Предмет и метод предпринимательского права в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Предпринимательская деятельность и складывающиеся в связи с ее осуществлением общественные отношения.
Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА…………………………5
1.1 Понятие предпринимательского права РФ………………………………5
1.2 Предмет и метод предпринимательского права РФ……………………..9
1.3 Принципы и источники предпринимательского права РФ……………..13
2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ………………….19
2.1 Структура правовой основы предпринимательства……………………...19
2.2 Правовая характеристика российского предпринимательства…………..22
2.3 Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….

Файлы: 1 файл

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РФ.docx

— 67.85 Кб (Скачать)

Между тем, источниками предпринимательского права не являются акты арбитражных  судов, в частности постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Они должны рассматриваться как  средство достижения единообразного понимания  и применения источников права предпринимательской  сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

 

2.1 Структура правовой основы предпринимательства

 

Понятие правовой основы вошло  в отечественную теорию и практику, когда наметился закат советской  власти и пришло слишком запоздалое осознание необходимости существенного  повышения роли правового фактора  в жизнедеятельности общества, включая  его руководящую и направляющую силу – правящую коммунистическую партию. Сейчас это понятие широко используется в российском государственно-правовом строительстве. Однако до сих пор не определены общепризнанные объем и содержание правовой основы, четко не очерчены круг отражаемых ею общественных отношений и ее место в ряду сложившихся правовых категорий.

Наиболее распространена точка зрения, в соответствии с  которой правовая основа отождествляется  с правом в его государственно-официальной  форме, т. е. с системой действующих  норм права, закрепленных в законах, нормативных указах Президента РФ и  постановлениях Правительства РФ, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

С такими взглядами на правовую основу вообще и правовую основу предпринимательства, в частности, согласиться нельзя. Они не только обедняют основу, но и  ослабляют ее, создают лишь иллюзию  государственной заботы о правовой основе, когда функции государственных  органов и органов местного самоуправления свелись бы к принятию все новых  и новых нормативных актов  без обременения себя ответственностью за исполнение принимаемых решений.

Правовая основа как понятие  охватывает и нормативно-правовую базу предпринимательства, и весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих предпринимательскую  деятельность. Структура правовой основы предпринимательства представляет собой диалектическое единство права, законности и правопорядка. Что же дает основание отстаивать такой взгляд на правовую основу? Право, законность, правопорядок – главное, своего рода костяк в правовом регулировании общественных отношений.

Объединенные в более  общее понятие, они связывают  в одно целое основные элементы правового  регулирования: исходный пункт (правовые нормы), процесс реализации правовых предписаний (законность) и его конечный результат (правопорядок). Право, как  мы видим, есть необходимая предпосылка, опора, на которой разворачивается  и действует механизм законности, формируется правопорядок. Без права  не могут возникнуть ни законность, ни правопорядок, оно есть их основа. В указанном смысле в курсе  лекций употребляется и словосочетание "нормативно-правовая основа" как  базовый, но все-таки всего лишь один из элементов правовой основы.8

Иногда в научной литературе и официальных государственных  решениях рассматриваемое понятие  используется во множественном числе - "правовые основы", что вызывает возражение. О чем бы ни шла речь, под какую бы конкретную группу общественных отношений, например связанных с предпринимательством, образованием, медициной, государственной, муниципальной или военной службой, мы ни "подводили" правовую основу, последняя всегда одна. Данный вывод со всей очевидностью вытекает из нашей реальности: в стране действуют единая (одна) нормативно-правовая система, единая (одна) законность и устанавливается единый (один) правопорядок. Это свое качество они не только не утрачивают, а, напротив, усиливают, будучи системно объединенными в единое понятие – правовую основу.

Подытоживая сказанное, можно  предложить следующее определение  правовой основы: это одна из основ общества и государства, которая посредством отражения, закрепления и реализации интересов российских граждан упорядочивает экономические, социальные, политические и духовные процессы, придает им юридически гарантированную оптимальность функционирования и развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правовая характеристика российского предпринимательства

За прошедшие сравнительно немногие годы реформирования России юридическое понимание предпринимательства  претерпело существенные изменения. Данное обстоятельство следует учитывать  при ознакомлении с законами и  иными нормативно-правовыми актами, а также с научной и учебной  литературой разных лет. В самом  начале предпринимательство представлялось как самостоятельная инициативная деятельность, направленная на получение  прибыли.9

Поскольку всякая экономическая (хозяйственная) деятельность так или  иначе имеет дело с получением прибыли, приведенное определение  практической значимости не имело и  вскоре встал вопрос о его изменении, уточнении. По действующему сейчас законодательству предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (см. ст. 2 ГК РФ).

Рассмотрим содержащиеся в законе конкретные правовые характеристики предпринимательства несколько  подробнее. Сделать это необходимо по крайней мере по двум причинам.

Во-первых, предложенная законодателем  формулировка предпринимательства  не отличается достаточной определенностью, допускает различные толкования и потому нуждается в уяснении ее смысла.

Во-вторых, предпринятые в  научной и учебной литературе трактовки законоположений о  предпринимательстве при всей их нечеткости подчас еще и отступают  от текста закона, не вносят ясности  в сомнительные вопросы, что способствует созданию превратных представлений  о предпринимательстве, может повлечь нарушение прав граждан и иных участников социального общения.

Исходным и самым существенным в понимании предпринимательства  является норма ч. 2       ст. 34 Конституции РФ, гласящей, что предпринимательская деятельность есть разновидность деятельности экономической. Данное обстоятельство почему-то не получило отражения в приведенном выше легальном определении предпринимательской деятельности. Это и позволяет в отрыве от конституционной нормы весьма произвольно понимать предпринимательскую деятельность, наполнять ее неодинаковым содержанием в зависимости от субъективного усмотрения лица, производящего толкование легальной дефиниции.         

Законы и иные нормативные правовые акты, относящие конкретную деятельность к предпринимательской или непредпринимательской, сами требуют юридической оценки с точки зрения их конституционности. Не настроением законодателей, не их отношением к той или иной "прибыльной" деятельности должно определяться предпринимательство. Поле последнего недвусмысленно очертила Конституция РФ: предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может расцениваться как предпринимательская.

После того, как установлено, что конкретная деятельность является экономической, отнесение или неотнесение  ее к предпринимательской осуществляется проще, хотя также не беспроблемно. В ст. 2 ГК РФ приведен критерий вычленения предпринимательства из общей массы  экономической деятельности, а именно: присущая ему цель — систематическое  получение прибыли. Рассмотрение этой правовой характеристики предпринимательства  предполагает выделение в ней  двух относительно самостоятельных  аспектов: что есть прибыль и что  есть ее систематическое получение.

Прибыль и ее величина изначально связаны с созданием нового товара, новой стоимости в результате соединения факторов производства. Основные из них: земля и иные природные  ресурсы, капитал, рабочая сила. Соединяет  их предприниматель, который в данном контексте тоже выступает в качестве самостоятельного фактора производства.

Предприниматель же за свои усилия и риск имеет предпринимательскую  прибыль. Разумеется, далеко не всегда для получения предпринимательской  прибыли факторам производства необходимо прохождение всех трех стадий кругооборота капитала. Предпринимательство иногда ограничивается лишь сферой обращения товара (рынком) – перепродажей по более высокой цене купленных товаров. Стадия производства здесь отсутствует. Но данное обстоятельство сути процесса получения предпринимательской прибыли не меняет.

Соединение факторов производства и получение на этой основе предпринимательской  прибыли происходят на микроуровне  экономики. Предприниматель жизненно заинтересован в максимальном ускорении  их кругооборота: возвращение авансированного  капитала позволяет вновь и вновь  инвестировать его в производство новых товаров и тем самым  получать все большую и большую  прибыль.

