Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:36, контрольная работа

Краткое описание

Как следует из приведенной нормы закона, ответственность несут как наниматель, то есть предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель, как юридическое лицо, несет материальную ответственность. Другие виды ответственности - дисциплинарную, уголовную могут нести только физические лица - должностные лица нанимателя. Они же несут и административную ответственность за нарушение законодательства о труде и материальную ответственность за причинение ущерба нанимателю. В отношении нанимателя применяются также экономические санкции за нарушения законодательства о труде.

Оглавление

Вопрос 1: Меры дисциплинарного, административного, уголовного воздействия налагаемые на виновных лиц в нарушении трудового законодательства.
3
Задача №1
10
Задача №2
13
Задача №3
14
Задача №4
15
Список использованных источников
19

Файлы: 1 файл

1.doc

— 130.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

имени  ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

Юридический факультет

 

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

        Специальность:  Г. 09.01.00 – 

        Правоведение

 

Правовое  регулирование

предпринимательской деятельности

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

студентки 6 курса заочной формы обучения

Ф И О 

 

 

                          Руководитель:,

          кандидат юридических наук,

                          доцент

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2008

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование:

Стр.

Вопрос 1: Меры дисциплинарного, административного, уголовного воздействия налагаемые на виновных лиц в нарушении трудового  законодательства.

3

Задача  №1

10

Задача  №2

13

Задача  №3

14

Задача  №4

15

Список  использованных источников

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1: Меры дисциплинарного, административного, уголовного воздействия  налагаемые на виновных лиц в нарушении  трудового законодательства.

 

Статья 465 Трудового кодекса  Республики Беларусь [2] предусматривает, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Как следует из приведенной  нормы закона, ответственность несут  как наниматель, то есть предприятие, учреждение, организация, так и его должностные лица. При этом наниматель, как юридическое лицо, несет материальную ответственность. Другие виды ответственности - дисциплинарную, уголовную могут нести только физические лица - должностные лица нанимателя. Они же несут и административную ответственность за нарушение законодательства о труде и материальную ответственность за причинение ущерба нанимателю. В отношении нанимателя применяются также экономические санкции за нарушения законодательства о труде.

Должностные лица, нарушившие законодательство о труде (при решении  вопросов об увольнении, переводе, изменении  существенных условий труда, привлечении  к дисциплинарной и материальной ответственности, нарушении правил охраны труда и техники безопасности) могут быть привлечены к ответственности в зависимости от степени, характера и мотивов нарушения трудового законодательства.

Наиболее общие  и важные трудовые обязанности работников сформулированы в статье 53 Трудового  кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ТК РБ), в которой установлено, что работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять распоряжения нанимателя, повышать производительность труда, улучшать качество продукции, соблюдать требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, бережно относиться к имуществу нанимателя, хранить государственную и служебную тайну, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательных актов, локальных нормативных актов и трудового договора, контракта.

Приведение  в ТК РБ подробного перечня основных прав и обязанностей работника дает возможность более точно и  справедливо решать на практике многочисленные споры по поводу нарушения трудовых прав, неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей сторонами трудового договора, контракта.

 

Дисциплинарная  ответственность:

Противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей считается дисциплинарным проступком (статья 197 ТК РБ). За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 ТК). Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания. Например, в соответствии со статьей 57 Закона "О государственной службе в Республике Беларусь" [3] за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев; увольнение с занимаемой должности.

При любом виде дисциплинарной ответственности перечень дисциплинарных взысканий, определенный в актах законодательства, в локальном  порядке дополняться и изменяться не может.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит  нанимателю. Однако при выборе дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

Кроме того, к  работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются в локальном порядке.

Предоставляя нанимателю право выбора меры дисциплинарного взыскания, законодатель обязывает его строго соблюдать порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, установленные статьями 199, 200 ТК РБ.

Дисциплинарное взыскание  применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема (избрания, утверждения, назначения на должность) и увольнения работников, либо по его поручению иным органом (руководителем).

Так, работник должен знать, что в случае совершения дисциплинарного  проступка, до применения к нему дисциплинарного взыскания наниматель обязан затребовать письменное объяснение работника. Если работник отказывается дать такое объяснение, то наниматель должен оформить акт с указанием присутствующих при этом свидетелей. С приказом (распоряжением) о дисциплинарном взыскании работника следует ознакомить под роспись в пятидневный срок. Работник, не ознакомленный с таким приказом (распоряжением), считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Отказ работника от ознакомления с приказом (распоряжением) оформляется актом. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако это правило не исключает право нанимателя применить к работнику иные меры правового воздействия (лишение премии, переноса отпуска и т.п.).

 

 

Административная ответственность - это наиболее распространенный вид юридической ответственности. Она выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное правонарушение (административный проступок) - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Мерами административной ответственности являются административные взыскания, установленные Кодексом об административных правонарушениях  Республики Беларусь (далее по тексту -  КоАП) [5].

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие  предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом  административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального  права, предоставленного данному  гражданину (права управления транспортными  средствами, права охоты);

5-1) взыскание стоимости  товаров и транспортных средств,  явившихся непосредственными объектами административного правонарушения;

6) исправительные работы;

7) административный арест.

Особенностью административной ответственности (в отличие от дисциплинарной) является то, что виновное лицо не находится  в служебном подчинении органа, налагающего административное взыскание.

Следует иметь виду, что  в Республике Беларусь 21 апреля 2003 г. принят новый Кодекс об административных правонарушениях (в ред. Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 321-З), который более подробно конкретизирует административные правонарушения в сфере труда. В нем предусмотрено несколько составов правонарушений в сфере труда, за которые установлена соответствующая административная ответственность. Статьями 9.14 – 9.19 КоАП предусмотрена ответственность за следующие правонарушения в сфере труда:

нарушение нанимателем  или уполномоченным должностным  лицом нанимателя требований законодательства о своевременном оформлении документов о трудовом стаже, заработной плате  или результатах аттестации рабочих  мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения;

невыполнение нанимателем  обязанности по созданию рабочих  мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством;

невыполнение нанимателем  обязанности по созданию рабочих  мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

несоздание нанимателем  рабочих мест для трудоустройства  лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью;

несоздание нанимателем  рабочего места для трудоустройства  работника, получившего инвалидность в результате трудового увечья или  профессионального заболевания на данном производстве, повлекшее расторжение с ним трудового договора;

неуведомление органов  государственной службы занятости, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем  или уполномоченным должностным  лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий);

необоснованный отказ  уполномоченным должностным лицом  нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони;

отказ уполномоченным должностным  лицом нанимателя в приеме на работу выпускника учебного заведения, получившего  направление на работу, а равно  иного лица, заключение трудового  договора с которым является обязательным;

нарушение правил техники  безопасности, промышленной санитарии  или иных правил по охране труда  нанимателем, лицом, ответственным  за их соблюдение;

непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с  законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;

неисполнение обязательного  для сторон коллективного трудового  спора решения трудового арбитража, Республиканского трудового арбитража;

действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке;

нарушение нанимателем  или уполномоченным должностным  лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы;

незаконное привлечение  уполномоченным должностным лицом  нанимателя работника к ответственности. Так, Декретом Президента Республики Беларусь N 29 от 26 июля 1999 г. "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" [6] установлена административная ответственность должностных лиц нанимателя за незаконное привлечение работника к ответственности. Такое нарушение влечет наложение на должностных лиц штрафа в размере до 100 базовых величин. Протоколы по таким делам об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными органов департамента государственной инспекции труда. Рассмотрение дел об этих административных правонарушениях осуществляется судом [6, п. 3];

непроведение нанимателем  или уполномоченным должностным  лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности