Предмет и метод предпринимательского права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Предпринимательская деятельность и складывающиеся в связи с ее осуществлением общественные отношения.
Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА…………………………5
1.1 Понятие предпринимательского права РФ………………………………5
1.2 Предмет и метод предпринимательского права РФ……………………..9
1.3 Принципы и источники предпринимательского права РФ……………..13
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ………………….19
2.1 Структура правовой основы предпринимательства……………………...19
2.2 Правовая характеристика российского предпринимательства…………..22
2.3 Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РФ.docx

— 67.85 Кб (Скачать)

Вторую группу составляют косвенные запреты. Они вытекают из реализации императивных норм права, предписывающих гражданам и иным негосударственным субъектам социального  общения совершенно определенное одновариантное поведение в сложившейся ситуации. Например, установлена государственная  регистрация актов гражданского состояния – заключения и расторжения брака и некоторых других. Или еще пример: в простой письменной форме должны совершаться сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки. Тем самым вводится косвенный запрет на совершение в подобных ситуациях иных действий: вступать в фактические брачные отношения без их государственной регистрации, заключать сделки в устной форме вместо обязательной письменной.

Правовые последствия  нарушения косвенных запретов, как  правило, более мягкие по сравнению  с последствиями нарушения прямых запретов. В частности, фактические  брачные отношения не порождают  взаимных супружеских прав и обязанностей; несоблюдение простой письменной формы  сделки лишает стороны права в  случае спора ссылаться в подтверждение  сделки и ее условий на свидетельские  показания и т. п. Нарушение косвенных  запретов может повлечь и более  серьезные правовые последствия. Та же письменная сделка, подлежащая нотариальному  удостоверению или государственной  регистрации, но не прошедшая этих обязательных процедур, считается ничтожной, т. е. недействительной с момента заключения.

Таким образом, в отличие  от государственных структур, далеко не все действия предпринимателей, иных негосударственных участников социального общения находятся  под воздействием требований законности. Эти требования распространяются лишь на такие их акции, которые подпадают  под законодательно установленные  запреты или когда сами стороны  решили вступить в отношения, так  или иначе урегулированные нормами  права.

Значение законности состоит  в том, что она служит переходным "мостиком" между сконструированной  на бумаге нормативно-правовой моделью общественных отношений, в том числе предпринимательских, и фактической жизнедеятельностью общества. Вызывает возражение позиция авторов, смешивающих законность с самим правом и, исходя из такого двуединого содержания понятия законности, равновесными частями последней считают законодательство и практику его исполнения. Законности при всей тесной связанности с правом присущи специфические черты, выделяющие ее в ряду правовых явлений как вполне самостоятельный феномен. Это выражается, прежде всего, в том, что именно через законность государственно-обязательные решения, зафиксированные в различных нормативных актах – законах, указах, постановлениях и др., воплощаются в реальную действительность.

В неразрывной связи с  жизнью, с практикой наиболее выпукло  проявляется активная творческая роль законности. В зависимости от характера  и направленности правовой деятельности на первый план выдвигаются различные  стороны законности. Она может  выступать как принцип (основное начало), определяющий деятельность различных  органов, организаций, поведение предпринимателей, граждан. В аспекте реализации государственно-властных полномочий законность есть метод или  способ, когда все отношения между  государством, каждым его органом  и должностным лицом, органами местного самоуправления, с одной стороны, и всеми другими участниками  общественных отношений, с другой, строятся на основе строгого соблюдения действующих  норм права. Государство, органы местного самоуправления могут потребовать  от предпринимателей, граждан и организаций  лишь такого поведения, которое предписывается правовыми актами. За пределами юридических  предписаний государственно-властные отношения не имеют места, так  как лишены реальной основы.11

И если сегодня мы вынуждены  констатировать неисполнение многих нормативных  актов, исходящих от Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, то происходит это во многом из-за ослабления или просто бездействия механизма законности. Поэтому первым и, пожалуй, главным направлением укрепления законности, исполнительской дисциплины в обществе и государстве, перевода норм права в опосредуемые ими общественные отношения, включая предпринимательские, является повсеместное оживление механизма законности, повышение его действенности.

Механизм законности, составляющий ее содержание, включает некоторые  конкретные требования, обращенные к  участникам общественных отношений. Эти  требования, независимо от формы их законодательного закрепления, не просто служат правилами, направленными на упорядочение общественных отношений. В правовой сфере они выступают  регуляторами самого высокого ранга, распространяются на все формы права — законы, указы, постановления и др. Содержащиеся в них правила указывают, в  отличие от других нормативно-правовых регуляторов, не на то, что нужно  соблюдать, исполнять и т.д., а  на то, как это делать, каким образом  добиваться максимально полного  воплощения правовых предписаний в  жизнь.

Важнейшее конкретное требование – единство законности, означающее, что понимание и исполнение нормативных правовых актов должны быть одинаковыми на всей территории нашей страны. Это требование особенно актуально сейчас, когда реализуются совершенно новые конституционные положения о федеративном устройстве России, создании социально-ориентированной рыночной экономики с преобладанием в ней предпринимательства.

