистской политикой государства. Однако, богатый опыт отечественного предпринимательства, передававшийся из поколения в поколение на протяжении столетий, оказался невостребованным после революции 1917 г. (если не брать во внимание короткий период НЭПа). Лучшие российские традиции ведения бизнеса во времена советской власти были утрачены на продолжительное время. Государственная пропаганда укоренила в сознании наших граждан отношение к предпринимательству как негативному общественному явлению, свойственному экономике буржуазного государства.

Файлы: 1 файл

контрольная работа..docx

— 57.98 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема становления и развития предпринимательства в России является особо актуальной сегодня, ибо нынешняя государственная политика в области предпринимательства претерпевает качественные изменения.

Как историческая объективность предпринимательство  в России возникло еще в средние века. Обретая признаки рыночного института, оно получило активное развитие с первой половины XVIII века, стимулированное протекционистской политикой государства. Однако, богатый опыт отечественного предпринимательства, передававшийся из поколения в поколение на протяжении столетий, оказался невостребованным после революции 1917 г. (если не брать во внимание короткий период НЭПа). Лучшие российские традиции ведения бизнеса во времена советской власти были утрачены на продолжительное время. Государственная пропаганда укоренила в сознании наших граждан отношение к предпринимательству как негативному общественному явлению, свойственному экономике буржуазного государства.

В современной России становление  рыночной экономики проходило (да и  идет до сих пор) в большей степени  на основе заимствования зарубежной предпринимательской практики. При  этом Россия имеет многовековой успешный опыт деятельности института предпринимательства. Постижение исторического опыта развития предпринимательства в России позволило бы обеспечить бюджетные запросы страны и, избежав старых ошибок, удовлетворить общественные интересы.

Таким образом, актуальность темы данной работы определяется рядом следующих  факторов:

  • изменением внутренней и внешней экономической политики России в переходный период от плановой экономики к рыночным отношениям;
  • трансформацией ее экономических и социальных институтов;
  • изучением исторического опыта предпринимательства прошлых столетий и использования его в системе рыночных отношений постсоветской России;
  • утверждением новых форм собственности.

Во всех этих процессах заметна  роль предпринимательских структур, направленная на расширение сферы потребительского спроса на товары и услуги, повышение эффективности производства в рамках.

Целью работы ставится задача – показать развитие предпринимательства в  России, выделив отдельные его  периоды, ибо эти знания могут  помочь нам через переосмысление прошлого понять сегодняшнюю жизнь  и возможно избежать некоторых ошибок.

 

 

 

 

Не претендуя на всю полноту исследования развития отечественного предпринимательства, автором настоящей статьи ставится более скромная задача - показать развитие предпринимательства в России, ибо  эти знания могут помочь нам через  переосмысление прошлого понять сегодняшнюю  жизнь и возможно избежать некоторых  ошибок. Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был  период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось  вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом  предшествующего внутреннего и  международного развития [1].

 

Предпринимательство, в широком  смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или  торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое  приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых  сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены  были часто опираться в своем  утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В  экономике Российской империи государство  играло особенно большую роль. Основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное  регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность  предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и  достаточно равнодушное отношение  к низкой эффективности хозяйствования. В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора  и всевозможной регламентации.

 

К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ  с капиталом в 256 млн. руб., более  двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс по-настоящему широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

 

В 1861 - 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом  примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом  порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем  промышленность ведущих европейских  держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям  промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.

 

Удельный вес акционерных  обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой  промышленности (89.7%) и цементном  производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%).

 

Зарубежная деятельность российского предпринимательства  чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его  экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно  назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства  из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений  о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во - вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В - третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду ѕ как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов [3].

Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения» [4]. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).

 

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

 

Четвертый этап в истории  отечественного предпринимательства  был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство  практически было изгнано (если не считать  остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное  положение, переместившись в теневую  экономику. Став одной из составных  частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с  большей для себя опасностью все  же продолжала свое существование.

Уйдя “в тень”, предприниматели  пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Список литературы

 

1. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 1998.

 

2. Раку Ю.И. Из истории  предпринимательства.// Предприниматель,  № 1-2, 1992.

 

3. Бляхман Л. Предпринимательство в России. Экономика и организация. - СПб, СПб ГУ, 1995.

 

4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 43, стр. 222.

 

5. О предприятиях и предпринимательской  деятельности. Закон Российской  Федеративной Социалистической  республики № 445-1 от 25.12.1990 г.// Экономика  и жизнь, № 4, 1991.

 

6. Опрос проводился социологической  службой «Кассандра». 

 

7. Асаул Анатолий Николаевич, д.э.н., профессор кафедры экономики строительства Санкт-Петербургского государственного архитектурно строительного университета. Развитие предпринимательства в России.

 

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finansy.ru/

§1.1 История развития франчайзинга

 

История развития франчайзинга уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка указано, что “franchising” — все права и свободы епископатов… пожалованные королевской короной в 1559 году, а “franchises” — ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. [[1]]

 

В свое время в Британии король предоставлял баронам право  собирать налоги на определенных территориях  в обмен на различные услуги, например, такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

 

Свободным людям, или гражданам  городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города: на рынках и ярмарках.

 

Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение  на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

 

В наиболее типичной форме  франчайзинг проявился в британской системе “связанных домов”, которая использовалась пивоварами в XIX веке для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система “связанных домов” оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

Информация о работе Проблема становления и развития предпринимательства в России