Правовой статус потребителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

Анализируя статью Закона «О защите прав потребителей» приходим к выводу, что потребитель - это гражданин, который также имеет намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Одновременно с этим, практическая деятельность демонстрирует, что тут остается много незаконченных задач: никак незакончено развитие нормативного массива, стабилизирующего эту область взаимоотношений. Малы мероприятия, предпринимаемые страной, с целью предоставления охраны покупателей от небезопасных продуктов, трудов и услуг; в государстве отсутствуют концепция всеохватывающего узко потребительского создания и просвещения, независимая экспертиза товаров.

Оглавление

Введение

3
1. ПОНЯТИЕ, ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА
5
1.1. Понятие «потребитель»
5
1.2 Права потребителей и их защита
7
2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОТРЕБИТЕЛЯ
14
2.1 Содержание правового статуса
14
2.2 Виды правовых статусов
16
2.3 Правовой статус потребителя
18
Заключение
21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 42.98 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

им. Г.В. Плеханова

 

Менеджмент ресторанно-гостиничного бизнеса

 

 

Кафедра «Информационно предпринимательского торгового права»

 

Контрольная работа

 

по дисциплине

«Правовое регулирование деятельности предприятий РГБ»

На тему: «Правовой статус потребителя»

 

Студент гр.  35 ЗО

Лисавол А.Р.

 

Проверил:

Сиваков О.В.

 

 

 

МОСКВА, 2015

 

Содержание

 

Введение

 

3

1. ПОНЯТИЕ, ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ  И ИХ ЗАЩИТА

5

1.1. Понятие «потребитель»

5

1.2 Права потребителей  и их защита

7

2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОТРЕБИТЕЛЯ

14

2.1 Содержание правового  статуса

14

2.2 Виды правовых статусов

16

2.3 Правовой статус потребителя

18

Заключение

21

Список использованных источников

23

   

 

 

Введение

 

Вопрос о защите прав потребителей давно приобрел статус международного значения. Неоспоримым фактом является и необходимость особой и адекватной защиты потребителя, поэтому государственная национальная политика в данной сфере заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Это обусловило наличие в законодательстве особых регулятивных и охранительных норм, направленных на защиту государством законных интересов потребителей, создание дополнительных гарантий охраны их прав.

Анализируя статью Закона «О защите прав потребителей» приходим к выводу, что потребитель - это гражданин, который также имеет намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Одновременно с этим, практическая деятельность демонстрирует, что тут остается много незаконченных задач: никак незакончено развитие нормативного массива, стабилизирующего эту область взаимоотношений. Малы мероприятия, предпринимаемые страной, с целью предоставления охраны покупателей от небезопасных продуктов, трудов и услуг; в государстве отсутствуют концепция всеохватывающего узко потребительского создания и просвещения, независимая экспертиза товаров.

Исследование судебной практики демонстрирует, что на сегодняшний день возлюбленная согласно-старому вынашивает двойственный вид, отсутствуют общие комбинация к использованию общепризнанных мерок физического полномочия, разнообразное объяснение утверждений Закона РФ «О защите прав потребителя». Суды претерпевают проблемы, сопряженные с значением сферы взаимоотношений, контролируемых законодательством об охране прав потребителей, что обусловлено динамичным развитием договорных форм, опосредующих оказание различного рода услуг. Данное определяет потребность выполнения базовых изучений с целью преодоления существующих трудностей право применения и абстрактного объяснения улучшения функционирующегозаконодательства.

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА

 

1.1. Понятие «потребитель»

 

В первую очередь необходимо выделить понятие «потребитель».

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие «потребитель» является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин «прибыль» надо понимать как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. То есть не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой страх и риск с целью систематического получения прибыли.

Анализируя статью Закона «О защите прав потребителей» приходим к выводу, о том, что потребитель - это гражданин, который также имеет намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Закон «О защите прав потребителей».

Включение в понятие «потребитель» граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, информации об изготовители и т.д.

Исходя из определения понятия «потребитель», понимаем, что данное определение не будет распространятся на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц, если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения этих нужд.

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые).

Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых.