Единство законности как  раз и направлено на единообразное  осуществление государственных  решений, прежде всего федеральных  законов и нормативных актов  Президента РФ, в масштабе всей страны, на достижение равенства субъектов Российской Федерации, российских граждан и предпринимателей. Тем самым законность служит внутренним стержнем, прочно скрепляющим все территории России и гарантирующим ее государственную целостность, выступает важным фактором интенсификации экономических реформ, создает комфортные правовые условия для каждого гражданина, субъекта предпринимательства независимо от места жительства и места нахождения, требует повсеместного проведения одинаковой бескомпромиссной борьбы с преступностью и иными правонарушениями в сфере экономики и других сферах общества.

Не менее важное конкретное требование, имеющее особое значение в экономических, предпринимательских  отношениях, состоит во всеобщности  законности, т. е. в утверждении отношения  к законам как актам, непререкаемым  для всех без исключения. Соблюдение законов одинаково обязательно  для любого гражданина, каждой организации  и каждого органа, занимаются ли они предпринимательской деятельностью  или деятельностью иного рода. Перед законом все равны. Требование исполнять их составляет важнейшую  предпосылку укрепления государственной  и общественной дисциплины. Нарушение  правовой нормы не может быть оправдано  ни высоким должностным положением человека, ни характером работы, ни незнанием  закона, ни какими-либо другими причинами. Напротив, личный пример уважительного  отношения к закону, последовательное исполнение норм права со стороны  руководителей всех ступеней и структур — государственных, муниципальных, хозяйственных — одно из благоприятных  условий дальнейшего упрочения  законности.

Еще одно конкретное требование сводится к необходимости правильно  соотносить законность и целесообразность в практической деятельности по реализации норм права. Одинаково ошибочно как  их противопоставление, так и отождествление. Правильное и умелое применение этого  требования в предпринимательской  деятельности является необходимым  условием его высокой эффективности. Деятельность есть сознательно направленное на достижение какой-либо цели поведение. Цель может ставиться лишь тогда, когда имеются средства, создающие возможность ее достижения. Назначение деятельности и состоит в том, чтобы, связав цель со средствами, обеспечить превращение возможности (мыслимого результата деятельности) в действительность (реально существующий результат).

К сожалению, подготовка и принятие многих законов, крайне необходимых  для правомерного развертывания  предпринимательской деятельности, без видимых причин затягивается, что поощряет самовольные несправедливые акции со стороны недобросовестных предпринимателей. В законотворчестве начинает утверждаться непродуктивная и бесперспективная традиция, когда  более трети законов, принятых Государственной  Думой РФ и одобренных Советом  Федерации РФ, не подписываются или  не рассматриваются Президентом  РФ и под различными предлогами возвращаются Федеральному Собранию РФ, где процедуры  их доработки растягиваются на долгие месяцы, а то и годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества.

Общественные отношения, урегулированные  нормами предпринимательского права, и составляют предмет данной отрасли. Рассмотрим подробнее указанные три группы отношений, входящих в предмет предпринимательского права.

Предметом предпринимательского права  являются общественные отношения в  сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с  ними некоммерческие отношения, включая  отношения по государственному регулированию  народного хозяйства. Эти отношения  подразделяются на две группы: предпринимательские  отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель-предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель-орган  управления), образуя в своей совокупности хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.

Под методом правового регулирования, применяемым в отрасли права, понимается набор способов и приемов  регулирования отношений между  субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета регулирования. Каждая отрасль права имеет свой специфический метод правового регулирования, который определяется спецификой общественных отношений и характеризуется следующими специфическими чертами: характером положения участников правоотношения; особенностью содержания правоотношений; особенностью состава юридических фактов; спецификой ответственности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2010г.)
  3. Анохин В.С. Предпринимательское право – М., 2009.
  4. Андреев В.К., Степнюк Л.Н., Остроухова В.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. 2009.
  5. Гражданское право. Учебник. Часть I,II. Издание второе и третье, переработанное и дополненное./ под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого.-М.: Проспект, 2008.
  6. Гражданское право. Учебник. В 3-х томах. Под ред.Е.А.Суханова.Т.1.М.,Юр-М.,2010.
  7. Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право – М., 2009.
  8. Дойников И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право М.: Брандес, 2008.
  9. Ерицян А.В. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности (теоретический аспект) // Государство и право. 2009. 2. С.103-108.
  10. Ершова И.В.Предпринимательское право – М., 2010.
  11. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) М.: Норма-ИнфраМ, 2007.
  12. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право – М., 2011.
  13. Хуторецкий Р. Развитие российского законодательства о лицензировании // Право и жизнь. 2008. № 28. С.154-163

1 Ершова И.В.Предпринимательское право – М., 2010. – с. 31

2 Анохин В.С. Предпринимательское право – М., 2009. – с. 129

3 Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право – М., 2009.

4  Конституция РФ ст 8

5 Ершова И.В.Предпринимательское право – М., 2010. – с. 68

6 Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право – М., 2009.

7 Анохин В.С. Предпринимательское право – М., 2009. – с. 173

8 Гущин В.В., Дмитриев Ю.А. Российское предпринимательское право – М., 2009.

9 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право – М., 2011. – с. 135

10 Круглова Н.Ю. Хозяйственное право – М., 2011. – с. 147

11 Анохин В.С. Предпринимательское право – М., 2009. – с. 155


Информация о работе Предмет и метод предпринимательского права в РФ