Принятия решений по управлению конфликтами в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 04:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы состоит в раскрытии и анализе основных этапов управления конфликтами. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- исследовать и проанализировать работы отечественных и западных авторов по данной тематике;

- раскрыть сущность конфликтов и специфику управленческих решений в условиях конфликта;

- рассмотреть структуру и этапы управления конфликтами;

- рассмотреть возможности разработки мер по разрешению конфликтов при разработке управленческого решения;

- описать рекомендации и проанализировать роль руководителя в разрешении конфликтов

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретический аспект изучения конфликта……………………………6

1.1. Понятие конфликта……………………………………………………………6

1.2. Причины возникновения конфликта и его последствия……………..……12

Глава 2. Специфика управленческих решений в условиях конфликта….……16

2.1. Особенности управления конфликтами……………………………………16

2.2. Этапы регулирования и формы завершения конфликтов…………………20

Глава 3. Рекомендации при принятии решений по управлению конфликтами в организации………………………………………………………….………..…..23

3.1. Организация управления конфликтами и их профилактика……….….….23

3.2. Роль руководителя в управлении конфликтными ситуациями………..….27

Заключение…………………………………………………………………….….30

Список литературы…………………………………………………………….…32

Файлы: 1 файл

конфликтология курсовая.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

    Как было отмечено выше, даже в организации  с эффективным управлением конфликты  нельзя устранить, но ими можно управлять  таким образом, чтобы максимально  увеличить общую выгоду для конфликтующих сторон. Существует несколько эффективных способов12. Рассмотрим четыре способа управления конфликтной ситуацией:

    1. Предотвращение;
    2. Подавление;
    3. Отсрочка;
    4. Разрешение.

    Стратегия предотвращения конфликта.

   1. Устранить реальный предмет конфликта.

   2. Привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению.

   3. Сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

    Стратегия подавления конфликта применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

  1. Целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих.
  2. Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными друг к другу людьми.
  3. Создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми13.

    Стратегия отсрочки - это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

   1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

   а) Изменить силу одного или обоих конфлектующих  в воображении противоположной  стороны;

   б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих  в воображении другого.

   2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связаных с ним и т. п.)

   3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно не нужны или недостижимы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Основные этапы  регулирования и формы завершения конфликтов

    Регулирование конфликта - это упорядоченная совокупность действий участников конфликта, а также третьих лиц (посредников) по преодолению конфликта с использованием различных средств и методик, взаимоувязанных в пространстве и во времени с учетом условий и динамики конфликтной ситуации. Основные элементы технологии: средства; методы; действия14.

    Регулирование конфликта начинается с признания  его реальности. Легитимация конфликта  становится фактом выведения конфликта  из скрытой, латентной формы в  проявленное взаимодействие, у которого могут и должны быть все структурные  элементы противостояния.

    Основные  технологии на этом этапе - структурирование групп и институциализация конфликта. На этой стадии регулирование состоит  в том, чтобы выработать общие  нормы конфликтного взаимодействия, определить институты или конкретных носителей этих норм. Кроме того, используют технологий смягчения конфликта через формы демократизации, сотрудничества, снижения напряженности, нормирования отношений15.

  1. Выбор средств регулирования:
  • использование силы;
  • посредничество;
  • прямые переговоры.
  1. Выбор методов регулирования:
  • уклонение; компромисс; насилие.
  • группы методов: правовые, административные, политические, нравственные, эстетические, религиозные, психологические.
  1. Реализация решений.
  1. Анализ последствий.

Структурные методы регулирования конфликта:

      • изменение структурных факторов, изменение состава участников конфликта;
      • разъяснение требований к работе составление должностных инструкций, распределения прав и ответственности по уровням управления;
      • координационные и интеграционные механизмы создание структурных подразделений в организации, которые могут вмешаться и при необходимости разрешить спорные вопросы;
      • использование институциональных форм и механизмов разрешения конфликтов (властные, позитивные и негативные санкции со стороны руководства или согласительной комиссии);
      • разработка и реализация общих суперординарных целей организации (в частности, общий враг);
      • увеличение доступных ресурсов;
      • экспертные методы
    • использование координационных механизмов, систем вознаграждения и поощрения.

  Завершение конфликта - заключительный этап управления. Возможные формы завершения конфликта:

    1. Устранение конфликта, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта:
      • разделение оппонентов, например, прекращение отношений участников конфликта (увольнение с работы);
      • устранение (уничтожение) одной из сторон или обеих сторон конфликта;
      • исчезновение или изъятие объекта конфликта;
      • устранение дефицита объекта конфликта.
    2. Угасание или затухание конфликта: временное отступление конфликтующих сторон или прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта, конфликт переходит из явной формы в латентную:
    • снижение значимости объекта конфликта, потеря мотива к борьбе, переориентация мотивов;
    • истощение сил, ресурсов.
    1. Перерастание в другой конфликт при смене объекта конфликта.
    2. Подавление или отмена конфликта.
    3. Урегулирование конфликта:
    • выработка соглашения в результате переговоров (изменение поведения в результате уступок методом компромисса или процедуры выбора победителя при прочих равных условиях);
    • разрешение конфликта (изменение установок, эффективно приводящих к окончанию конфликта), устранение основных противоречий или различий, являющихся причинами конфликта или минимизация проблем.

  Отметим, что формы завершения конфликта чаще всего подразделяются на самостоятельные или вмешивающиеся, т.е. с использованием третьих лиц. В последнем случае на современном этапе говорят об использовании переговоров через медиатора16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Рекомендации при  принятии решений  по управлению конфликтами  в организации

3.1. Организация управления  конфликтами и их профилактика 

    Управление  любой организацией определяется как  интеграционный процесс, с помощью  которого профессионально подготовленные специалисты управляют путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления предполагает выполнение функций нормирования, планирования, организм координации, мотивации, контроля, учета и анализа, осуществляя которые менежеры обеспечивают условия для производительного эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Кроме того, управление — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя трудовой интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации.

    Достаточно  оснований рассматривать управление как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Одной из основных составляющих системы управления организацией является управление персоналом.

    Следует отметить, что в России до последнего времени в системах управления организациями отсутствовали работники-конфликта а в должностных инструкциях руководителей и специалистов функции предупреждения и разрешения конфликтов не значились. В их обязанность входило создание лишь «нормального морально-психологического климата», это наделе означало маскировку наличия неизбежных в коллективе противоречий и конфликтных столкновении.

    Но  общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты. Необходимо соответствующее управление этим процессом, задачей которого должно быть предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера. В настоящее время службы управления персоналом, наряду с другими выполняют следующие функции:

  1. социально-психологическую диагностику;
  2. анализ и регулирование групповых и личных взаимоотноше­

   ний, отношений руководства;

  1. управление производственными и социальными конфликтами17.

    Во  избежание конфликтных ситуаций необходимо проводить профилактику конфликтов.

    Профилактика  конфликта - это создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами.

    Специалистами разработано не мало рекомендаций касающихся различных аспектов предупреждения конфликта. В частности предупреждение конфликта зависит от следующих факторов:

          • адекватность восприятия среды организации;
          • открытость и эффективность общения, готовность к всестороннему обсуждению конфликта;
          • создание атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

    Для руководителя полезно знать, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. Обобщая исследование психологов можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:

          • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенная, так и заниженная. И в том и другом случае она может противоречить адекватной оценки окружающих;
          • стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
          • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
          • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление сказать правду в глаза;
          • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность агрессивность, упрямство, раздражительность.

    Люди  в организации всегда находятся  в процессе взаимодействия и одним  из факторов, который может усложнить  этот процесс является большой размер и сложность организации. В связи  с этим возникают коммуникационные проблемы тесно связанные с количеством иерархических уровней в организации18.

      Существует некоторое количество средств, как на индивидуальном, так и на организационном уровне помогающих преодолеть эти проблемы. На индивидуальном уровне необходимо использовать язык четкий, краткий, и в наибольшей степени приложим к теме сообщения. Необходимо избегать использование «штампов» и ненужных классификаций, нужно сообщать как можно больше фактической информации19. Наконец необходимо активно искать обратную связь, с тем, чтобы удостоверится в правильной интерпретации информации. Много может быть сделано и на организационном уровне. Организация может обучать своих работников искусству общения. Тренировки могут включать в себя различные типы ролевых игр, которые служат для улучшения способностей говорить, писать или слушать, а главное - понимать чужую точку зрения. Хотя тренировки не всегда оказываются очень эффективны, часто они помогают.

    Конфликты, производящие в организации должны «заставлять» руководителей и менеджеров по персоналу постоянно совершенствовать систему управления организации. Чтобы избежать не нужных конфликтных ситуаций в условиях производства, надо постоянно совершенствовать систему управленческих отношений, эффективна такая организационная структура, при которой руководителю подчинено не более трех-четырех подразделений, а низовые организации насчитывают не более семи - восьми человек. Тогда основной закон учреждения гласит: сотрудник должен непосредственно подчинятся только стоящему на ступень выше и непосредственно руководить только стоящим на ступень ниже. Помимо этого для профилактики конфликтов необходимо заниматься корпоративной культурой, организационной структурой и персоналом.

Информация о работе Принятия решений по управлению конфликтами в организации