Однако процесс воспроизводства  на предприятии, его масштабы и эффективность  определяют не только судьбу данного  конкретного предпринимателя, но существенно  влияют на макровоспроизводство. Расширение производства на отдельном предприятии  означает увеличение выпуска и продаж его продукции, а следовательно, и рост его доходов. Выпуск новой  продукции означает дополнительное насыщение рынка, а рост доходов  обусловливает расширение рыночного  спроса. Все это означает, что  развитие макроэкономики как целостного экономического организма непосредственно  зависит от функционирования каждого  отдельного предприятия.

Еще одна правовая характеристика предпринимательства состоит в  том, что оно рассматривается  как деятельность, осуществляемая на "свой риск". Законодатель никак  не разъясняет, что такое есть риск, равно как и то, зачем понадобилось представление о предпринимательстве  непременно связывать с риском.

В предпринимательской деятельности, как и любой другой, главным  является принятие решения о совершении конкретных действий, в котором и  воплощается предпринимательский  риск. Здесь обычно перед предпринимателем развертывается множество вариантов, альтернатив. И при самом тщательном "взвешивании" всех возможностей нельзя полностью исключить неудачу, наступление негативных последствий  избранного варианта осуществления  конкретной предпринимательской акции. Снижению, а то и устранению убытков  от предпринимательского риска служат разнообразные правовые меры.

2.3 Законность и правопорядок в предпринимательской деятельности

 

Законность – один из основных устоев российского общества и государства. Суть ее состоит в требовании неуклонной реализации законов и основанных на них подзаконных актов всеми участниками общественных отношений, выражающемся в соответствии их деятельности (поведения) нормам права.

Требования законности распространяются на все органы государственной власти и органы местного самоуправления, на их высших должностных лиц и  рядовых служащих, на общественные объединения — партийные, профсоюзные, женские, молодежные и иные организации, на хозяйственные товарищества и  общества, производственные и потребительские  кооперативы, унитарные предприятия, на всех граждан России, иностранцев  и лиц без гражданства, на всю  предпринимательскую деятельность.10

Однако имеются и существенные отличия законности в деятельности властных структур нашего общества и  иных участников социального общения. Органы государственной власти и  местного самоуправления, в том числе  ведущие контроль и надзор за предпринимательством, жестко "связаны" нормативно-правовыми  установлениями. Они могут осуществлять лишь такую деятельность, на которую  прямо уполномочены нормами права, закрепляющими их компетенцию.

В отношении негосударственных  участников социального общения, включая  субъектов предпринимательства, действует  прямо противоположное правило. Им разрешено делать все, что не запрещено  законом. Указанное правило стало  вводиться в нашем обществе и  государстве с конца 80-х г. и  заменило собой прежнее правило, когда возможности негосударственных  субъектов, включая граждан, также  ограничивались дозволениями, установленными нормами права. Новое правило до сих пор многие подвергают критике, усматривают в его внедрении в рыночные отношения России одну из причин ослабления дисциплины, роста правонарушений, в том числе преступности в сфере экономики. Между тем это правило явилось необходимым следствием реформирования российского общества, устранения прежней административно-бюрократической, командной системы управления, демократизации государственной и общественной жизни.

Оно создало широкое поле для  свободного волеизъявления предпринимателей, иных негосударственных субъектов  социального общения, значительно  сузило пределы государственного контроля и надзора за ними. Другое дело, и  в этом нельзя не согласиться с  его критиками, что надо научиться  умело пользоваться предоставленной  свободой, не нарушать права и интересы других лиц.

Установленные государством запреты можно свести в две  группы. В первую входят прямые запреты, устанавливающие недопустимость конкретных действий, прямо указанных (перечисленных) в законе. Такие запреты составляют основное содержание УК РФ, где приведен исчерпывающий перечень составов преступлений и административных правонарушений. За совершение запрещенных деяний введены  строгие уголовные и административные санкции: лишение свободы, штрафы и  др. Подобные запреты содержат и  иные нормативные акты. Например, ст. 928 ГК РФ запрещает страхование убытков  от участия в играх, лотереях и  пари, расходов, к которым лицо может  быть принуждено в целях освобождения заложников.

Информация о работе Предмет и метод предпринимательского права в РФ