Предмет и метод предпринимательского права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Предпринимательская деятельность и складывающиеся в связи с ее осуществлением общественные отношения.
Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА…………………………5
1.1 Понятие предпринимательского права РФ………………………………5
1.2 Предмет и метод предпринимательского права РФ……………………..9
1.3 Принципы и источники предпринимательского права РФ……………..13
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ………………….19
2.1 Структура правовой основы предпринимательства……………………...19
2.2 Правовая характеристика российского предпринимательства…………..22
2.3 Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РФ.docx

— 67.85 Кб (Скачать)

Нормы предпринимательского права  могут предоставлять возможность  более или менее самостоятельно, автономно решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные  нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут исчерпывающе определить объем субъективного права или  обязанность (императивные нормы). Субъекты предпринимательских правоотношений могут находиться в равноправном или подвластном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями  и вертикальные между предпринимателями  и государством неидентичны). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться различными средствами - гражданско-правовыми, административными, уголовными и в различном порядке (административном, судебном).

Таким образом, взаимосвязь свободы  при осуществлении частных интересов  с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов -это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.

Предмет и метод правового регулирования  являются классификационными признаками деления системы права на отрасли. Именно по предмету и методу отрасли  отграничиваются одна от другой, и  именно наличие самостоятельного предмета и специфического метода дает возможность  говорить о самостоятельности отрасли.

Следует отметить, что вопрос о  предпринимательском праве как  самостоятельной отрасли права  является весьма дискуссионным. Впрочем, спор о разграничении отраслей права  становится уже традиционным для  советского, а теперь российского  правоведения.

В научной и учебной литературе представлено несколько концепций  регулирования предпринимательских  отношений. Представители предпринимательского (хозяйственного) права как самостоятельной отрасли, занимая монистическую позицию, полагают, что данные отношения должны регулироваться одной отраслью права. Дуалистическая концепция рассматривает эти отношения, главным образом, с позиций гражданского и административного права, полагая, что горизонтальные отношения равноправных субъектов в сфере товарно-денежного оборота должны регулироваться гражданским правом, а вертикальные отношения - административным правом и нормами примыкающих к нему отраслей. Данная позиция, в частности, представлена авторами Гражданского кодекса РФ. Высказываются мнения и о комплексности данной отрасли, нормы которой призваны урегулировать разнородные отношения.

Безусловно, каждый имеет право  высказывать свою точку зрения и  формировать самостоятельное отношение  по данному спорному вопросу. Однако следует учесть теснейшее переплетение и взаимосвязь самых различных  общественных отношений, отсутствие подчас резкой грани между близлежащими их видами. Поэтому и грань между  отраслями права весьма подвижна, сама система права никогда не пребывает в статике, что соответствует  развитию общества. Происходит преобразование прежних отраслей права и становление  новых, падение значения одних отраслей и рост влияния других.

Под методом правовою регулирования, применяемым в отрасти права, понимается совокупность приемов и  способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Нормы  предпринимательского права могут  предоставлять возможность более  или менее самостоятельно, автономно  решать вопрос об объеме прав и обязанностей (диспозитивные нормы), могут носить рекомендательный характер, а могут  исчерпывающе определить объем субъективного  права или обязанность (императивные нормы). Субъекты предпринимательских  правоотношений могут находиться в  равноправном или подвластном положении. Таким образом, взаимосвязь свободы  при осуществлении частных интересов  с государственным властным воздействием там, где это диктуется публичными интересами, а также учет рекомендаций компетентных органов - это основные характеристики метода правового регулирования предпринимательского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы и источники предпринимательского права РФ

 

Принципы предпринимательского права – это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм.

Принцип свободы предпринимательской  деятельности - получил закрепление  в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической  деятельности".4 Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.

Конституционный принцип  признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности  и равной их защиты - закреплен в  ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному  принципу законодательством не могут  устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной  или частной собственности.

Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное  перемещение товаров, услуг и  финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится  к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут  вводиться в соответствии с федеральным  законом, если это необходимо для  обеспечения безопасности, защиты жизни  и здоровья людей, охраны природы  и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции  и недопущения экономической  деятельности, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).

Принцип государственного регулирования  предпринимательской деятельности. Государственное регулирование  экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.5

Принцип законности. Раскрывай  данный принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская  деятельность должна осуществляться при  строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.

Источник предпринимательского права – это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т. е. разнообразные способы фиксации, объективирования сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативно-правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В настоящее время в научной  литературе идет дискуссия по поводу возможности признания судебного  прецедента источником права в России. Однако Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права в России, поскольку она принадлежит к романо-германской системе права, где судебные прецеденты (в отличие от стран англо-саксонской правовой семьи – Великобритании, США) не относятся к источникам права. Но выраженная в постановлениях пленумов и президиумов высших судебных инстанций, обзорах принятых судебных решений судебная практика по делам, связанная с применением норм предпринимательского права, имеет важное значение для выработки единообразного понимания и применения предпринимательского законодательства, подготовки предложений о его совершенствовании.