Под личными (бытовыми нуждами), очевидно, следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел или заказал товар или услугу, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных (в том числе договорных) основаниях с согласия непосредственного ее приобретателя, прежде всего члена семьи.

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях.

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).

Как уже было отмечено, под «потребителем» понимается не только тот, кто непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

В соответствии с Законом РФ потребителями являются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства, от 05.05.2014.

Как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остается немалое количество нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей, на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д.

 

1.2 Права потребителей  и их защита

 

Согласно ст. 10 Гражданского кодекса РК защита прав потребителей обеспечивается средствами, предусмотренными настоящим Кодексом или иными законодательными актами. Каждый потребитель имеет, в частности, право на:

- свободное заключение  договоров на приобретение товаров, использование работ и услуг;

- надлежащее качество  и безопасность товаров (работ, услуг);

- полную и достоверную  информацию о товарах (работах, услугах);

- объединение в общественные  организации потребителей.

Защита интересов потребителей обозначена в Законе «О конкуренции». Сближение законодательств о защите прав потребителей и о конкуренции способствует дальнейшему стимулированию процесса консолидации интересов добросовестных «продавцов» и потребителей.

Потребителем человек становится с момента рождения и остается им до конца жизни, приобретая товары и услуги, которые ему необходимы для работы и учебы, быта и отдыха. При этом не важно: сам он оплатил нужные покупки или за него расплатились родители, родственники, друзья.

1. Потребители имеют право  на:

1) свободное заключение  договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание  услуг);

2) доступ к информации  в сфере защиты прав потребителей;

3) получение информации  о товаре (работе, услуге), а также  о продавце (изготовителе, исполнителе);

4) приобретение безопасного  товара (работы, услуги);

5) свободный выбор товара (работы, услуги);

6) надлежащее качество  товара (работы, услуги);

7) обмен или возврат  товара как надлежащего, так и  ненадлежащего качества;

8) возмещение в полном  объеме убытков (вреда), причиненных  их жизни, здоровью и (или) имуществу  вследствие недостатков товара (работы, услуги);

9) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения  товара (выполнения работы, оказания  услуги);

10) предъявление претензии  к инициатору (организатору) игр  по качеству товара (работы, услуги), переданного (выполненного, оказанного) в виде выигрыша;

11) создание общественных  объединений потребителей;

12) возмещение морального  вреда;

13) защиту прав и законных  интересов;

14) осуществление иных  прав, предусмотренных настоящим  Законом и иными законами РФ.

Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг).

Право потребителя на доступ к информации в сфере защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в образовательные программы, а также посредством организации системы информирования потребителя о его правах и необходимых действиях по защите этих прав.

Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при установленных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя, окружающей среды. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

Потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги), не изъятого из гражданского оборота или не ограниченного в обороте, в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя).

Если в установленном законодательством РФ порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), потребитель имеет право на получение товара (работы, услуги), соответствующего этим требованиям.

Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса, объема, количества, размеров приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в его присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.

Если потребитель при заключении договора поставил в известность продавца (исполнителя) о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), он имеет право на получение товара (работы, услуги) надлежащего качества, пригодного для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию потребитель имеет право на получение товара, который соответствует образцу и (или) описанию.

Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом (изготовителем), обменять купленный товар на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (изготовителем).

Межведомственный совет по защите прав потребителей образуется в целях обеспечения координации деятельности министерств и ведомств по защите прав потребителей.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца (изготовителя) покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу (изготовителю) и получить уплаченную за него денежную сумму.

Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

1) соразмерного уменьшения  покупной цены;

2) безвозмездного устранения  недостатков товара.

В случае, когда продавец товара ненадлежащего качества не является его изготовителем, требования, указанные в подпунктах 2), 4) и 5) настоящего пункта, могут быть предъявлены по выбору покупателя к продавцу либо к изготовителю;

3) возмещения своих расходов  на устранение недостатков товара;

4) замены на товар аналогичной  марки (модели, артикула);

5) замены на такой же  товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом  покупной цены;

6) расторжения договора  и возврата уплаченной за товар  денежной суммы.

Право на возмещение причиненных убытков остается за потребителем независимо от выбранного им требования, указанного в подпунктах 1) - 6) части первой настоящего пункта.

Информация о работе Правовой статус потребителя