Источники предпринимательского права:

1. Основным источником  предпринимательскою права является  Конституция РФ. Для предпринимательского  права особое значение имеют  те конституционные нормы, которые  содержат отраслевые принципы. Кроме  того, в Основном законе закреплены  конституционные гарантии предпринимательства,  конституционные ограничения.

2. Далее в иерархической  структуре источников права следует  назвать кодексы РФ: Гражданский,  Налоговый, Бюджетный, Об административных  правонарушениях, Уголовный. В  частности, Гражданский кодекс  РФ содержит множество норм, регулирующих  предпринимательство. Начиная от  самого понятия предпринимательской  деятельности, организационно-правовых  форм ее осуществления, правового  режима имущества предпринимателей  и заканчивая видами предпринимательских  договоров - все это представлено  в ГК РФ.

3. Помимо кодексов, ведущую  роль в системе источников  предпринимательского права играют  федеральные законы, классификация  которых может быть изложена  следующим образом:

а) законы, регулирующее общее  состояние определенного вида рынка, например Закон РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", Федеральный  закон "О рынке ценных бумаг";

б) законы, устанавливающие  правовое положение субъектов, действующих  на рынке, например Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О  производственных кооперативах", "О  финансово-промышленных группах";

в) законы, регулирующие отдельные  виды предпринимательской деятельности, например Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности", Федеральные законы "О связи", "О рекламе" и  др.;

г) законы, совмещающие в  себе сферы регулирования второй и третьей группы, то есть устанавливающие  правовое положение субъектов, занимающихся каким-либо видом предпринимательства, например Федеральный закон "О  банках и банковской деятельности", Закон РФ "О товарных биржах и  биржевой торговле" и др.;

д) законы, устанавливающие  требования к предпринимательской  деятельности, например Федеральный  закон "О лицензировании отдельных  видов деятельности", Закон РФ "О сертификации продукции и  услуг", Федеральный закон "Об экологической экспертизе" и др.

4. Подзаконные акты также  играют большую роль в деле  регулирования предпринимательской  деятельности. Среди них можно  в первую очередь назвать указы  Президента РФ (напр., Указ Президента  РФ "О мерах по упорядочению  государственного регулирования  цен (тарифов)", постановления  Правительства РФ (напр., постановление,  утвердившее Положение о продаже  на аукционе государственного  или муниципального имущества).

Большой массив источников предпринимательского права составляют нормативные акты федеральных органов  исполнительной власти, действующих  непосредственно в экономической  сфере, таких как Министерство финансов РФ, Министерство экономическою развития и торговли РФ, Министерство имущественных  отношений РФ, Министерство РФ по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства  и др. В некоторых сторонах предпринимательства, например в сфере бухгалтерского учета и отчетности, статистической отчетности, наиболее детальное регулирование  отношений обеспечивается именно актами данного уровня.6

5. В практике регулирования  хозяйственных отношений встречаются  еще постановления Верховного  Совета РФ. Примером действующего  акта такого рода может служить  Постановление Верховного Совета  РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

6. Нормативно-правовые акты  СССР также продолжают действовать,  если они не отменены и не  противоречат действующему законодательству  Российской Федерации. Так, применяется,  правда с учетом многочисленных  изменений, единая журнально-ордерная  форма счетоводства для предприятий,  утвержденная письмом Минфина  СССР от 8 марта 1960 г.

7. Мы рассмотрели систему  источников предпринимательского  права федерального уровня. Вместе  с тем в силу федеративною  устройства нашего государства  и в соответствии с Конституцией  РФ многие сферы общественной  жизни регулируются актами субъектов  Российской Федерации. Органы  местного самоуправления также  издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на главу 8 Конституции  РФ, Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного  самоуправления в РФ".

9. Велика роль локальных  нормативных актов, принимаемых  самими хозяйствующими субъектами  в целях регулирования собственной  предпринимательской деятельности. Например, локальным актом является  приказ об учетной политике  организации, о перечне сведений, составляющих коммерческую тайну.7

10. Помимо нормативно-правовых  актов, источниками предпринимательского  права являются обычаи делового  оборота. В соответствии со  ст. 5 ГК РФ "обычаем делового  оборота признается сложившееся  и широко применяемое в какой-либо  области предпринимательской деятельности  правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от  того, зафиксировано ли оно в  каком-либо документе". Они применяются  наряду с законодательством и  при его пробельности, но никак не вопреки ему, в основном во внешнеторговом обороте, морских перевозках и др.

Составной частью правовой системы Российской Федерации выступают  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации, как  двусторонние (о торговле, экономическом  сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международном  финансовом лизинге, Евразийская патентная  конвенция). ГК РФ предотвращает возможные  коллизии международного и национального  законодательства, решая вопрос в  пользу первого.

Информация о работе Предмет и метод предпринимательского права в РФ